Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_>, председателя Комиссии; <_>, члена комиссии; <_>, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Земля" (далее - ООО "Земля") исх. от 22.09.2017 N 65-1/ОД (вх. N 3376э. от 25.09.2017) на действия заказчика - Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми (далее - Минпром Республики Коми) в части признания ООО "Земля" уклонившимся от заключения контракта по итогам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки Луза на территории МО МР "Прилузский" Республики Коми", извещение N 0107200002717000964 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
при участии:
- <_> - представителя ООО "Земля" по доверенности от 29.09.2017;
- <_> - представителя Минпрома республики Коми по доверенности от 28.09.2017 N 327;
- <_> - представителя Минпрома Республики Коми по доверенности от 28.09.2017 N 328;
- <_> - представителя Министерства финансов Республики Коми по доверенности от 10.01.2017 N 01-05/44,
УСТАНОВИЛА:
1. ООО "Земля", Минпром Республики Коми, уполномоченный орган - Министерство финансов Республики Коми, закрытое акционерное общество "Сбербанк-АСТ" (далее - ЗАО "Сбербанк-АСТ, оператор") надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителя ЗАО "Сбербанк-АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. ООО "Земля" обжалуется действие заказчика - Минпрома Республики Коми в части принятия решения об отказе в приеме банковской гарантии, представленной заявителем в качестве обеспечения исполнения государственного контракта.
Минпромом Республики Коми в отзыве от 29.09.2017 N 02-04/10169 (вх. N 5290 от 29.09.2017) на жалобу ООО "Земля" и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), изучив материалы жалобы, заслушав представителей ООО "Земля", Минпрома Республики Коми, пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явился Минпром Республики Коми.
Уполномоченным органом по определению поставщика явилось Министерство финансов Республики Коми, согласно Постановлению Правительства Республики Коми от 10.12.2013 N 482 "О регулировании отдельных вопросов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Коми.
Объект закупки - "Оказание услуг по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки Луза на территории МО МР "Прилузский" Республики Коми".
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 1 594 164,31 руб.
Источником финансирования закупки явились средства республиканского бюджета Республики Коми (за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в 2017 году по Республике Коми).
Извещение о проведении электронного аукциона N 0107200002717000964, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) - 09.08.2017.
Протокол подведения итогов электронного аукциона N 0107200002717000964-3 от 04.09.2017 размещен на электронной площадке оператора - 04.09.2017, на официальном сайте - 05.09.2017.
4. Согласно части 1 статьи 59 Закон о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
На основании части 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
4.1. Согласно частям 3-5 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
В силу частей 1, 2 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
- сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;
- обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
- обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
- условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
- срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
- отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
- установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
В силу абзаца 3 подпункта а) Постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1005) банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка (далее - гарант), на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с учетом того, что обязательное закрепление в банковской гарантии должно быть условие о том, что расходы, возникающие в связи с перечислением денежных средств гарантом по банковской гарантии, несет гарант.
Вместе с тем, Постановление N 1005 содержит следующий Перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии:
- платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);
- документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);
- документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).
Согласно части 5 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
Частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе определено, что основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункту 16 "Информационная карта" раздела II документации об электронном аукционе "Размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта" одним из условий банковской гарантии является обязательства принципала (исполнителя), надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией: надлежащее оказание услуг в объеме, предусмотренном контрактом, в соответствии с техническим заданием (приложение N1 к проекту контракта) и в установленный контрактом срок, предусмотренный календарным планом оказания услуг (приложение N 2 к проекту контракта).
На основании подпункта 1.1 пункта 1 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, Заказчик поручает Исполнителю оказать услуги по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки Луза на территории МО МР "Прилузский" Республики Коми, в результате которых обеспечивается подготовка документов, и передача сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта), границах водоохранных зон, границах прибрежных защитных полос в государственный водный реестр и государственный кадастр недвижимости, в соответствии с техническими и другими требованиями к оказываемым услугам, указанными в Техническом задании на оказание услуг (приложение N 1 к контракту) (далее - Техническое задание), являющемся неотъемлемой частью настоящего контракта.
В силу подпункта 1.2. пункта 1 проекта контракта Исполнитель принимает на себя обязательства по заданию Заказчика оказать услуги в соответствии с условиями Контракта, включая возможные работы и услуги, определённо не упомянутые в Контракте, но необходимые для получения результатов услуг, указанных в разделах 8, 11 Технического задания.
Требования к объему, содержанию и гарантии качества указанных услуг определены техническим заданием (приложение N 1 к контракту).
Согласно подпункту 2.2 пункта 2 проекта контракта Исполнитель обязуется:
- оказывать услуги по настоящему контракту в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контракту) и календарным планом оказания услуг (приложение N 2 к контракту), являющимися неотъемлемыми частями настоящего контракта;
- представлять по требованию Заказчика всю необходимую документацию для контроля за ходом оказания услуг;
- в случае несоответствия услуг требованиям, изложенным в техническом задании, оказать необходимые услуги без дополнительной оплаты в пределах цены настоящего контракта. Срок устранения недостатков устанавливается Заказчиком.
- в случае полного или частичного невыполнения настоящего контракта возместить причиненные в результате этого убытки.
4.2. Как следует из материалов жалобы, при рассмотрении вторых частей заявок участников закупки, победителем электронного аукциона было признано ООО "Земля".
Данное решение отраженно в протоколе подведения итогов электронного аукциона N 0107200002717000964-3 от 04.09.2017.
07.09.2017 оператором электронной площадки проект государственного контракта направлен от заказчика - Минпрома Республики Коми в адрес ООО "Земля".
08.09.2017 ООО "Земля" направило оператору электронной площадки подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени ООО "Земля", проект государственного контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
В качестве обеспечения исполнения контракта ООО "Земля" представило банковскую гарантию N 591868 от 08.09.2017, выданную обществом с ограниченной ответственностью "Современный Коммерческий Инновационный Банк" на сумму 159 416,43 руб. (далее - банковская гарантия).
Согласно материалам жалобы, при проверке представленной ООО "Земля" банковской гарантии, заказчиком было принято решение о признании банковской гарантии несоответствующей требованиям, установленным пунктом 2 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе, и как следствие, признание ООО "Земля" уклонившимся от заключения контракта, что отражено в протоколе отказа в принятии банковской гарантии.
Как следует из пояснений Минпрома Республики Коми основанием о признании банковской гарантии ООО "Земля" является то, что банковская гарантия не содержит обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией, определенные п. 16 "Размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта" раздела II "Информационная карта" документации об электронном аукционе, а именно: обязательства принципала (исполнителя), надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией: надлежащее оказание услуг в объеме, предусмотренном контрактом, в соответствии с техническим заданием (приложение N1 к проекту контракта) и в установленный контрактом срок, предусмотренный календарным планом оказания услуг (приложение N 2 к проекту контракта).
Комиссия Коми УФАС России, изучив документацию об электронном аукционе, банковскую гарантию N 591868 от 08.09.2017, выданную обществом с ограниченной ответственностью "Современный Коммерческий Инновационный Банк", установила следующее.
Под банковской гарантией, в соответствии с пунктом 1 статьи 368 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), понимается независимая гарантия, выданная банком или иной кредитной организацией, в соответствии с которой гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства.
Исходя из положений пункта 4 статьи 368 ГК РФ в независимую гарантию (банковскую гарантию) включается основное обязательство, исполнение по которому обеспечивается гарантией.
Основное обязательство по контракту - это обязательство о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг.
Кроме того, в рамках Закона о контрактной системе определены требования, предъявляемые к банковской гарантии, помимо тех, что установлены ГК РФ.
В соответствии со статьей 45 Закона о контрактной системе к ним относят, среди прочего, обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией.
В банковской гарантии N 591868 от 08.09.2017 в качестве обязательств перед Бенефициаром определено:
- обязательства уплатить суммы неустоек (штрафов, пеней), предусмотренных Контрактом;
- обязательства уплатить суммы убытков (за исключением упущенной выгоды) в случае расторжения Контракта по причине его неисполнения или ненадлежащего исполнения Принципалом;
- Обязательства по возврату аванса (если выплата аванса предусмотрена Контрактом, а требование по Гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения Принципалом обязательств по возврату аванса).
Банковская гарантия N 591868 от 08.09.2017 не содержит обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией, указанное в пункте 16 "Информационной карты" раздела II документации об электронном аукционе.
Кроме того, условиями контракта предусмотрено право заказчика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, требовать возмещение ущерба, убытков.
Следует отметить, что право требовать возмещения убытков у заказчика может возникнуть не только в случае расторжения контракта, а также в период действия (исполнения) контракта.
При этом, обязательство по уплате суммы убытков возникает по банковской гарантии N 591868 от 08.09.2017 только при расторжении контракта по причине его неисполнения или ненадлежащего исполнения Принципалом, что не соответствует условиям банковской гарантии, установленным заказчиком в пункте 16 "Информационной карты" раздела II документации об электронном аукционе.
Таким образом, банковская гарантия N 591868 от 08.09.2017 не покрывает все обязательства Принципала в полном объеме.
Частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком, а именно:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом, согласно требованиям части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с названным законом.
Исходя из совокупного толкования части 6 статьи 45 и части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе, представление ненадлежащего обеспечения исполнения контракта приравнивается к его непредоставлению, что в свою очередь, свидетельствует об уклонении от заключения контракта в соответствии с требованиями части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действие заказчика в части признания ООО "Земля" уклонившимся от заключения контракта, в виде предоставления ООО "Земля" в качестве обеспечения исполнения контракта несоответствующей требованиям пункта 3 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе банковской гарантии, не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Земля" необоснованной.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 2 октября 2017 г. N 04-02/9593
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2017