Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: А.Д. Кравцов
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N 1849/03 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0358100011817000053 "Создание программно-аппаратного комплекса для организации многофункционального конференц-зала" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Заказчика (Семак Н.А.), в отсутствии представителя Заявителя,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой обжаловались положения документации об аукционе.
Заказчик в возражениях на жалобу отрицал нарушения Закона при проведении аукциона, просил признать жалобу необоснованной.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данной жалобе проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0358100011817000053 от 28.08.2017 года:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 4 300 000,00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 05.09.2017 года в 09 часов 00 минут.
Доводом жалобы Заявителя является нарушение Заказчиком ч.6 ст.65 Закона - при внесении изменений в документацию об аукционе Заказчик не продлил срок подачи заявок.
Согласно ч.6 ст. 65 Закона Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Внеплановой проверкой установлено, что Заказчиком 28.08.2017 года в 10 часов 19 минут в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте Российской Федерации zakupki.gov.ru размещены изменения положений документации об аукционе.
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0358100011817000053 в редакции от 28.08.2017 года определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе 05.09.2017 года в 09 часов 00 минут.
Учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта составила 4 300 000,00 рублей, срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней, то есть не ранее, что до 12 сентября 2017 года включительно.
Таким образом, Заказчик, установив окончание срока подачи заявок на участие в аукционе до 09 часов 00 минут 05.09.2017 года, сократил предусмотренный срок подачи заявок, что является нарушением ч.6 ст.65 Закона.
Доводом жалобы Заявителя является нарушение Заказчиком ч.4 ст.65 Закона - Заказчик в разъяснении положений документации об аукционе не указал предмет запроса.
Согласно ч.4 ст. 65 Закона в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Внеплановой проверкой установлено, что Заказчиком 29.08.2017 года в 11 часов 41 минуту в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте Российской Федерации zakupki.gov.ru размещено следующее разъяснение положений документации об аукционе:
Информация о размещаемом документе | |
Документ |
Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 29.08.2017 NРД2 |
Тема разъяснения |
просим читать п. 7.1. договора в следующей редакции: 1.1. Исполнитель при заключении настоящего Договора должен представить Заказчику обеспечение исполнения Договора в размере 430000,00 рублей (четыреста тридцать тысяч рублей 00 копеек). |
Перечень прикрепленных документов |
1 Договор Многофункциональныи__ конференц-зал а252 (Договор Многофункциональныи__ конференц-зал а252.docx) |
Дата и время размещения (по местному времени организации, осуществляющей размещение) |
29.08.2017 11:41 |
Аналогичное содержание имеет разъяснение положений документации об аукционе, размещенное Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте Российской Федерации zakupki.gov.ru 29.08.2017 года в 11 часов 39 минут.
Таким образом, Заказчик в разъяснениях положений документации не указал предмет запроса, то есть нарушил ч.4 ст. 65 Закона.
Согласно доводам Заявителя, Заказчик установил требования по товару "комплект для передачи видео сигнала по кабелю", не соответствующие ГОСТ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
Частью 2 статьи 33 Закона предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Указание на то, что включение в документацию показателей должно осуществляться в соответствии с требованиями ч.1 ст. 33 Закона, означает, что показатели должны носить объективный характер, представлять собой функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В Инструкции по заполнению заявки (п.20 Информационной карты) Заказчик установил: участник закупки в первой части заявки на участие в аукционе указывает конкретные показатели (т.е. не допускающие двусмысленного толкования и сослагательного наклонения) предлагаемых к поставке товаров, используемых в ходе выполнения работ (материалов, оборудования), соответствующие требованиям к характеристикам и значениям показателей, предусмотренных в Приложении 1 Документации об аукционе (далее - Техническое задание).
В Техническом задании Заказчик при описании товара "комплект для передачи видео сигнала" установил, в том числе, следующее:
комплект должен состоять из приёмника и передатчика. Требуемое тепловыделение передатчика не более 2 BTU/час. Требуемое тепловыделение приёмника не более 11 BTU/час.
Внеплановой проверкой установлено, что единицы физических величин, применяемые в стране: наименования, обозначения, определения и правила применения этих единиц определены в "ГОСТ 8.417-2002. Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин" (введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 04.02.2003 N 38-ст).
В указанном ГОСТ отсутствуют единицы измерения BTU/час.
Таким образом, требования Заказчика в указанной части не соответствуют ГОСТ 8.417-2002. Следовательно, Заказчик не указал функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки в соответствии с п.п.1, 2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона, чем нарушил ч.1 ст.64 Закона.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об аукционе незаконно установлены требования о соответствии строительно-монтажных работ проектному решению, соответствии всех технических элементов технологическому решению проектной документации, о необходимости прокладки кабельных трасс согласно кабельного журнала проектной документации.
На основании п.1 ч.1 ст.64 Закона документация о проведении электронного аукциона должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона.
При этом не допускается установление требований, влекущих ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.
В силу п.п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
- в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;
- документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта;
- при этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование, если это возможно, при описании объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании;
- если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона не допускается включение в документацию о закупке требований к товарам, информации, работам, услугам, при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями в ч.1 ст.33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как видно из приведенных положений ч.ч.1, 2 ст.33, ч.1 ст.33 Закона, описание объекта закупки в документации об аукционе должно содержать все требования Заказчика к товарам, работам, услугам, составившим объект закупки.
В Техническом задании Заказчик установил, в том числе, следующие требования:
- набор кабелей аудио, видео, управляющих. Переходники и дополнительные приборы. Усилители и распределители сигналов (не менее 1 комплекта): Все технические элементы должны соответствовать технологическому решению проектной документации и быть эквивалентами. Иметь соответствие проектному решению по функциональным характеристикам, величинам, размерностям и технологиям;
- строительно-монтажные работы должны обеспечивать полное соответствие проектному решению. Кабельные трассы, соединения и примыкания должны быть проложены согласно кабельного журнала проектной документации.
При этом, документация об аукционе не содержит и, исходя из предмета закупки, не должна содержать проектную документацию. В составе документации, размещенной на официальном сайте zakupki.gov, отсутствуют кабельный журнал, проектные решения, технологические решения, которым должны соответствовать усилители и распределители сигналов, их технические элементы, кабельные трассы, соединения и примыкания. Кроме того, Заказчик не закупает в ходе данного аукциона строительно-монтажные работы - в соответствии с Техническим заданием закупается программно-аппаратный комплекс для конференц-зала.
Следовательно, установив указанные требования о соответствии закупаемого оборудования проектной документации, при отсутствии критериев такого соответствия, Заказчик нарушил ч.1 ст.64 Закона.
Согласно доводам Заявителя, Заказчик при описании объекта закупки указал необъективное требование о необходимости задействовать все технические возможности закупаемого оборудования.
Внеплановой проверкой установлено, что в Техническом задании Заказчик установил, в том числе, следующее:
"всё оборудование необходимо запустить и настроить таким образом, чтобы все технические возможности и характеристики оборудования были задействованы".
Данное требование Заказчика не является необъективным, поскольку не содержит излишней детализация параметров и технических характеристик закупаемого оборудования, не препятствует возможности участника закупки правильно оформить содержание первой части своей заявки.
Таким образом, указанный довод жалобы Заявителя следует признать необоснованным.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.1 ст.64, ч.ч.4, 6 ст.65 Закона.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов и аннулировании аукциона.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии А.Д. Кравцов
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 11 сентября 2017 г. N 1849/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2017