На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение Сироткина Р.В. (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Санкт-Петербургского ГКУ "Фонд капитального строительства и реконструкции" (далее - Заказчик), Комитета по государственного заказа Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), при проведении АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком, Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта выполнение работ по строительству общеобразовательной школы по адресу: Санкт-Петербург, Дальневосточный проспект, участок 1, (восточнее пересечения с улицей Еремеева), севернее улицы Новоселов, квартал 16, участок 10 (825 мест) для нужд Санкт-Петербурга (номер извещения 0172200002517000163) (далее -Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей сырья, компонентного состава товаров, используемого при выполнении работ, а также показателей результатов испытания таких товаров.
2. В техническом задании документации об Аукционе установлены характеристики к товарам, а именно к люминесцентным лампам, не соответствующие требованиям Постановления Правительства от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1221).
3. В проекте государственного контракта документации об Аукционе установлено положение о включении НДС при заключении контракта, что ограничивает возможность участия в закупке участников, применяющих упрощенную систему налогообложения и не являющихся плательщиками НДС.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 30.08.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 177 772 417,80 рублей;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
5) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
6) дата проведения Аукциона - 02.10.2017;
7) Аукцион признан несостоявшимся в соответствии с частью 16
статьи 66 Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей сырья, компонентного состава товаров, используемого при выполнении работ, а также показателей результатов испытания таких товаров.
Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 08.09.2017 N К-1169/17 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в документации об Аукционе ненадлежащих требований к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей сырья, компонентного состава товаров, используемого при выполнении работ, а также показателей результатов испытания таких товаров и ненадлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в проекте контракта документации об Аукционе излишнего требования об одобрении Заказчиком проекта договора страхования случайной гибели или случайного повреждения результата выполненных работ, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в проекте контракта документации об Аукционе ненадлежащего порядка оплаты выполняемых работ.
На основании вышеуказанного решения, Комиссией ФАС России выдано предписание, согласно которому Заказчику, Уполномоченному органу предписывается при рассмотрении первых частей заявок на участие в Аукционе не учитывать требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретных показателей материалов, химического состава, применяемых при изготовлении товаров, технологических процессов изготовления товаров, результатов испытаний; исключить из проекта контракта документации об Аукционе излишнее требование об одобрении Заказчиком проекта договора страхования случайной гибели или случайного повреждения результата выполненных работ; установить в проекте контракта надлежащий порядок оплаты выполняемых работ.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в техническом задании документации об Аукционе установлены характеристики к товарам, а именно к люминесцентным лампам, не соответствующие требованиям Постановления N 1221.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно подпункту "е" пункта 7 Постановления N 1221 к первоочередным требованиям энергетической эффективности относятся для ламп электрических, работающих от электрической сети переменного тока напряжением 220 В:
- наличие класса энергетической эффективности не ниже первых двух наивысших классов, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности;
- запрет на приобретение двухцокольных люминесцентных ламп
диаметром 26 - 38 мм с люминофором галофосфат кальция и индексом цветопередачи менее 80 с цоколем G13;
- запрет на приобретение дуговых ртутных люминесцентных ламп;
- запрет на приобретение ламп люминесцентных со встроенным
пускорегулирующим аппаратом (компактных люминесцентных ламп), за исключением случаев, когда для освещения в соответствии с санитарными правилами и нормами, устанавливающими требования к искусственному и смешанному освещению, не могут применяться светодиодные источники света.
Пунктом 41 технического задания документации об Аукционе к товару "Светильник" установлены, в том числе, следующие требования: "Тип
лампы - люминесцентная; мощность светильника - более 70 Вт; Цоколь - G13".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товара "Светильник" установлены в соответствии с потребностью Заказчика и необходимостью обеспечения совместимости с имеющимся оборудованием у Заказчика.
Дополнительно представитель Заказчика пояснил, что требования к характеристикам товара "Светильник" установлены в соответствии с проектной документацией, прошедшей процедуру государственной экспертизы после вступления в силу Постановления N 1221.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные требования технического задания документации об Аукционе к товару "Светильник" не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при этом представитель Заявителя на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта документации об Аукционе неправомерно установлено положение о включении НДС при заключении контракта, что ограничивает возможность участия в закупке участников, применяющих упрощенную систему налогообложения и не являющихся плательщиками НДС.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Пунктом 3.1 проекта контракта документации об Аукционе установлены следующее положение: "3.1. Цена контракта составляет: __________ ( ) рублей ____ копеек, в том числе НДС 18% _____________ ( ) рублей _____ копеек."
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указанная графа заполняется при заключении государственного контракта, что не ограничивает возможность участия участников закупки, применяющих упрощенную форму налогообложения. При этом представитель Заказчика выразил мнение о возможности указания НДС в размере 0% в случае заключения контракта с участником, применяющим упрощенную форму налогообложения.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное положение проекта государственного контракта документации об Аукционе не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при этом Заявителем в обращении не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода
Таким образом, довод не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 31, части 13 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по делу от 08.09.2017 N К-1169/17, по данному делу предписание не выдавать.
3. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению на основании решения по делу от 08.09.2017 N К-1169/17 переданы соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 29 сентября 2017 г. N ВП-494/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2017