Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Платоновой Э.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Тандем" (далее - ООО "Тандем", Общество, заявитель): не явились, о времени и месте надлежащим образом уведомлены;
от заказчика Федерального казенного предприятия "Аэропорты Севера" (далее - ФКП "Аэропорты Севера", заказчик) - Афанасьев С.В., Егоров Д. В. (представители по доверенностям);
рассмотрев ООО "Тандем" на действия заказчика ФКП "Аэропорты Севера" при проведении электронного аукциона на выполнение текущего ремонта в филиале "Аэропорт Жиганск" (извещение N 0516100000117000170), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Тандем".
Из текста жалобы ООО "Тандем" следует, что заявитель обжалует положения аукционной документации:
1. В нарушение Закона о контрактной системе заказчиком установлены по позициям 1, 13 в Описании объекта закупки аукционной документации излишние требования к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
2. В нарушение Закона о контрактной системе заказчик в пункте 29 Информационной карты аукционной документации установил требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта несоответствующее положению части 8 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. В нарушение Закона о контрактной системе заказчик в составе аукционной документации не установил сроки выполнения работ.
Просят признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика пояснили следующее:
1. Считают, что заказчиком не нарушены требования Закона о контрактной системе, поскольку в аукционной документации установлены требования к применяемым материалам/товарам в соответствии с ГОСТ.
2. В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе заказчик в аукционную документацию обязан включить информацию только о размере обеспечения исполнения контракта, срока и порядка предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта, те есть перечисление случаев, когда не применяются обеспечение исполнение контрактов не обязательно и не может повлиять на результаты аукциона или каким - либо образом ограничить конкуренцию, соответственно не является нарушением.
3. Сроки выполнения работ указаны в п. 13 Информационной карты аукционной комиссии и п. 4.3.4 Раздела 3 Техническая часть аукционной документации.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лица, участвовавшие в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1) извещение N 0516100000117000170 об осуществлении закупки размещено уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), а также на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 25.08.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 806 389 ,84 рублей;
4) подано 2 заявки участниками электронного аукциона, все заявки допущены к участию:
5) дата проведения электронного аукциона - 14.09.2017 года;
6) при проведении электронного аукциона предложение о снижении цены поступило от 2 участников закупки;
7) заявка 1 участника закупки признана соответствующим требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "Тандем" частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод заявителя в части установления излишних требований к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, определяющим общие правила описания объекта закупки, в том числе для проведения открытого конкурса, при составлении описания объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках Закона N 44-ФЗ предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Заказчик при формировании документации о закупке вправе не указывать ссылку на определенный ГОСТ, однако в таком случае ему придется приводить обоснование необходимости использования других показателей в соответствие с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
При этом, необходимо отметить, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, действия заказчика в части излишней детализации описания объекта закупки, а именно подробного изложения требований к используемых при выполнении работ товарам, в том числе к значения, которые станут известными при испытании определенной партии, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в электронном аукционе.
Материалами дела установлено, что в позициях 1, 13 таблицы "Материалы" раздела 3 Техническая часть аукционной документации (Описание объекта закупки) содержит следующее:
N п/п |
Наименование |
Технические характеристики |
Маркировка, ГОСТ |
1 |
ГКЛ |
Гипсокартонные листы на 50-55 % состоят из гипса,на 15-20 % из целлюлозных волокон. Плотность материала - 1200-1250 кг/см3, предел прочности - 53 кг/см2, теплопроводность до 0,36 ВТ мК, звукопоглощение составляет 40dB, показатель набухания в воде - 5 % за 24 часа. Огнестойкость ГКЛ категория Г-1. |
Лист гипсокартон ГОСТ 6266-97 |
13 |
Грунтовка на основе алкидных смол |
Для грунтования металлических поверхностей под покрытия различными эмалями, время высыхания при температуре (20 |
Следовательно, позиции 1, 13 таблицы "Материалы" раздела 3 Техническая часть аукционной документации (Описание объекта закупки) содержат показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства
В соответствии с Решением Верховного суда Российской Федерации от 09.02.2017 года N АКПИ16-1287 суд поддержал позицию ФАС России (письмо N ИА/44536/16 от 01.07.2016 г.) о недопустимости требования от участников закупки чрезмерно детализированного описания товара, в том числе химического состава, компонентов товара, и (или) показателей технологии производства, испытания товара, и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Между тем, согласно подпункту 1.2.1 пункта 1.2 Электронный аукцион на выполнение работ, оказание услуг подраздела 1. Первая часть заявки Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе аукционной документации, если часть 2 "Описание объекта закупки" не содержит таблицу или перечень "Требования к основным используемым товарам": участником закупки дается только согласие на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).
Поскольку раздел 3 Техническая часть аукционной документации (Описание объекта закупки) не содержит таблицу или перечень "Требования к основным используемым товарам", то участниками закупки в рамках данного электронного аукциона в составе первой части заявки дается только согласие на выполнение работ, предусмотренных аукционной документацией.
Таким образом, действия заказчика, установившего излишние требования к показателям товаров/материалов, используемых при выполнении работ, значения которых становятся известными в ходе испытаний, нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя признан обоснованным.
При этом, у Комиссии антимонопольного органа отсутствует сведения о том, что данное нарушение повлияло на результаты электронного аукциона.
2. Довод заявителя в части установления заказчиком в пункте 29 Информационной карты аукционной документации требования несоответствующее положениям части 8 статьи 96 Закона о контрактной системе подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Федеральным законом от 03.07.2016 года N 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц" пункт 3 части 8 статьи 96 Закона о контрактной системе изложен в новой редакции.
Так, согласно пункта 3 части 8 статьи 96 Закона о контрактной системе положения настоящего Федерального закона об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае заключения бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.
Данные изменения вступили в силу 03.07.2016 года, учитывая, что извещение о проведении электронного аукциона было опубликовано на официальном сайте ЕИС 25.08.2017 года, внесенные в пункт 3 части 8 статьи 96 Закона о контрактной системе изменения в данном случае подлежат применению.
Материалами дела установлено, что пунктом 29 Информационной карты аукционной документации установлено, что размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению, а также информация о банковском сопровождении контракта: "Обеспечение исполнения контракта не применяется в случае:
1) заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;
2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;
3) заключения бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии".
Таким образом, заказчик нарушил требование пункта 3 части 8 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку не установил требование в соответствии с актуальной редакцией Закона о контрактной системе на дату размещения извещения о проведении электронного аукциона.
Довод признан обоснованным.
Следует отметить, что на момент рассмотрения жалобы у Комиссии отсутствовали сведения, что данное нарушение повлияли на результаты электронного аукциона.
3. Довод заявителя в части отсутствия сроков выполнения работ в аукционной документации подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе прежде всего должна содержать информацию, которая указывается в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно материалам дела пунктом 13 Информационной карты аукционной документации установлено, что срок выполнения работ - с момента подписания контракта до 30 ноября 2017 г.
Кроме того, пунктом 4.3.4 Технической части аукционной документации установлено, что "Сроки производства работ (Календарный график - предоставляется Подрядчиком): Начало работ: c момента подписания контракта. Конец работ: "30" ноября 2017 года".
Таким образом, документация об электронном аукционе содержит сведения о сроке выполнения работ, следовательно, довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
Жалоба ООО "Тандем" признана частично обоснованной.
На основании вышеуказанного, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Тандем" на действия заказчика ФКП "Аэропорты Севера" при проведении электронного аукциона на выполнение текущего ремонта в филиале "Аэропорт Жиганск" (извещение N 0516100000117000170) частично обоснованной в части установления излишних требований к показателям товаров/материалов, применяемых при выполнении работ, которые станут известными при испытании определенной партии; в части не установления требования в соответствии с актуальной редакцией Закона о контрактной системе на дату размещения извещения о проведении электронного аукциона.
2. Признать заказчика ФКП "Аэропорты Севера" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64, пункт 3 части 8 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Поскольку допущенные нарушения не повлияли на результаты закупки не выдавать заказчику предписание об их устранении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии М.Н. Мохначевская
Э.Ю. Платонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 сентября 2017 г. N 06-975/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.09.2017