Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 25 сентября 2017 г. N 165-17 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, а/я 267, тел (851-2) 39-05-80 e-mail: to30@fas.gov.ru
РЕШЕНИЕN165-17
по результатам внеплановой проверки
"20" сентября 2017 г. г. Астрахань
Инспекция, утвержденная приказом руководителя Астраханского России от 17.05.2017 N97-п (далее - Инспекция), в составе:
Потылицына Павла Леонидовича - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление) - руководитель инспекции;
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления- участник Инспекции;
Умеровой Р.Р. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления- участник Инспекции;
в присутствии представителя администрации муниципального образования "Поселок Верхний Баскунчак" Абдулгамидовой О.Ю. (доверенность от 29.05.2017 б/н), на основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также в связи с обращением Ахтубинской городской прокуратуры от 10.05.2017 (вх.от 15.05.2017 N4492) провела внеплановую проверку на предмет соблюдения муниципальным заказчиком - администрацией муниципального образования "Поселок Верхний Баскунчак" (адрес: 416530, Астраханская область, Ахтубинский район, Поселок Верхний Баскунчак, ул.Пролетарская,129) требований Закона о контрактной системе при заключении муниципального контракта от 28.12.2016 N3-2016 МК.
19.09.2016 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на приобретение мазута топочного М-100 III-IV вида с начальной (максимальной) ценой контракта 2 994,750 руб (реестровый N0125300005416000013) и документация о нем.
По результатам проведения данного аукциона Заказчик 31.10.2016 заключил контракт на приобретение мазута топочного с ООО "Виза Трейдинг".
19.12.2016 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на приобретение мазута топочного М-100 III-IV вида с начальной (максимальной) ценой контракта 26 502 835, 64 (реестровый N0125300005416000016) и документация о нем.
Однако 27.12.2016 Заказчиком было принято решение об отмене проведения данной закупки и проведении закупки иным способом.
28.12.2016 администрацией МО "Поселок Верхний Баскунчак" заключен муниципальный контракт с ООО "Астэк" N3-2016 МК на приобретение мазута топочного М-100 III-IV вида для нужд населения поселка Верхний Баскунчак на основании п.9 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе на поставку 1650 тонн топлива на 26 400 000 руб., то есть без применения конкурентных процедур.
Постановлением администрации МО "Поселок Верхний Баскунчак" от 25.12.2016 N258 "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования "Поселок Верхний Баскунчак" в силу крайней необходимости, в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, всей коммунальной инфраструктуры, недопущения выхода из строя систем жизнеобеспечения и недопущения срыва отопительного сезона 2016-2017 введен режим чрезвычайной ситуации на территории поселка с 18 часов 00 минут 25.12.2016.
Следует отметить, что последняя поставка топлива осуществлена ООО "Виза Трейдинг" 04.12.2016, после чего заказчиком какие-либо меры по инициированию процедуры закупки топлива конкурентным способом кроме объявления электронного аукциона (реестровый N0125300005416000016) не предпринимались.
Указанные обстоятельства по мнению Инспекции фактически свидетельствуют о преждевременности принятия решения о введении режима чрезвычайной ситуации и заключении контракта с единственным поставщиком ООО "Астэк" по следующим основаниям.
Во- первых, согласно ч.4 ст.71 Закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным , и Закона о контрактной системе в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, а также по основаниям, предусмотренным Закона о контрактной системе в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем, или по основаниям, предусмотренным Закона о контрактной системе, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с настоящего Федерального закона (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным способом в соответствии с Законом о контрактной системе.
Однако Заказчик не воспользовался своим правом провести запрос предложений на поставку мазута топочного, несмотря на то что сроки проведения закупки путем запроса предложений значительно меньше чем сроки проведения электронного аукциона.
Во-вторых, Заказчиком не было представлено доказательств что у него отсутствовала возможность заключить контракт на поставку мазута топочного с единственным поставщиком на сумму менее чем 26 400 000 руб руб, и объявить о проведении в это время запроса котировок.
В-третьих, Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и не вправе совершать действия, влекущие за собой неосновательное сокращение числа участников закупки.
Перечень случаев, при которых возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) закреплен в части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Согласно требованиям пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) возможно в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
Из указанной нормы следует, что заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком на выполнение работ в том количестве и объеме, который необходим для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций.
Из постановления N258 от 25.12.2016 и условий муниципального контракта от 28.12.2016 следует, что основанием для его заключения явилась необходимость подачи отопления и населению муниципального образования "Поселок Нижний Баскунчак", то есть, фактически продолжение проведения отопительного сезона 2016-2017 года.
Отопительный сезон начинается каждый год в октябре, у администрации имеется возможность принятия заблаговременных мер по проведению закупки на поставку мазута топочного.
Таким образом, заключение муниципального контракта от 28.12.2016 на поставку мазута топочного на основании п.9 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе является следствием несвоевременного принятия мер администрацией МО "Поселок Верхний Баскунчак" по подготовке к отопительному сезону.
Таким образом, Инспекция считает, что в данном случае у Заказчика отсутствовали основания для заключения контракта в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения ответственность за которое установлена ч.1 ст.7.29 КоАП РФ.
Руководитель инспекции П.Л.Потылицын
Участники инспекции: М.В.Литвинов
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 25 сентября 2017 г. N 165-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2017