Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "УНР-38" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Администрации Талдомского муниципального района (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Центр управления закупками" (далее - Уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение работ по устройству покрытий из резиновой крошки на детских и спортивных площадках парка "Солнечный берег" (извещение N 0848300060617000411 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика,Уполномоченное учреждения, при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя документация об Аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) дата начала подачи заявок- 30.08.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта -6 376 432,93 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 15.09.2017;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников -15.09.2017;
5) дата проведения Аукциона - 18.09.2017;
6) на участие в Аукционе подано4 заявкиот участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено2 заявки от участников закупки;
8) в Аукционе участвовало 2 участника закупки;
9) по результатам рассмотрения вторых частей заявок 2 участника закупки соответствуют требованиям документации об Аукционе;
10) победителем Аукциона признано ООО "БЛАГО-Д" с предложением о цене контракта 6 153 257,74 руб.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены избыточные требования к товарам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Изучив документацию об Аукционе Комиссия установила, что Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товаров, например, такие показатели как:
- по товару "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие" показатели "Наибольший размер минеральных зерен не должен быть; Содержание в смеси щебня должно быть в интервале; Максимальный размер зерен 20 мм должен быть в пределах; Максимальный размер зерен 15 мм должен быть в интервале; Максимальный размер зерен 10 мм должен быть в пределах; Максимальный размер зерен 5 мм должен быть в интервале; Максимальный размер зерен 2,5 мм должен быть в пределах; Максимальный размер зерен 1,25 мм должен быть в интервале; Максимальный размер зерен 0,63 мм должен быть в пределах";
- по товару "Смеси щебеночно-гравийно-песчаные" показатели "Наибольший размер зерен непрерывной гранулометрии; Пределы чисел пластичности";
- по товару "Грунт" показатель "Пределы рабочей температуры";
- по товару "Клей для резиновой крошки" показатель "Время высыхания до степени 3 при температуре 20,00,5)o С и относительной влажности воздуха не менее 70%".
При этом, участникам закупки не представляется возможным указать достоверные значения требуемых Заказчиком в документации об Аукционе показателей, так как участник закупки не обязан иметь в наличии товар, предлагаемый для использования при выполнении работ, на момент подачи заявки на участие в Аукционе, следовательно, требование к их указанию в составе заявки является избыточным требованием, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.
Аналогичным образом нарушения допущены в ряде других товаров в части установления избыточных требований к показателям товаров.
Комиссия приходит к выводу, что требования к содержанию заявки, инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика,Уполномоченного учреждения нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия пришла к выводу, что допущенное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к значениям показателей, установленных с знаками "," и "или" и установленных в графе "Значения показателей, которые не могут изменяться".
При этом в пункте 15 документации об Аукционе "15. Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" установлено:
"По третьему виду показателей участники указывают конкретное значение для показателей, в отношении которых в графах "Минимальные значения показателей" и/или "Максимальные значения показателей" и/или "Наименование показателя" представлены варианты значений с использованием уточняющих слов и/или символов: в требованиях к характеристикам товаров используются следующие равнозначные символы: символы ";" равнозначны "и", символы "," равнозначно "или", используются только указанные в форме значения; в случае установления показателей с символом "\", данный символ нужно трактовать, как союз "или", участником могут быть использованы только указанные значения; в случае установления показателей с символом "/", данный символ нужно трактовать, как союз "и", участником могут быть использованы только указанные значения; в случае, если, параметры перечислены с использованием союза "или", то это означает, что заказчику требуется одно из перечисленных значений показателя, если не указано иное; в случае, если у показателей третьего вида, значения показателей или диапазоны значений указаны одновременно с использованием символов ",", ";","/","\", союзов "или", "и" - участнику закупки необходимо выбрать значение (или несколько значений) или диапазон значений, указанных через союз "или" или символ "," или символ "\" (например: если в документации указано: "А;В,С;D", то в заявке необходимо указать значения "А и В" или значения "С и D"; если в документации указано: "А или В и С", то в заявке необходимо указать значение "А" или значения "В и С"; если в документации указано: "А/В\D", то в заявке необходимо указать значения "А и В" или значение "D")";
"Если показатели и значения характеристик эквивалентов товаров и/или материалов, установленные в требованиях аукционной документации, включая значения показателей, которые не могут изменяться, не нормируются для указанного участником закупки типа, сорта, вида, класса, марки товара и/или материала, участник закупки может указать конкретное значение в соответствующей формулировке, определяющей отсутствие нормативных требований, а именно: "нe нормируется". Указание значения показателя "не нормируется", означает наличие установленного показателя с ненормируемым значением в числе характеристик предлагаемого участником товара (материала, оборудования). Указание в заявке участника закупки значений показателей в качестве справочных сведений, не соответствующих указанным участником маркам, типам, сортам, видам, классам, моделям или конструктивному исполнению товаров является указанием недостоверных сведений, что не соответствует требованиям аукционной документации. В описании технических характеристик все символы указываются без кавычек".
Комиссия приходит к выводу, что в инструкции по заполнению заявки на участие надлежащим образом установлено каким образом заполнять значения показателей, установленных с знаками "," и "или" и установленных в графе "Значения показателей, которые не могут изменяться".
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, в нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570, не установлены возможные виды и объемы работ по строительству из числа видов работ, утвержденных данным постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контрактам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Указанные виды и объемы работ установлены Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 (далее - Постановление N 570).
При этом пунктом 2 Постановления N 570 предусмотрено, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Кроме того, Постановлением N 570 внесены изменения в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановление N 570 дополнило Правила пунктом 4(1), согласно которому за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.
Согласно пункту 3 Постановления N 570 настоящее постановление не распространяется на отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу настоящего постановления, а также на контракты, заключенные до дня вступления в силу настоящего постановления.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является выполнение работ по устройству покрытий из резиновой крошки на детских и спортивных площадках парка "Солнечный берег", по адресу: ул. Первомайская, г.пЗапрудня Талдомского района Московской области.
Выполнение работ по устройству не является работами по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, следовательно, Заказчик не должен устанавливать виды работ в документации об Аукционе в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "УНР-38"частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Материалы дела от 20.09.2017 N 07-24-14571эп/17 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать, так как переданы ранее по делу от 20.09.2017 N 07-24-14555эп/17.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 20 сентября 2017 г. N 07-24-14751/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.09.2017