Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГКУ "Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" (далее - Заказчик):
ООО "АК-Проект" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 23063/17 от 26.09.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на разработку проектной документации для реставрационных работ на объекте культурного наследия "Антониев монастырь.1117 г.,XVI-XVIII в.в. семинария Новгородская духовная 1890 г." (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 30.08.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0345100000917000128. Начальная (максимальная) цена контракта - 15 058 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных ст. 56 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Согласно пп. 2 п. 13 Части II документации о закупке Заказчиком установлено требование к участникам закупки на основании ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе: "Заказчик устанавливает требования: - об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.".
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 25 постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с п. 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно Приложению N 1 к Части II документации о закупке Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок оценки по показателю "Деловая репутация": "Предмет оценки: наличие у участника конкурса положительной деловой репутации.
Значимость показателя - 100%.
Коэффициент значимости показателя - 1.
Деловая репутация участников оценивается относительно представленных данных по предложениям участников.
Порядок определения баллов по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" по показателю "деловая репутация"
Событие |
Баллы |
Отсутствие в течение последних 3 (трех) лет до даты окончания срока подачи заявок случаев судебных разбирательств с участником конкурса в качестве ответчика в связи с существенными нарушениями контракта, исковые требования по которым были удовлетворены решением суда, вступившим в законную силу, и/или случаев расторжения с участником конкурса в одностороннем порядке контракта в связи с существенными нарушениями его условий по вине участника конкурса. |
100 |
Наличие в течение последних 3 (трех) лет до даты окончания срока подачи заявок случаев судебных разбирательств с участником конкурса в качестве ответчика в связи с существенными нарушениями контракта, исковые требования по которым были удовлетворены решением суда, вступившим в законную силу, и/или случаев расторжения с участником конкурса в одностороннем порядке контракта в связи с существенными нарушениями его условий по вине участника в количестве 1 судебного разбирательства или 1 расторжения контракта. |
50 |
Наличие в течение последних 3 (трех) лет до даты окончания срока подачи заявок случаев судебных разбирательств с участником конкурса в качестве ответчика в связи с существенными нарушениями контракта, исковые требования по которым были удовлетворены решением суда, вступившим в законную силу, и/или случаев расторжения с участником конкурса в одностороннем порядке контракта в связи с существенными нарушениями его условий по вине участника конкурса в количестве 2 и более судебных разбирательств и (или) расторжения контракта. |
0 |
Согласно доводам Заявителя, установленный порядок оценки по показателю "Деловая репутация" противоречит требованию к участникам закупки об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица (далее - реестр), так как основанием для включения в реестр является, в том числе одностороннее расторжение контракта или расторжение контракта по решению суда. Следовательно, участнику закупки не может быть присвоено 50 баллов или 0 баллов, в связи с противоречием порядка оценки требованиям к участникам закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с ч. 6 ст. 104 Закона о контрактной системе в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч.ч. 4 - 6 ст. 104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
В соответствии с п. 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1062, (далее - Правила ведения реестра) уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в п.п. 6-8 Правил ведения реестра, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.
При этом в соответствии с п. 10 Правил ведения реестра в случае представления не всей информации и документов уполномоченный орган возвращает их заказчику в течение 3 рабочих дней с даты их поступления с указанием причин возврата и необходимости направления таких информации и документов в составе, предусмотренном п.п. 6-8 Правил ведения реестра, при этом информация о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр не включается.
Таким образом, наличие контрактов, которые расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контрактов, не является безусловным основанием для включения поставщика в реестр.
Направленные Заказчиком сведения могут быть возвращены по основаниям, указанным в Правилах ведения реестра, либо факты, послужившие основанием для расторжения контракта, могут не подтвердиться.
Кроме того, в соответствии с п. 16 Правил ведения реестра информация о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе), предусмотренная ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе, исключается из реестра по истечении 2 лет с даты ее включения в реестр, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - до истечения указанного срока на основании решения суда.
Таким образом, на дату подачи заявки на участие в конкурсе в реестре недобросовестных поставщиков может отсутствовать информация об участнике конкурса, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица. При этом участник конкурса может являться ответчиком в рамках судебного дела по расторжению контракта в связи с существенными нарушениями контракта, либо участник может иметь контракты, расторгнутые Заказчиком в одностороннем порядке, но сведения в реестре будут отсутствовать по основаниям, предусмотренным законодательством о контрактной системе.
Заявитель также указал, что установленный Заказчиком порядок оценки противоречит п. 30 Правил, так как является идентичным требованиям к участникам закупки.
В соответствии с п. 30 Правил в случае если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).
Вместе с тем, Заказчиком установлено требование к участникам закупки об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица на основании ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Данные требование не является дополнительным требованием к участникам закупки, предусмотренным ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, доводы Заявителя об установлении порядка оценки конкурсных заявок, который противоречит требованиям к участникам закупки, признаны необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "АК-Проект" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 октября 2017 г. N 44-3838/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2017