Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобуСмирнова С.В.(далее - Заявитель) на действияФГБУ "Забайкальский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору"(далее - Уполномоченный орган), Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору(далее - Заказчик) при проведении единой комиссией Уполномоченного органа (далее - Единая комиссия), Уполномоченным органом, Заказчиком,ЗАО "СБЕРБАНК-АСТ"(далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству здания ФГБУ "Забайкальский референтный центр Россельхознадзора" в целях размещения лабораторного блока (корпуса) соответствующего уровня биологической защиты для работы с возбудителями АЧС и иными особо опасными болезнями животных по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Сухая Падь, 6 (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0391100015717000009) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органапри проведенииЗаказчиком, Оператором электронной площадки, Уполномоченным органом,Единой комиссиейАукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, установившими в документации об Аукционенеправомерные требования к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе, в частности, в документации об Аукционе установлены две инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, содержащие различные правила указания сведений в составе заявки, неправомерно установлены требования об указании в составе заявки модели, марки, количества товара.
ПредставителиЗаказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик, Единая комиссиядействовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 06.09.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 558 105 740 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 22.09.2017;
5) на участие в Аукционе подана единственная заявка от участника закупки ООО "Монтажмедстрой", признанная соответствующей требованиям документации об Аукционе.
1. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, установившими в документации об Аукционе неправомерные требования к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе, в частности, в документации об Аукционе установлены две инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, содержащие различные правила указания сведений в составе заявки, неправомерно установлены требования об указании в составе заявки модели, марки, количества товара.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В документации об Аукционе предусмотрено приложение N 2 к информационной карте документации об Аукционе(далее - ИнструкцияN 1), согласно которой установлены, в том числе следующие правила заполнения заявки на участие в Аукционе:
"В случае указания в документации диапазона значений, разделённых знаком "-", участник должен предложить конкретное значение показателя, включая крайние значения диапазона. Исключением являются случаи, когда описывается температурный диапазон, диапазон чувствительности, диапазон частот, диапазон напряжений, атмосферное давление или фракция".
Вместе с тем, в соответствии с инструкцией по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в Аукционе о конкретных показателях используемых участником закупки товаров (материалов) - (далее - Инструкция N 2) указано, что "символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, включая крайние значения".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что из указанных положений документации об Аукционе не представляется возможным определить, какими именно правилами следует руководствоваться участникам закупки при заполнении первой части заявки на участие в Аукционе, поскольку указание сведений согласно правилам Инструкции N 1 исключает возможность указаний сведений по правилам Инструкции N 2, что вводит в заблуждение участников закупки.
Кроме того, в техническом задании документации об Аукционе предусмотрены характеристики товаров, в отношении которых участнику закупки в составе первой части требуется указать, в том числе марку, количество, модель (пункты 2.5.6-2.5.8, 4.5.1-4.5.2 технического задания документации об Аукционе), а также требования об указании в составе заявки товара конкретного производителя ЗАО "АМС" (пункты 1.4.1-1.4.5 технического задания документации об Аукционе).
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что указанные требования установлены в соответствии с потребностью Заказчика, Уполномоченного органа, при этом каких-либо сведений, подтверждающих обоснованность установления вышеуказанных требований, на заседании Комиссии представителем Уполномоченного органа не представлено.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе требования об указаниимарки, количества, модели товаров, конкретного производителя товаров.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе неправомерные требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что сроки представления разъяснений положений документации об электронном аукционе должны быть установлены не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению о проведении Аукциона дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 22.09.2017, при этом в соответствии с пунктом 34 информационной карты документации об Аукционе дата окончания предоставления соответствующих разъяснений - 16.09.2017 года, что не соответствует сроку, установленному частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные действия Заказчика не соответствуют части 4 статьи 65 закона о контрактной системе и нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта. При этом согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 постановления Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570) установлены: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
Согласно извещению о проведении Аукциона, объектом закупки является выполнение работ по строительству здания ФГБУ "Забайкальский референтный центр Россельхознадзора" в целях размещения лабораторного блока (корпуса) соответствующего уровня биологической защиты для работы с возбудителями АЧС и иными особо опасными болезнями животных по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Сухая Падь, 6.
В приложении 4 к техническому заданию документации об Аукционе установлено, что подрядчик обязан соответствии с Постановлением Правительства РФ N 570 самостоятельно без привлечения других лиц выполнить конкретные виды и объемы работ, которые исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении составляют не менее 25 % цены контракта.
Вместе с тем, в пункте 6.1.44 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 570подрядчик обязан самостоятельно без привлечения других лиц выполнить конкретные виды и объемы работ, которые исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении составляют не менее 15% цены контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные положения документации содержат различные размеры совокупного стоимостного выражениястоимости контракта видов и объемов работ, которыеподрядчик должен выполнить самостоятельно без привлечения других лиц.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, нарушают пункт 1 часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе,что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 22 части 2статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Смирнова С.В.обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пунктов 1, 2, 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 27.09.2017 по делу N К - 1248/17, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по указанному нарушению переданы на основании решения от 27.09.2017 по делу N К - 1248/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по указанному нарушению для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 сентября 2017 г. N К-1249/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.10.2017