Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ТОЛЬЯТТИСТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик), ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "РТС-Тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Саратовский оросительно-обводнительный канал им. Е.Е. Алексеевского (реконструкция), Саратовская область" Чалыклинский канал с сооружениями (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0360100011817000070) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлены преимущества для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к описанию участниками закупки товара "Бетон", используемого при выполнении работ.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 04.09.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 69 409 606 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 21.09.2017;
5) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
6) на основании части 16 статьи 66 Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу Заявителя в нарушение Закона о контрактной системе, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлены преимущества для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 1 статьи 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 27 Закона о контрактной системе преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе предоставляются при осуществлении закупок: 1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы; 2) организациям инвалидов; 3) субъектам малого предпринимательства; 4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно части 2 статьи 28 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признано учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Согласно части 3 статьи 29 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе, объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Саратовский оросительно-обводнительный канал им. Е.Е. Алексеевского (реконструкция), Саратовская область" Чалыклинский канал с сооружениями, код ОКПД2 42.21.23.000.
В перечень преференций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2014 N 341 "О порядке предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта" и постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 649 "О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта", услуги, имеющие код ОКПД2 42.21.23.000, не включены.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе преимущества в отношении учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, не противоречит Закону о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 69 409 606 рублей, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом правомерно не установлены преимущества в отношении субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, в составе жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность довода не представил.
Таким образом, довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к описанию участниками закупки товара "бетон", используемого при выполнении работ.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Как следует из жалобы, при описании характеристик товара "бетон" Заказчиком, Уполномоченным органом установлено следующее требование: "Бетон тяжелый ГОСТ 26633-2012. Марка прочности - М350". При этом, в ГОСТ 26633-2012 отсутствует показатель: Марка прочности - М350. Кроме того, указанный ГОСТ утратил силу.
Согласно пункту 3 Технического задания документации об Аукционе, Заказчиком, Уполномоченным органом установлены следующие требования к товару "Бетон": Бетон тяжелый ГОСТ 26633-2012. Минимальные значения показателей. Морозостойкость - не менее F 200. Значения показателей, которые не могут изменяться. Марка прочности - М350".
Согласно инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе, первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать: "конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным настоящей документацией об электронном аукционе (сведения о конкретных показателях используемого товара, указываются в соответствии с Функциональными, техническими и качественными характеристиками материалов (товаров) Технического задания Части VII. Техническая часть), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком, Уполномоченным органом при составлении документации об Аукционе допущена техническая ошибка, вместо ГОСТ 26633-2015 указан ГОСТ 26633-2012. Кроме того, указанная марка прочности бетона М350 входит в класс прочности бетона В25, которая установлена в ГОСТе 26633-2015.
Также представитель Заказчика пояснил, что в локальных - сметных расчетах, входящих в состав проектной документации Заказчика, Уполномоченного органа, размещенной в ЕИС, установлены следующие требования в отношении товара "бетон": "бетон тяжелый, крупность заполнителя: 20 мм, класс В25 (М350)".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено требование к показателю товара "бетон", которое необходимо указать в составе первой части заявки на участие в Аукционе, а именно требование о соответствии товара надлежащему ГОСТ и требование указанного показателя товара, отсутствующего в ГОСТ.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с тем, что на участие в Аукционе подана 1 заявка, которая признана соответствующей положениям Закона о контрактной системе, документации об Аукционе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТОЛЬЯТТИСТРОЙ обоснованной в части установления в документации об Аукционе ненадлежащим образом требований к описанию участниками закупки товара "Бетон", используемого при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы от 28.09.2017 по делу N К-1251/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 сентября 2017 г. N К-1251/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.10.2017