Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России от "04" сентября 2017 г. N185-п (далее - Инспекция), в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России П.Л. Потылицына; участников Инспекции - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления М.В. Литвинова и главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления А.В. Федотова, в присутствии представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N6 по Астраханской области (414024, Астраханская обл, Астрахань г, ул. Набережная Приволжского Затона, 35/1Б) Прокофьевой А.В. (доверенность N01-92/02 от 05.09.2017), Шармина А.В. (доверенность N01-92/01 от 05.09.2017), на основании обращения ЗАО "Национальная почтовая служба" от 31.08.2017 N3108/17 (вх. N8486 от 01.09.2017), статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку государственного заказчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N6 по Астраханской области (414024, Астраханская обл, Астрахань г, ул. Набережная Приволжского Затона, 35/1Б) на предмет соблюдения им требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении закупки на право заключить контракт на оказание услуг почтовой связи (пересылка почтовых уведомлений) (реестровый номер 0325100028017000020), по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
05.09.2017 Инспекция в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России П.Л. Потылицына; участников Инспекции - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления М.В. Литвинова и главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления А.В. Федотова, в присутствии представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N6 по Астраханской области (414024, Астраханская обл, Астрахань г, ул. Набережная Приволжского Затона, 35/1Б) Прокофьевой А.В. (доверенность N01-92/02 от 05.09.2017), Шармина А.В. (доверенность N01-92/01 от 05.09.2017) был объявлен перерыв в рассмотрении дела до 09:30 19.09.2017. После перерыва Инспекция продолжила рассмотрение в том же составев в присутствии представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N6 по Астраханской области (414024, Астраханская обл, Астрахань г, ул. Набережная Приволжского Затона, 35/1Б) Прокофьевой А.В. (доверенность N01-92/02 от 05.09.2017), Шармина А.В. (доверенность N01-92/01 от 05.09.2017), в отсутствие представителя ЗАО "Национальная почтовая служба" надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела.
17.08.2017 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N6 по Астраханской области на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) было опубликовано извещение N 0325100028017000020 о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения контракта на оказание услуг почтовой связи (пересылка почтовых уведомлений).
I. Подателем обращения указывается довод о том, что Заказчик в извещении неверно указал цену единицы услуги.
Инспекция отклоняет вышеуказанный довод, по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 части 1 данной статьи, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе).
В соответствии с Закона о контрактной системе, в случае если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Поскольку положения Закона о контрактной системе содержат требования об указании заказчиком цены запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цены единицы работы или услуги в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке, а Закон о контрактной системе не предусматривает наличие документации при заключении контракта с единственным поставщиком, приведенная правовая норма не подлежит применению при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Указанная позиция согласуется с позицией, изложенной в письме Минэкономразвития России от 6 мая 2016 г. N ОГ-Д28-6323, от 6 мая 2016 г. N Д28и-1278.
II. Инспекция отклоняет довод подателя обращения о том, что объект закупки не относится к сфере услуг субъектов естественных монополий, в связи с чем данная закупка должна была проводиться конкурентным способом, по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также услуг центрального депозитария.
Под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (ст. 3 Закона о естественных монополиях).
Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
При этом услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи являются сферой деятельности субъектов естественных монополий (ч. 1 ст. 4 Закона о естественных монополиях).
Положениями Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" (далее - Правила N 234) и Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон о почтовой связи) определено понятие "почтовые услуги".
Основные понятия, которые используются в целях регулирования отношений в области почтовой связи, определяются в ст. 2 Закона о почтовой связи.
Под почтовой связью согласно ст. 2 Закона о почтовой связи понимается вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.
Почтовые отправления и почтовые переводы подразделяются на внутренние (принимаемые для пересылки в пределах территории Российской Федерации) и международные (принимаемые для пересылки за пределы Российской Федерации, поступающие на ее территорию из других государств либо следующие транзитом через территорию Российской Федерации) (п. 9 Правил N 234).
Согласно положениям п. 11 Правил N 234 письменная корреспонденция и посылки являются самостоятельными видами почтовых отправлений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637 утверждено Положение о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи (далее - постановление Правительства N 637), которое разработано в целях реализации Федерального закона "О связи" (далее - Закон о связи).
Данное Положение определяет цели, методы и порядок государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электросвязи (кроме универсальных услуг связи) и общедоступной почтовой связи на внутреннем рынке Российской Федерации (далее - государственное регулирование).
Государственному регулированию подлежат тарифы на услуги общедоступной электросвязи, включая услуги связи для целей эфирного телевизионного вещания и (или) радиовещания, и общедоступной почтовой связи (далее - услуги связи), предоставляемые операторами связи, являющимися субъектами естественных монополий и включенными в реестр субъектов естественных монополий (далее - оператор связи), в том числе операторами связи, определенными в соответствии с п. 2 ст. 19.2 Закона о связи (далее - оператор связи, осуществляющий трансляцию) (п. 2 постановления Правительства N 637).
Таким образом, положения ч. 1 ст. 4 Закона о естественных монополиях и постановления Правительства N 637 не дают специального определения "общедоступной почтовой связи", а содержат отсылочные нормы к нормативно-правовым актам, регулирующим вопросы оказания услуг почтовой связи - Закона о почтовой связи и Правил N 234, которые, в свою очередь, не ограничивают понимание "почтовые услуги" лишь пересылкой внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) и передачей внутренней телеграммы.
Исходя из требований Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" и положений Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" в их правовой взаимосвязи с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N637, под общедоступной почтовой связью для целей части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08,1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" понимаются действия или деятельность по приёму, обработке, перевозке, доставке (вручению) внутренних почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств, что включает в себя и учёт, и хранение, и возврат внутренней письменной почтовой корреспонденции.
В силу пункта 1 "Перечня услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам", утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637, пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) относится к услугам общедоступной почтовой связи.
Законодательство не подразделяет услуги общедоступной связи на те, которые относятся к сфере естественных монополий, и те, для которых имеется сформировавшийся конкурентный рынок ("конкурентные"). Следовательно, если конкретная деятельность по приёму, обработке, перевозке, доставке (вручению) внутренних почтовых отправлений законодательно отнесена к услугам общедоступной почтовой связи, то такая деятельность полностью относится к сфере естественных монополий.
Данная позиция также поддерживается судебной практикой (например, постановление Арбитражного суда Уральского округа по делу N А60-61253/2015 от 14.09.2016).
Инспекция, проанализировав предмет заключенного контракта на оказание услуг почтовой связи (пересылка почтовых уведомлений), не установила услуг, не отнесенных к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Таким образом, у Инспекции основания по выдачи предписания Заказчику, отсутствуют.
Основываясь на изложенном, Инспекция
РЕШИЛА:
Признать факт отсутствия нарушения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N6 по Астраханской области Закона о контрактной системе при проведении закупки на право заключить контракт на оказание услуг почтовой связи (пересылка почтовых уведомлений) (реестровый номер 0325100028017000020).
Руководитель инспекции П.Л. Потылицын
Участники инспекции: М.В. Литвинов
А.В. Федотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 19 сентября 2017 г. N 162-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2017