Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу АО "Авиаавтоматика имени В.В. Тарасова" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик) открытого конкурса на оказание услуг по выполнению НИР "Формирование облика перспективной системы управления вертолета соосной схемы. Шифр Торсион" (номер извещения 0173100009517000146) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Конкурсной комиссии:
1. Заказчиком ненадлежащим образом исполнено предписание Комиссии ФАС России по делу от 20.07.2017 N К-896/17.
2. В Конкурсной документации установлен ненадлежащий
порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики работы" (далее - Критерий N 2).
3. Конкурсной комиссией ненадлежащем образом осуществлена оценка заявка победителя Конкурса АО "Авиаавтоматика имени В.В. Тарасова" по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 3).
4. Заказчиком, Конкурсной комиссией допущены разночтения между сведениями, содержащимися в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе и сведениями, размещенными в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), в отношении наименования победителя Конкурса.
Представитель Заказчика частично согласился с доводами Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 23.08.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 380 000 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 3 участника закупки;
6) победителем Конкурса признано ООО "Авиаавтоматика имени
В.В. Тарасова" с предложением о цене контракта 296 400 000 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Конкурсной комиссией ненадлежащим образом исполнено предписание Комиссии ФАС России по делу от 20.07.2017 N К-896/17.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Комиссии ФАС России по делу от 20.07.2017 N К-896/17 (далее - Решение) по результатам рассмотрения жалобы АО "Авиаавтоматика имени В.В. Тарасова" в действиях Заказчика выявлено нарушения пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в Конкурсной документации ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в Конкурсе, частей 5,8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в проекте контракта Конкурсной документации ненадлежащего порядка определения штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком своих обязательств; в действиях Конкурсной комиссии выявлено нарушение части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе, выразившееся в принятии неправомерного решения о соответствии заявок участников Конкурса с порядковыми номерами N 1, N 2, N 3 требованиям Конкурсной документации и Закону о контрактной системе.
На основании Решения, Заказчику, Конкурсной комиссии выдано предписание по делу от 20.07.2017 N К-896/17 (далее - Предписание), согласно которому Заказчику, Конкурсной комиссии надлежит отменить протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 30.06.2017 N 074/18-РАП-2РО, протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 28.06.2017 N 074/18-РАП-2в, а также привести Конкурсную документацию в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 20.07.2017 по делу N К-896/17.
Срок исполнения Предписания установлен до 03.08.2017.
Кроме того, Комиссией установлено, что 15.08.2017 Заказчиком
отменено определение поставщика по объекту закупки "НИР "Формирование облика перспективной системы управления вертолета соосной схемы. Шифр Торсион" (номер извещения - 0173100009517000090) (далее - Извещение N1), при этом 23.08.2017 Заказчиком в ЕИС размещено новое извещение (номер - 0173100009517000146) (далее - Извещение N 2) о проведении Конкурса по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) по аналогичному объекту закупки.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в связи с техническими неполадками в ЕИС, в связи с которыми Заказчиком в ЕИС Извещение N 2 о проведении Конкурса по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) по объекту закупки "НИР "Формирование облика перспективной системы управления вертолета соосной схемы. Шифр Торсион", при этом в Извещении N 2 содержится отсылка на закупку с Извещением N 1, в рамках которой размещена Конкурсная документация.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом исполнено предписание Комиссии ФАС России по делу от 20.07.2017 N К-896/17, что является нарушением пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Конкурсе подано 3 заявки, которые оценены Конкурсной комиссией.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по Критерию N 2.
Решением установлено, что Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявки на участие в Конкурсе, а именно по Критерию N 2 порядки оценки заявок на участие в Конкурсе.
Согласно Предписанию, Заказчику надлежит внести изменения в Конкурсную документацию, в том числе в Критерий N 2 порядка оценки заявок на участие в Конкурсе.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком изменения в Критерий N 2 порядка оценки заявок на участие в Конкурсе не внесены, в связи с тем, что, по мнению Заказчика, порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по Критерию N 2 позволяет произвести оценку заявок на участие в Конкурсе надлежащим образом в соответствии с указанным критерием.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в данной части Предписание не исполнено, что является нарушением пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с тем, что участникам, занявшим по результатам Конкурса 1 и 2 места, по Критерию N 2 присвоено максимальное количество баллов.
3. Согласно доводу Заявителя, Конкурсной комиссией ненадлежащем образом осуществлена оценка заявки победителя Конкурса
АО "Авиаавтоматика имени В.В. Тарасова" по Критерию N 3.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - значимость критерия: 20 %.
2) Критерий N 2: 40 %
3) Критерий N 3 : 40 %
В соответствии с Конкурсной документацией, по показателю 3.2. "Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнению работ" в рамках Критерия N 3, лучшим условием исполнения контракта по данному показателю является наибольшее суммарное количество подтвержденной информации о наличии у участника закупки на выполнение работ (для юридических лиц - штатных или привлеченных на договорной основе) дипломированных специалистов, имеющих ученые степени кандидата технических наук или доктора технических наук, которые будут задействованы при исполнении Контракта. Информация подтверждается копиями документов, подтверждающих наличие ученой степени и трудовые отношения с участником закупки.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 15.09.2017 N ПРО1, в заявке победителя Конкурса АО "Авиаавтоматика имени В.В. Тарасова" по показателю 3.2. в рамках Критерия N 3 представлено 72 специалиста, из которых 43 специалиста имеют ученую степень кандидата технических наук, 22 специалиста имеют учению степень доктора технических наук, 3 специалиста имеют ученую степень кандидата физико-математических наук, 4 специалиста имеют ученую степень доктора физико-математических наук.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что специалисты, имеющие ученые в области физико-математических наук, представленные в заявке АО "Авиаавтоматика имени В.В. Тарасова" на участие в Конкурсе, оценены Конкурсной комиссией ошибочно по техническим причинам.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Конкурсной комиссии нарушают часть 5 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку победителем Конкурса признан участник, которому присвоено максимальное количество баллов по критерию "Цена государственного контракта" порядка оценки заявок, установленного в Конкурсной документации.
4. Заказчиком, Конкурсной комиссией допущены разночтения между сведениями, содержащимися в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе и сведениями, размещенными в ЕИС, в отношении наименования победителя Конкурса.
Согласно части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе, протокол рассмотрения и оценки заявок, составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К этим протоколам прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе. Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе, с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 15.09.2017 N ПРО1, победителем Конкурса признано АО "Авиавтоматика имени В.В. Тарасова".
При этом, согласно сведениям, размещенным в ЕИС, победителем Конкурса признано ООО "ОКБ Авиаавтоматика".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указанное разночтение допущено по техническим причинам, при этом Заказчиком направлен запрос в техническую службу ЕИС для устранения допущенной технической ошибки.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя)
Согласно пункту 28 раздела II Конкурсной документации установлено, в том числе, следующее требования к составу заявки на участие в Конкурсе: выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в ЕИС извещения о проведении конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).
Изучив заявку участника Конкурса АО "ВР", Комиссия приходит к выводу, что указанная заявка содержит выписку из единого государственного реестра юридических лиц, полученную из ФНС России в виде электронного документа, подписанную электронной подписью и распечатанную на бумажном носителе, что не соответствует положению подпункта "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Конкурсной комиссии, неправомерно признавшей заявку участника Конкурса АО "ВР" соответствующей Конкурсной документации и Закону о контрактной системе, нарушают часть 2 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку заявке участника Конкурса АО "ВР" по результатам рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе присвоено последнее рейтинговое место.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВР-Технологии" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 22 статьи 99, пункта 9 части 1 статьи 50, части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение частей 2, 5 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы по делу от 26.09.2017 N К-1242/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 сентября 2017 г. N K-1242/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.09.2017