На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "Недра Сибири" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Управления судебного департамента в Свердловской области (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) Аукциона на право заключения контракта на проведение работ по комплексному капитальному ремонту здания Краснотурьинского городского суда (номер извещения 0362100017517000167) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки лицензии МЧС России на выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
2. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, конкретные показатели химического и компонентного состава товара, а также результаты испытания таких товаров.
3. Проект государственного контракта документации об Аукционе содержит разночтение в части сроков действия такого контракта, что не позволяет определить срок действия банковской гарантии.
В составе письменных возражений Заказчик не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона, Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 03.07.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 33 948 626,38 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 10 заявок от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 10 участников закупки;
5) дата проведения Аукциона - 04.09.2017;
6) в период проведения Аукциона поданы предложения о цене контракта от 6 участников Аукциона;
7) минимальное предложение о цене контракта - 25 461 469,88 рублей;
8) победителем Аукциона признано ООО "МС-ГРУП" с предложением о цене контракта 25 461 469,88 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки лицензии МЧС России на выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушении требований статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2.2 части II технического задания документации об Аукционе "непосредственный исполнитель работ должен иметь действующую лицензию МЧС на выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций".
Изучив извещение о проведении Аукциона, документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлено требование лицензии МЧС России на выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций к непосредственному исполнителю работ, являющихся объектом закупки, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, конкретные показатели химического и компонентного состава товара, а также результаты испытания таких товаров.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 6 Технического задания документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к показателям товаров, используемых для выполнения работ, например:
- п.п. 1 "Пленка пароизоляционная ЮТАФОЛ Н 110 (или эквивалент)": "Плотность, г/м2, не менее 110; Паропроницаемость, г/м2/24 ч, не более 0,9";
- п.п. 2 "Металлочерепица "Монтеррей" (или эквивалент)": "Толщина покрытия, мкм, не менее 35; Грунтовочный слой, мкм 5-8";
Изучив документацию об Аукционе, первые части заявок на участие в Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные показатели товаров установлены Заказчиком на основании тех характеристик товаров, которые находятся в свободном доступе, в том числе, на сайтах производителей таких товаров.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей не обеспечил и не представил доказательств в составе обращения, свидетельствующих о том, что Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, конкретные показатели химического и компонентного состава товара, а также результаты испытания таких товаров.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, проект государственного контракта в документации об Аукционе содержит разночтение сроков действия такого контракта, что не позволяет определить срок действия банковской гарантии.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В пункте 3.1 части III проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что "срок выполнения работ: начало работ - с момента заключения настоящего Контракта. окончание работ - в течение 100 дней с момента подписания Государственного контракта, но не позднее чем до "26" декабря 2017".
Пункт 11.1 части III проекта государственного контракта документации об Аукционе устанавливает, что "Настоящий Контракт вступает в силу с момента подписания его обеими Сторонами и действует до полного исполнения сторонами принятых обязательств".
В пункте 13.4 части III проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что "срок действия обеспечения исполнения контракта в виде безотзывной банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 30 календарных дней окончательный срок, указанный в п. 3.1. настоящего контракта".
Вместе с тем, Заявитель явку представителей не обеспечил и не представил доказательств в составе обращения, свидетельствующих о том, что проект государственного контракта в документации об Аукционе содержит разночтение сроков действия такого контракта, что не позволяет определить срок действия банковской гарантии.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 05.09.2017 по делу N К-1144/17 выявлены нарушения в действиях Заказчика
части 6 статьи 31, пунктов 2, 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившихся в установлении требования о представлении Заказчику одновременно с подписанием контракта договоры с субподрядными организациями, привлекаемыми для проведения работ, действующую лицензию МЧС России на выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций, установлении требования о непринадлежности участника к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, установлении ненадлежащих требований к составу документов, предоставляемых участником закупки во второй части заявки на участие в Аукционе, а именно предоставить декларацию о том, что участник закупки не является офшорной компанией, установлении ненадлежащим образом антидемпинговых мер в документации об Аукционе.
Таким образом, Заказчику, Аукционной комиссии, ранее выдано предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе. Срок исполнения предписания - 19.09.2017.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, пунктов 2, 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения по делу от 05.09.2017 N К-1144/17 Заказчику, Аукционной комиссии, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения по делу от 05.09.2017 N К-1144/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 сентября 2017 г. N ВП-488/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.09.2017