Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),рассмотрев жалобу ООО"РусТендеры" (далее - Заявитель) на действияУправления Судебного департамента в Ростовской области (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Управления Судебного департамента в Ростовской области (далее - Аукционная комиссия), АО "Электронные торговые системы" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по содержанию в чистоте и техническому обслуживанию зданий судов Ростовской области(номер извещения 0158100010117000281) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Аукционной комиссией принято необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
2. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе, которая вводит участников закупки в заблуждение.
Представитель Заказчикав письменных пояснениях не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверкиКомиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 04.09.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 397 915,95 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 12.09.2017;
5) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
7) дата проведения Аукциона - 18.09.2017;
8) на основании пункта 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Аукционная комиссия приняла необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) не предоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 14.09.2017 N 0158100010117000281-1-1 (далее - Протокол) участнику закупки с порядковым номером заявки "4" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что, заявка Заявителя не соответствуеттребованию документации об Аукционе, в том числе,по следующему основанию: "2. Требования заказчика по п.44 Перчатки хозяйственные: "Пальцы могут иметь прямую (изогнутую) форму", предложение участника: "Пальцы имеют прямую (изогнутую) форму". Согласно инструкции по заполнению заявки: (п.3.2.7 документации об аукционе): "Знаки "( )" означают уточнение или дополнение, за исключением случаев, когда показатели, указанные в скобках, являются взаимоисключающими (альтернативными), показателями, указанными перед скобками, в данном случае участником данные показатели должны быть конкретизированы".
Согласно пункту 44 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе "Перчатки должны быть предназначены для защиты рук при работах с разбавленными щелочами, кислотами и их солями, неароматическими углеводородами и спиртами алифатического ряда, растительными и животными маслами и жирами, а также сыпучими и красящими химическими веществами.Перчатки должны быть пятипалыми, бесшовными, по форме соответствовать объемной модели руки и изготовляться на правую и левую руки. Пальцы могут иметь прямую (изогнутую) форму. Тип перчатки должен быть I (для грубых работ); II (для тонких работ). Перчатки должны быть номеров 1, 2, 3, 7, 8, 9, 10. Перчатки должны приниматься партиями. Перчатки одного типа и номера, подобранные в равном количестве на правую и левую руки, упаковывают в количестве не более 150 пар в коробки/пачки из картона. Перчатки должны поставляться парами".
В разделе 3.2.7. "Инструкция по заполнению заявки" документации об Аукционе установлены, в том числе, следующий порядок описания товара:"Знаки "( )" означают уточнение или дополнение, за исключением случаев, когда показатели, указанные в скобках, являются взаимоисключающими (альтернативными), показателями, указанными перед скобками, в данном случае участником данные показатели должны быть конкретизированы".
Кроме того, согласно пункту 1.3.1. ГОСТ 20010-93. "Межгосударственный стандарт. Перчатки резиновые технические. Технические условия" "Перчатки должны быть пятипалыми, бесшовными, по форме соответствовать объемной модели руки и изготовляться на правую и левую руки. Пальцы могут иметь прямую или изогнутую форму".
Вместе с тем, Комиссия изучив первую часть заявки Заявителя, предоставленную представителями заказчика установила, что первая часть заявки Заявителя содержит следующее предложение по пункту 44 "Перчатки хозяйственные": "Перчатки предназначены для защиты рук при работах с разбавленными щелочами, кислотами и их солями, неароматическими углеводородами и спиртами алифатического ряда, растительными и животными маслами и жирами, а также сыпучими и красящими химическими веществами.Перчатки пятипалые, бесшовные, по форме соответствовать объемной модели руки и изготовляются на правую и левую руки. Пальцы имеют прямую (изогнутую) форму. Тип перчатки II (для тонких работ). Перчатки номер 3. Перчатки принимаются партиями. Перчатки одного типа и номера, подобранные в равном количестве на правую и левую руки, упаковывают в количестве 120 пар в коробки из картона. Перчатки поставляются парами", что не соответствует требованиям Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе и Инструкции, в связи с чем Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, выразившиеся в принятии решения об отказе Заявителю в допуске до участию в Аукционе, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, при этом Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе, которая вводит участников закупки в заблуждение.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации об аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. По истечении указанных в части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе 12.09.2017. Вместе с тем, жалоба Заявителя на положения документации об Аукционе направлена Заявителем в Ростовское УФАС России 12.09.2017 (вх. от 12.09.2017 N 13777), то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что положения документации об Аукционе не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, не подлежит рассмотрению Комиссией.
3. В результате проведения внеплановой проверки в рамках рассмотрения дела от 18.09.2017 N К-1209/17 Комиссия в действиях Заказчика выявлено, что в инструкции по заполнению заявки для участия в Аукционе не установлено, какие показатели товаров являются однородными, что не позволяет заполнить заявку на участие в Аукционе, учитывая, что в приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе содержатся, в том числе, следующие показатели:
- N 23 "Средство моющее жидкое для уборки полов и стен" Состав: менее 5% анионные ПАВ, неионогенные ПАВ, консерванты, ароматизирующие добавки, цитраль, цитронелол, гексилкоричный альдегид, лимонен, линалоол;
- N 27 "Нейтральное универсальное моющее средство" Требования к безопасности: не должен содержать синтетических растворителей, активного хлора, галогенных составляющих, неорганических кислот, нефтесодержащих компонентов;
- N 28 "Чистящее средство" Чистящее средство должно применяться для чистки раковин, унитазов, фаянсовых изделий, кафеля от ржавчины, известкового налета, водного камня, жира, должен устранять неприятные запахи.
Таким образом, указанные действия Заказчика, выразившиеся в неустановлении надлежащей инструкции по заполнению заявок, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, данное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в связи с тем, что заявки, поданные на участие в Аукционе, отклонены, в том числе, по иным основаниям.
Кроме того, в результате проведения внеплановой проверки в рамках рассмотрения дела от 18.09.2017 N К-1209/17 Комиссия в действиях Заказчика установила нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении требования недействующего Постановления Правительства N 1457, а именно: в необходимости предоставления участником закупки документов, подтверждающих его соответствие требованию о непринадлежности к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РусТендеры" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушениепункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленному нарушению выдано на основании решения по делу от 18.09.2017 N К-1209/17 Заказчику, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения по делу от 18.09.2017 N К-1209/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 сентября 2017 г. N К-1253/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.10.2017