Резолютивная часть решения оглашена 03 октября 2017 года
Решение в полном объеме изготовлено 05 октября 2017 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов Комиссии:
С участием представителей:
Администрации муниципального образования Чернореченский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области -
Представитель ООО "ЭТАЛОН" - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен,
рассмотрев жалобу ООО "ЭТАЛОН" на действия Администрации муниципального образования Чернореченский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области при проведении электронного аукциона на выполнение ремонта дорог с. Черноречье ул. проезд Уральский, ул. Сиреневая, ул. Пушкина, ул. Рабочая, проезд майский, ул. Строительная, ул. Рабочая, ул. 8 Марта (номер извещения N 0153300014717000008),
УСТАНОВИЛА:
25 сентября 2017 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "ЭТАЛОН" (далее - Заявитель) на действия Администрации муниципального образования Чернореченский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области (далее - Заказчик), при проведении электронного аукциона на выполнение ремонта дорог с. Черноречье ул. проезд Уральский, ул. Сиреневая, ул. Пушкина, ул. Рабочая, проезд майский, ул. Строительная, ул. Рабочая, ул. 8 Марта (номер извещения N 0153300014717000008) (далее - аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части проведения процедуры заключения контракта.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком допущено нарушение ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку в аукционной документации отсутствуют сведения о товарах, материалах, используемых при выполнении работ, также, гарантийное письмо, приложенное к контракту содержит незаконное требование об уплате Подрядчиком штрафа в размере 100000 руб. за нарушение сроков устранения дефектов.
Представитель Заказчика жалобу просил признать необоснованной, указал, что приложение N2 к части N 3 техническое задание содержит информацию о материалах (указано 5 позиций материалов), форма гарантийного письма предусматривает гарантийные обязательства подрядчика на оплату штрафа в случае нарушения им сроков устранения дефектов, гарантийное письмо не является приложением к контракту, а представляет собой образец документа, который необходимо заполнить и подписать отдельно от контракта.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы и доводы сторон, пришла к следующим выводам:
06.09.2017 г. (в редакции от 11.09.2017 г.) на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение и документация об электронном аукционе на выполнение ремонта дорог с. Черноречье ул. проезд Уральский, ул. Сиреневая, ул. Пушкина, ул. Рабочая, проезд майский, ул. Строительная, ул. Рабочая, ул. 8 Марта (номер извещения N 0153300014717000008).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 160 405,00 рублей.
Аукционная документация утверждена Заказчиком.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия Оренбургского УФАС России, изучив техническое задание аукционной документации, установила, что Заказчиком выделены материалы, используемые при выполнении работ (в частности битум, мастика битумная, трубы стальные, смесь песчано-гравийная), также установлены значимые для Заказчика показатели данных материалов (например, показатель крупности зерен в смеси песчано-гравийной, марка стали трубы, толщина и диаметр трубы и т.д.), в связи с чем, жалоба в данной части является необоснованной.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (действующего на момент размещения первоначальной редакции аукционной документации) утверждены "Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила N 1063).
Раздел 6 проекта контракта содержит положения, предусматривающие порядок и размер ответственности сторон, в том числе и Подрядчика.
Раздел 5 проекта контракта содержит положения, касающиеся обязанностей Подрядчика, в частности: п 5.2.6 - При обнаружении недостатков в производстве ремонтных работ по Контракту и в период гарантийного срока Подрядчик по требованию Заказчика обязан безвозмездно устранить дефекты, а также возместить Заказчику причиненные убытки, также п.5.2.22 - Подрядчик обязан за свой счет и в сроки, определяемые Заказчиком и/или эксплуатирующей организацией, устранять все дефекты объекта ремонта, обнаруженные в течение действия Контракта и в течение гарантийного срока эксплуатации, установленного на:
- дорожное покрытие проезжей части и тротуаров - 48 месяцев;
- элементы водоотведения - 48 месяцев;
- покрытие обочин - 12 месяцев.
Однако Приложение N3 к проекту контракта содержит гарантийное письмо, из которого следует, что Подрядчик обязан уплатить штраф в размере 100 000 руб. за нарушение сроков устранения дефектов.
Согласно пункту 1 статьи 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
В силу пунктов 1, 2 статьи 755 ГК РФ подрядчик, если иное не предусмотрено договором строительного подряда, гарантирует достижение объектом строительства указанных в технической документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором строительного подряда на протяжении гарантийного срока. Установленный законом гарантийный срок может быть увеличен соглашением сторон.
Подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 723 ГК РФ в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения установленной за работу цены; возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397 ГК РФ).
Из анализа указанных норм следует, что Подрядчик несет ответственность за надлежащее исполнение условий контракта, в том числе и в рамках гарантийных обязательств, в течение срока указанного в контракте.
На уточняющий вопрос Комиссии Оренбургского УФАС России относительно установления размера штрафа 100 000 руб., представитель Заказчика пояснил, что данная сумма была установлена исходя из начальной (максимальной) цены контракта.
Между тем, Заказчиком не представлено доказательств в обоснование правомерности установления данной суммы штрафа за нарушение сроков устранения дефектов, со ссылкой на нормативно-правовые акты.
Комиссия Оренбургского УФАС России полагает, что исходя из положений Закона о контрактной системе, последний регламентирует основания ответственности сторон, установленные в ст.34 Закона, в связи с чем, указанное Заказчиком в гарантийном письме требование об уплате штрафа за нарушение сроков устранения дефектов в размере 100 000 рублей, нарушает ст.34 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п.2 ч.22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭТАЛОН" на действия Администрации муниципального образования Чернореченский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области при проведении электронного аукциона на выполнение ремонта дорог с. Черноречье ул. проезд Уральский, ул. Сиреневая, ул. Пушкина, ул. Рабочая, проезд майский, ул. Строительная, ул. Рабочая, ул. 8 Марта (номер извещения N 0153300014717000008), частично обоснованной.
2. Признать Администрацию муниципального образования Чернореченский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области нарушившей ст.34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Администрации муниципального образования Чернореченский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области предписание об устранении допущенных нарушений.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 3 октября 2017 г. N 1242
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2017