Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Сафонова А.А. (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Заказчик), ФГБУ "Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, аукционной комиссией ФГБУ "Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов" (далее - Аукционная комиссия), ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту "Реконструкция с техническим перевооружением специализированного Центра Россельхознадзора по оценке потенциальных рисков использования сельскохозяйственной продукции, полученной с применением ГМО по адресу: Московская область, Истринский район, с/п Ивановское, пос. ОПХ "Манихино" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0373100072417000099) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей результатов испытаний, а также компонентного состава товаров.
2. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено требование о предоставлении в составе заявки выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
3. В документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция), содержащая положение, которое вводит участников закупки в заблуждение, а также Инструкция не позволяет определить порядок указания показателей товаров участниками закупки в своих заявках, сопровождающихся символами "+" и "-".
5. В документации об Аукционе установлено требование к товару "Краски масляные, белила цинковые ГОСТ 10503-71" по показателю "Массовая доля пленкообразующего вещества - минимальное значение 5 %", которое противоречит ГОСТ 10503-71.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа, 27.09.2017 Комиссией в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы, заседание Комиссии перенесено на 28.09.2017.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 08.09.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 646 866 832,42 рубля;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки - ООО "Промфарм";
6) на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу Заявителя в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей результатов испытаний, а также компонентного состава товаров.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов раздела "Требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам товаров, применяемых при выполнение работ" технического задания документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний, такие, например, как по следующим позициям (включая, но не ограничиваясь):
"Краски масляные, белила цинковые: Массовая доля пленкообразующего вещества. Минимальное значения показателя - 5 %. Массовая доля летучего вещества Минимальное значения показателя - 14 %. Степень перетира. Максимальное значения показателя - 100 мкм. Укрывистось не высушенной плёнки краски на 1 м2. Минимальное значения показателя - 170 г/м2. Максимальное значения показателя - 250 г/м2".
"Грунтовка ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Условная вязкость при (20,0_ 0,5) °С по вискозиметру ВЗ-4. Минимальное значения показателя - 45 с. Степень разбавления грунтовки растворителем Максимальное значения показателя -20 %. Твердость пленки по маятниковому прибору М-3. Минимальное значения показателя - 0,35 у.е. Прочность пленки при ударе на приборе типа У-1. Минимальное значения показателя - 50 см".
"Краски водно-дисперсионные ГОСТ 28196-89. Условная вязкость по ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм. при температуре (20_0,5) °С. Минимальное значения показателя - 30 с. Коэффициент отражения при геометрии угла 0-45° пленки. Минимальное значения показателя - 75 %" и другие.
По мнению Комиссии, требование Заказчика, Уполномоченного органа к участникам закупки о предоставлении в составе заявок конкретных значений результатов испытаний и сведений о компонентном составе товаров, необходимых при выполнении работ, препятствуют корректному заполнению первых частей заявок и приводит к ограничению количества участников закупки, поскольку установленные Заказчиком, Уполномоченным органом характеристики товаров не представляется возможным определить на этапе подготовки заявки, не имея товара в наличии.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава товара, а также результаты испытания таких товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений химического и компонентного состава, а также результате испытаний таких товаров.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших в документации об Аукционе ненадлежащие требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при выполнении работ, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено требование о предоставлении в составе заявки выписки из реестра членов саморегулируемой организации, а именно отсутствует уточнение о том, что уровень ответственности члена саморегулируемой организации должен быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта, а также о том, что, не требуется членство в саморегулируемых организациях в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), что ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 8 статьи 1 Федерального закона от 03.07.2016 N 372 "О внесении изменений в градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" необходимо часть 2 статьи 52 ГрК РФ изложить в следующей редакции: "Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что пунктом 23 информационной карты документация об Аукционе установлено требование к участнику закупки о представлении для подтверждения требований, установленных в соответствии с ГрК РФ, в составе заявки следующего документа: "Действующую выписку из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58, содержащая все следующие сведения:
1.1. о наличии у участника закупки права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);
1.2. об уровне ответственности участника электронного аукциона по обязательствам по договору строительного подряда, в соответствии с которым участником электронного аукциона внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда. При этом такой уровень ответственности участника электронного аукциона должен быть не ниже третьего уровня ответственности в соответствии с п. 3 ч. 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
1.3. об уровне ответственности участника электронного аукциона по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым участником электронного аукциона внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. При этом такой уровень ответственности участника электронного аукциона должен быть не ниже третьего уровня ответственности в соответствии с п. 3 ч. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
1.4. об отсутствии приостановления права участника электронного аукциона осуществлять реконструкцию объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии).
Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что установление в документации об Аукционе требования о предоставлении в составе заявки выписки из реестра членов саморегулируемой организации не противоречит Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, в составе жалобы доказательств, подтверждающих, что требование о предоставлении в составе заявки выписки из реестра членов саморегулируемой организации, установленное в документации об Аукционе ограничивает количество участников закупки, не представил.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Инструкция, содержащая положение том, что при рассмотрении заявок на участие в Аукционе не будут учитываться требования, установленные в техническом задании документации об Аукционе, о необходимости предоставления сведений о конкретных показателях технологических процессов изготовления товаров, результатов испытаний, вводит участников закупки в заблуждение, а также не позволяет определить порядок указания показателей товаров участниками закупки в своих заявках, сопровождающихся символами "+", "-".
Согласно пояснениям представителя Уполномоченного органа, символы "+", "-", содержащиеся в Инструкции, являются общепринятыми и означают наличие возможных отклонений и допусков от указанных параметров.
Вместе с тем, Заявитель не представил документов и сведений, подтверждающих, что отсутствие порядка указания участниками закупки в своих заявках показателей товаров, сопровождающихся символами "+", "-", препятствуют надлежащему оформлению заявок участниками и ограничивает их количество.
При этом, пунктом 26 информационной карты документации об Аукционе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, и инструкция по ее заполнению" установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать: согласие участника Аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в разделе "Требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам товаров, применяемых при выполнении работ" технического задания документации об Аукционе.
Раздел "Требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам товаров, применяемых при выполнении работ" технического задания документации об Аукционе представляет собой таблицу, содержащую перечень товаров и показатели, характеризующие свойства данных товаров, конкретные значения которых участнику закупки необходимо указать в составе первой части заявки, руководствуясь Инструкцией, из чего следует, что сведения необходимо представить в отношении всех товаров и их показателей, содержащихся в вышеуказанном разделе.
Вместе с тем, Инструкция содержит следующее положение: "При рассмотрении заявок на участие в аукционе не будут учитываться требования, установленные в техническом задании документации об аукционе, о необходимости предоставления сведений о конкретных показателях технологических процессов изготовления товаров, результаты испытаний".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное положение Инструкции вводит участников закупки в заблуждение, так как не позволяет определить, сведения в отношении каких именно показателей, содержащихся в разделе "Требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам товаров, применяемых при выполнении работ" будут учитываться при рассмотрении заявок, а какие - нет.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших ненадлежащую инструкцию по заполнению заявок на участие в Аукционе, содержащую положение, которое вводит участников закупки в заблуждение, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к товару "Краски масляные, белила цинковые ГОСТ 10503-71" по показателю "Массовая доля пленкообразующего вещества - минимальное значение 5 %", которое противоречит ГОСТ 10503-71.
Разделом "Требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам товаров, применяемых при выполнение работ" технического задания документации об Аукционе установлены требования к товару "Краски масляные, белила цинковые" следующих марок: МА-15, МА-22. При этом по показателю "Массовая доля пленкообразующего вещества" установлено минимальное значение показателя - 5 %.
Согласно таблице 2 ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению" Технические условия", "Массовая доля пленкообразующего вещества" для красок марок МА-15, МА-22, составляет не менее 30% и не менее 25 % соответственно.
Согласно пояснениям представителя Уполномоченного органа, указание в документации об Аукционе, минимального значения показателя "Массовая доля пленкообразующего вещества" - 5 % к товару "Краски масляные, белила цинковые" является технической ошибкой.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), так как по вышеуказанному основанию заявки на участие в Аукционе не отклонены.
5. Кроме того, при проведении внеплановой проверки Комиссией выявлено следующее нарушение Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 26.09.2017 N 0373100072417000099-1 участнику с порядковым номером "1" отказано в допуске к участию в Аукционе по следующим основаниям: "По позиции "Кабели силовые", в части показателя "номинальные сечения нулевых жил и жил заземления" указал 2,5 мм2 нулевая жила, 4 мм2 жила заземления", который не соответствует требованиям ГОСТа 16442-80 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией Технические условия", а именно при номинальном сечении жилы 4 мм2, согласно вышеуказанному ГОСТу номинальное сечение нулевой жилы и жилы заземления должны быть по 2,5 мм. По позиции "Кабели силовые", в части показателя "номинальные сечения нулевых жил и жил заземления" указал 6 нулевая жила, 2,5 жила заземления", который не соответствует требованиям ГОСТа 16442-80 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией Технические условия", а именно при номинальном сечении жилы 6 мм2, согласно вышеуказанному ГОСТу номинальное сечение нулевой жилы и жилы заземления должны быть по 4 мм2 и 2,5 мм2 соответственно".
Также участнику с порядковым номером "2" отказано в допуске к участию в Аукционе по аналогичному основанию.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что действие ГОСТ 16442-80 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией. Технические условия" в соответствии с приказом Росстандарта от 25.06.2010 N 117-ст "Об изменении даты введения в действие национального стандарта", с 1 января 2011 года ограничено только на кабельную продукцию, изготавливаемую по заказу Министерства обороны Российской Федерации.
При этом с 01.01.2014 применяется ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 И 3 кВ".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе участникам с порядковыми номерами "1" и "2" в допуске к участию в Аукционе на основании несоответствия конкретных показателей, содержащихся в заявках участников, ГОСТ 16442-80, действие которого не распространяется на кабельную продукцию, изготавливаемую не по заказу Министерства обороны Российской Федерации, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Сафонова А.А. обоснованной в части установления ненадлежащих требований к описанию участниками закупки товаров, используемых при выполнении работ, установления инструкции по заполнению первых частей заявок, положения которой вводят участников закупки в заблуждение, а также требования к характеристике товара, не соответствующего ГОСТ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 28.09.2017 по делу N К-1264/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 сентября 2017 г. N К-1264/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2017