Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России от "12" сентября 2017 г. N193-п (далее - Инспекция), в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России П.Л. Потылицына; участников Инспекции - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления М.В. Литвинова и главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления А.В. Федотова, в присутствии представителя ФГБУ "Научно-исследовательский институт о изучению лепры" Министерства здравоохранения Российской Федерации (414057, Астраханская обл, Астрахань г, пр. Николая Островского, 3) Бирюковой Е.Д. (доверенность N679 от 15.09.2017), на основании обращения прокуратуры Советского района г. Астрахани (вх. N8698 от 08.09.2017), статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку государственного заказчика ФГБУ "Научно-исследовательский институт о изучению лепры" Министерства здравоохранения Российской Федерации (414057, Астраханская обл, Астрахань г, пр. Николая Островского, 3) на предмет соблюдения им требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупки на право заключения контракта на поставку лекарственных средств (реестровый номер извещения: 0325100027717000049), по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
10.05.2017 ФГБУ "Научно-исследовательский институт о изучению лепры" Министерства здравоохранения Российской Федерации на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) были опубликованы извещение N 0325100027717000049 о проведении аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственных средств и документация о нем.
Подателем обращения указывается довод о том, что Заказчик в извещении и аукционной документации не предоставил участникам закупки, являющимся производителями лекарственных средств, возможность предоставить в составе вторых частей заявок лицензии на осуществление деятельности по производству лекарственных средств.
Комиссия соглашается с вышеуказанным доводом подателя обращения по следующим основаниям.
Согласно извещению и п. 2.1.2 Раздела 2. "Требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе" аукционной документации заказчиком установлено требование о предоставление во вторых частях заявок участников закупки действующих лицензий на осуществление фармацевтической деятельности на оптовую торговлю лекарственными средствами для медицинского применения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает в том числе и требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Так, в приложении к Положению о лицензировании фармацевтической деятельности утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" (далее - Положение) установлен перечень выполняемых работ, оказываемых услуг. Составляющих фармацевтическую деятельность, а именно:
1. Оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения
2. Хранение лекарственных средств для медицинского применения
2. Хранение лекарственных препаратов для медицинского применения
3. Перевозка лекарственных средств для медицинского применения
4. Перевозка лекарственных препаратов для медицинского применения
5. Розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения
6. Отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения
7. Изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения.
Согласно пункту 34 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) организация оптовой торговли лекарственными средствами - организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку в соответствии с требованиями Закона об обращении лекарственных средств.
Согласно части 1 статьи 52 Закона об обращении лекарственных средств фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В соответствии со статьей 54 Закона об обращении лекарственных средств оптовая продажа лекарственных средств может осуществляться только производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами по правилам, утвержденным соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно пункту 7 Приказа Минздравсоцразвития России от 28.12.2010 N 1222н "Об утверждении Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения" оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность (с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами"), выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Организация обязана разместить в удобном для ознакомления месте копию лицензии на фармацевтическую деятельность.
Также в соответствии со статьей 53 Закона об обращении лекарственных средств организации оптовой торговли лекарственными средствами могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации, в том числе и медицинским организациям. Порядок розничной торговли установлен статьей 55 Закона об обращении лекарственных средств, в соответствии с которым розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
В соответствии со статьей 493 ГК РФ договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. При реализации товаров оптом оформляется договор поставки или иной договор гражданско-правового характера, содержащий признаки договора поставки.
В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Таким образом, по мнению инспекции, в случае если объектом закупки является поставка лекарственных средств, заказчику необходимо установить требование к участникам закупки о соответствии законодательству Российской Федерации, а именно о наличии у организации оптовой торговли лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами".
При этом Заказчику в извещении и аукционной документации необходимо предоставлять участникам закупки, являющимся производителями лекарственных средств, возможность предоставить в составе вторых частей заявок лицензии на осуществление деятельности по производству лекарственных средств, выданную в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N686 от 06.07.2012 "Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств".
Вышеуказанная позиция указана в решении Верховного суда Российской Федерации от 05.12.2016 по делу NАКПИ16-1012.
Однако рассмотренные извещение и документация не предоставляют участникам закупки, являющимся производителями лекарственных средств, возможность предоставить в составе вторых частей заявок лицензии на осуществление деятельности по производству лекарственных средств.
Данные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Основываясь на изложенном, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать ФГБУ "Научно-исследовательский институт о изучению лепры" Министерства здравоохранения Российской Федерации нарушившим ч. 6 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы, собранные в ходе проведения настоящей проверки, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица ФГБУ "Научно-исследовательский институт о изучению лепры" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Руководитель инспекции П.Л. Потылицын
Участники инспекции: М.В. Литвинов
А.В. Федотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 22 сентября 2017 г. N 163-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.09.2017