Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия, Комиссия антимонопольного органа), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Платоновой Э.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Северо-Восточное бюро аудита" (далее - ООО "Северо-Восточное бюро аудита", Общество, заявитель): Лопарева Я.Р. (генеральный директор);
от заказчика Муниципального унитарного предприятия "Предприятие по производству и транспортировке тепловой энергии" городского округа "город Якутск" (далее - МКУ "Теплоэнергия" ГО "город Якутск", заказчик): Васильева Л. И. (представитель по доверенности);
от уполномоченного органа Окружной Администрации города Якутска (далее также - ОА г. Якутска, уполномоченный орган): Антонова С. Д. (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "Северо-Восточное бюро аудита" на действия заказчика МУП "Предприятие по производству и транспортировке тепловой энергии" городского округа "город Якутск" при проведении открытого конкурса на оказание услуг по проведению аудиторской проверки достоверности промежуточного бухгалтерского баланса, результатов инвентаризации имущества и обязательств муниципального унитарного предприятия "Теплоэнергия" ГО "город Якутск", подлежащего приватизации (изв. N 0116300000117001166), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Северо-восточное бюро аудитов".
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "Северо-Восточное бюро аудитов" пояснила, что заявителем обжалуются действия заказчика, поскольку считает, что документация об открытом конкурсе содержит несоответствующее положениям действующего законодательства Российской Федерации требование. А именно, в пункте 3 части 3 Описание объекта закупки конкурсной документации в составе выходных материалов указано, что аудиторское заключение, должно быть оформленно в соответствии с Федеральными (правилами) стандартами аудиторской деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 30.12.2008 года N307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ) аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита, которые являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников, а также со стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов. На территории Российской Федерации применяются международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 9.1. статьи 23 Закона N 307-ФЗ до года, следующего за годом, в котором международные стандарты аудита признаны для применения на территории Российской Федерации, обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников являются федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Правительством Российской Федерации, и федеральные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные уполномоченным федеральным органом.
Аудит будет проводиться за 9 месяцев 2017 года и контракт будет заключен в 2017 году, следовательно, аудит должен проводиться в соответствии с требованиями международных стандартов аудита.
Также, в проекте контракта установлено, что обязательства исполнителем выполняются в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к контракту), но конкурсная документация не содержит техническое задание.
Просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснила, что участник открытого конкурса, подавший заявку, в случае заключения контракта, руководствуется Законом N 307-ФЗ и установленными в ней требованиями и не может руководствоваться иными нормативными актами, в том числе недействующими.
По второму доводу пояснила, что Описание объекта закупки конкурсной документации содержит весь необходимый объем информации для исполнения обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом.
Просит признать жалобу ООО "Северо-восточное бюро аудита" необоснованной
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа пояснила, что согласна с позицией представителя заказчика.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия антимонопольного органа, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение N 0116300000117001166 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 24.08.2017 г.,
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 733 566,67 рублей;
5) на участие в открытом конкурсе подано 11 заявок;
6) заявки 11 участников закупки признаны соответствующими требованиям конкурсной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия антимонопольного органа считает жалобу ООО "Северо-восточное бюро аудита" частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод заявителя в части установления заказчиком требований в Описании объекта закупки конкурсной документации не в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 30.12.2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита, которые являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников, а также со стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов. На территории Российской Федерации применяются международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 9.1. статьи 23 Закона N307-ФЗ до года, следующего за годом, в котором международные стандарты аудита признаны для применения на территории Российской Федерации, обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников являются федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Правительством Российской Федерации, и федеральные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные уполномоченным федеральным органом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 576 "Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации" утверждено прилагаемое Положение о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации.
Следовательно, аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита, которые признаны подлежащими применению на территории Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с 1 января 2017 года.
Пунктом 1 части 3 Описания объекта закупки конкурсной документации установлено, что цель оказания услуг является проведение аудиторской проверки, позволяющей сделать выводы о достоверности промежуточного бухгалтерского баланса и результатов инвентаризации имущества и обязательств муниципального унитарного предприятия "Теплоэнергия" ГО "Город Якутск" (далее - муниципальное предприятие) по состоянию на 01 июля 2017 года, в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета согласно действующему законодательству, о достоверности результатов инвентаризации имущества и обязательств муниципального предприятия, правильности формирования состава подлежащего приватизации имущественного комплекса муниципального предприятия, а также перечня объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в его составе".
Пункт 2 части 3 Описания объекта закупки конкурсной документации содержит следующее: "Перечень услуг: провести аудит промежуточного бухгалтерского баланса, результатов инвентаризации имущества и обязательств муниципального предприятия методом сплошной проверки в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Решением Якутской городской думы РС(Я) от 14.11.12г. N 92-НПА "О порядке приватизации муниципального имущества Городского округа "город Якутск"" (в ред. от 15.06.16г. N289-НПА), Федеральными (правилами) стандартами аудиторской деятельности".
Пунктом 3 части 3 Описания объекта закупки конкурсной документации установлено, следующее: "Выходные материалы: аудиторское заключение, оформленное в соответствии с Федеральными (правилами) стандартами аудиторской деятельности, и письменная информация аудитора (далее - аудиторский отчет), отражающая выполнение всех задач настоящего технического задания с обоснованными выводами и предложениями по каждой задаче, на бумажном и электронном носителях, а также заполненные приложения по формам N 1 - N 5, представить в двух экземплярах на бумажных носителях".
Следовательно, согласно части 3 Описания объекта закупки конкурсной документации проведение аудиторской проверки производится в соответствии с Федеральными (правилами) стандартами аудиторской деятельности. При этом аудиторской проверке подлежит промежуточный бухгалтерский баланс по состоянию на 01 июля 2017 года.
Таким образом, конкурсная документация содержит неправомерное требование о проведении аудиторской проверки промежуточного бухгалтерского баланса в соответствии с Федеральными (правилами) стандартами аудиторской деятельности, что нарушает положение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя признан обоснованным.
2. Довод заявителя в части отсутствия Технического задания в проекте контракта признан необоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Как отмечено выше, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Пункт 1.2. проекта контракта установлено, что "Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по проведению аудиторской проверки достоверности промежуточного бухгалтерского баланса, результатов инвентаризации имущества и обязательств муниципального унитарного предприятия "Теплоэнергия" ГО "город Якутск", подлежащего приватизации в соответствии с техническим заданием (Приложение N1 к Контракту)".
Представитель заказчика пояснила, что Описание объекта закупки конкурсной документации содержит всю необходимую информацию для выполнения обязательств, установленных муниципальным контрактом. В техническом задании содержатся формы, в которых указаны какие сведения, подлежат аудиторской проверке, а сведения о составе имущественного комплекса заказчика, подлежащего проверке, будут переданы исполнителю непосредственно в ходе исполнения муниципального контракта.
Таким образом, проект контракта содержит необходимую информацию, что дает для участников открытого конкурса ясное представление о выполняемых обязательствах, установленных муниципальным контрактом.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
Жалоба ООО "Северо-Восточное бюро аудитов" признана частично обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Федеральным законом от 03.07.2016 года N 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц" пункт 3 части 8 статьи 96 Закона о контрактной системе изложен в новой редакции.
Так, согласно пункту 3 части 8 статьи 96 Закона о контрактной системе положения настоящего Федерального закона об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае заключения бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.
Данные изменения вступили в силу 03.07.2016 года, учитывая, что извещение о проведении электронного аукциона было опубликовано на официальном сайте ЕИС 24.08.2017 года, внесенные в пункт 3 части 8 статьи 96 Закона о контрактной системе изменения в данном случае подлежат применению.
При этом предметом закупки является оказание услуг по проведению аудиторской проверки достоверности промежуточного бухгалтерского баланса, результатов инвентаризации имущества и обязательств муниципального унитарного предприятия "Теплоэнергия" ГО "город Якутск", подлежащего приватизации, а не выдача банковской гарантии.
Материалами дела установлено, что пунктом 30 Информационной карты конкурсной документации установлено, что размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению, а также информация о банковском сопровождении контракта: "Обеспечение исполнения контракта не применяется в случае:
1) заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;
2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;
3) заключения бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии".
Таким образом, заказчик нарушил требование пункта 3 части 8 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку не установил требование в соответствии с актуальной редакцией Закона о контрактной системе на дату размещения извещения о проведении электронного аукциона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Северо-Восточное бюро аудита" на действия заказчика МУП "Предприятие по производству и транспортировке тепловой энергии" городского округа "город Якутск" при проведении открытого конкурса на оказание услуг по проведению аудиторской проверки достоверности промежуточного бухгалтерского баланса, результатов инвентаризации имущества и обязательств муниципального унитарного предприятия "Теплоэнергия" ГО "город Якутск", подлежащего приватизации (изв. N 0116300000117001166) частично обоснованной в части
2. Признать заказчика МУП "Предприятие по производству и транспортировке тепловой энергии" городского округа "город Якутск", уполномоченный орган Окружную Администрацию города Якутска нарушившими пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 50, пункт 3 части 8 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику МУП "Предприятие по производству и транспортировке тепловой энергии" городского округа "город Якутск", уполномоченному органу Окружной Администрации города Якутска предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
Э.Ю. Платонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 20 сентября 2017 г. N 06-992/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.09.2017