Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее также - ООО "Перспектива", заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ООО "СеверСтрой"" (далее также - ООО "СеверСтрой", заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Администрации муниципального образования "Поселок Тикси" Булунского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрация, заказчик): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя,
рассмотрев жалобы ООО "Перспектива", ООО "СеверСтрой" на действия заказчика Администрации муниципального образования "Поселок Тикси" Булунского улуса (района) Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на работы строительные по строительству гражданских сооружений, не включенные в другие группировки (изв. N 0116300043817000026), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "Перспектива", ООО "СеверСтрой".
Из текста жалобы ООО "Перспектива" следует, что:
1) Проект контракта содержит конкретный размер обеспечения исполнения контракта, который согласно ст. 95 Закона о контрактной системе меняться не может: "10.2. Обеспечение исполнения Контракта предоставляется Заказчику до заключения Контракта. Размер обеспечения исполнения Контракта составляет 325 616 рублей (5 процентов от начальной (максимальной) цены контракта)".
2) Заказчик неправомерно установил запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 года N 1457.
Из текста жалобы ООО "СеверСтрой" следует, что заказчик неправомерно установил запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 года N 1457.
Из письменного пояснения заказчика по жалобе ООО "СеверСтрой" следует, что указанные условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, действительно ошибочно включены в конкурсную документацию.
В дальнейшем нарушения заказчика будут устранены в п.20 "условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами".
По жалобе ООО "Перспектива" пояснение от заказчика не представлено.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 21.07.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) в извещение о проведении электронного аукциона, аукционную документацию внесены изменения 24.08.2017 года;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 6 512 320,00 руб.;
5) на участие в закупке подана 1 заявка от участника закупки;
6) заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям аукционной документации. Электронный аукцион признан несостоявшимся;
7) На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалоб по существу.
Комиссия считает жалобы ООО "Перспектива", ООО "СеверСтрой" обоснованными на основании следующего.
Доводы жалоб ООО "Перспектива", ООО "СеверСтрой" в части неправомерного установления запрета в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 года N 1457 признаны обоснованными на основании следующего.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 года N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г. (далее - Перечень), включающий, в том числе, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 5 Перечня).
Согласно материалам дела в пункте 20 раздела I.3. "Информационная карта" аукционной документации установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее также - Постановление N 1457).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.06.2017 N 672 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1296 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", Постановление N 1457 утратило силу с 10.06.2017 года.
Извещение N 0116300043817000026 о проведении электронного аукциона на работы строительные по строительству гражданских сооружений, не включенные в другие группировки, опубликовано заказчиком в ЕИС 21.07.2017 г., следовательно, запрет на выполнение работ, оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, в рамках данной закупки установлен неправомерно.
Таким образом заказчиком нарушено требование части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы ООО "Перспектива" в части того, что проект контракта содержит конкретный размер обеспечения исполнения контракта без учета положений статьи 37 Закона о контрактной системе, признан обоснованным на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Как установлено ранее, начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 512 320,00 руб.
Пунктом 15 раздела I.3. "Информационная карта аукциона" аукционной документации установлен размер обеспечения исполнения контракта - 5 % начальной (максимальной) цены контракта 325 616 руб.
В пункте 10.2. проекта контракта установлено, что обеспечение исполнения контракта предоставляется заказчику до заключения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта составляет 325 616 рублей (5 процентов от начальной (максимальной) цены контракта).
При этом, проект контракта не содержит условий о том, что в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, требуется предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчиком нарушена часть 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Жалобы ООО "Перспектива", ООО "СеверСтрой" подлежат признанию обоснованными.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее.
Комиссия отмечает, что вышеуказанные нарушения, а также нарушения в части указания в проекте контракта о внесении денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта в виде залога и невключения в аукционную документацию условия в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 года N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" об обязанности подрядчика выполнить работы, стоимость которых составляет не менее 15 процентов от цены муниципального контракта самостоятельно, с указанием видов предлагаемых работ, были выявлены в ходе рассмотрения жалобы ООО "Перспектива" на действия заказчика Администрации МО "п. Тикси" при проведении электронного аукциона на работы строительные по строительству гражданских сооружений, не включенные в другие группировки (изв. N 0116300043817000026) и проведения внеплановой проверки данной закупки по делу N 06-819/17т о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
По итогам рассмотрения данной жалобы заказчику было выдано предписание об устранении допущенных нарушений.
Между тем, из материалов дела следует, что данные нарушения не были устранены заказчиком.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 25 статьи 99 Закона о контрактной системе в случае поступления информации о неисполнении выданного в соответствии с пунктом 2 части 22, пунктом 3 части 27 настоящей статьи предписания контрольный орган в сфере закупок вправе применить к не исполнившему такого предписания лицу меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, заказчиком нарушены часть 3 статьи 96, пункт 2 части 22 статьи 99, часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указывается дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона.
Извещением о проведении электронного аукциона N 0116300043817000026 и пунктом 8 "Дата окончания срока рассмотрения 1 частей заявок на участие в электронном аукционе" раздела I.3. "Информационная карта аукциона" аукционной документации установлена дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 15.09.2017 года.
Из письменного пояснения заказчика следует, что на участие в закупке подана 1 заявка, данная заявка признана соответствующей требованиям аукционной документации.
В материалы дела заказчиком представлен протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 21.09.2017 года.
В соответствии с частью 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.
Таким образом, аукционной комиссией нарушена часть 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "СеверСтрой" обоснованной.
3. Признать заказчика Администрацию муниципального образования "Поселок Тикси" Булунского улуса (района) Республики Саха (Якутия) нарушившей часть 6 статьи 31, части 1, 3 статьи 96, пункт 2 части 22 статьи 99, часть 2 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Признать аукционную комиссию Администрации муниципального образования "Поселок Тикси" Булунского улуса (района) Республики Саха (Якутия) нарушившей часть 6 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Выдать аукционной комиссии, заказчику Администрации муниципального образования "Поселок Тикси" Булунского улуса (района) Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
6. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
7. Передать материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: В.А. Данилова
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 22 сентября 2017 г. N 06-988/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2017