Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Администрации Невского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 87" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "ДИЛАР" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 23122-ЭП/17 от 27.09.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение ремонтных работ помещений 1 этажа (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 12.09.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200004717000082. Начальная (максимальная) цена контракта - 10 461 175,74 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе в части установления в документации о закупке избыточных требований к товарам.
Заказчик, Уполномоченный орган считают жалобу необоснованной.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, подробное изложение в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе.
Заказчиком установлены требования к товарам установлены в Приложении N 2 к Техническому заданию на основании пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3 "Перемычка брусковая" Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к товару: "Товар должен соответствовать: ГОСТ 948-2016 Перемычки железобетонные для зданий с кирпичными стенами. Технические условия; Масса перемычки должна быть 65 кг.".
Согласно Таблицам 1-7 ГОСТ 948-2016 установлены справочные значения массы перемычек.
Согласно примечанию к таблицам 1-7 ГОСТ 948-2016 указано следующее: "масса перемычек приведена для перемычек из тяжелого бетона средней плотности 2500 кг/м3".
Заявитель в жалобе указал, что установление в ГОСТ 948-2016 значений массы перемычек, которые являются справочными, свидетельствует о том, что данный показатель определяется по результатам проведения испытаний товара, что не позволяет надлежащим образом заполнить первую часть заявки.
Вместе с тем, Комиссия УФАС установила, что согласно разделу 7 "Методы контроля и испытаний" ГОСТ 948-2016 масса перемычек не отнесена к показателю, который определяется по результатам проведения испытаний товара.
Жалоба Заявителя содержит скриншот сайта сети "Интернет" производителя товара по п. 6 Приложения N 2 к Техническому заданию, согласно которому масса перемычек составляет значение менее, чем установлено в ГОСТ 948-2016.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
Законодательством Российской Федерации не установлена обязанность физических и юридических лиц по систематическому и своевременному размещению на сайте в сети "Интернет" информации о товаре, подлежащим распространению на товарном рынке.
Следовательно, информация на сайте в сети "Интернет" о товаре, указанном в первой части заявки Заявителя, носит рекламный характер.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Таким образом, информация, размещенная на сайте производителя в сети "Интернет", не является подтверждением доводов Заявителя.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Согласно п. 4 "Поковки" Заказчиком установлены следующие требования к товару: "Товар должен соответствовать: ГОСТ 7505-89. Поковки стальные штампованные. Допуски, припуски и кузнечные напуски; Расчетная масса поковки должна быть: 1,8 кг.".
Заявитель в жалобе указал, что расчетная масса поковки в соответствии с п. 2.6 ГОСТ 7505-89 является показателем, который определяется по результатам проведения испытаний.
В соответствии с п. 2.6 ГОСТ 7505-89 Расчетная масса поковки определяется исходя из ее номинальных размеров.
Ориентировочную величину расчетной массы поковки (Мп.р.) допускается вычислять по формуле
,
где Мп.р. - расчетная масса поковки, кг;
Мд - масса детали, кг;
Кр - расчетный коэффициент, устанавливаемый в соответствии с приложением 3 (табл.20).
Таким образом, согласно п. 2.6 ГОСТ 7505-89 установлено, что по формуле определяется не показатель расчетной массы, а показатель ориентировочной величины расчетной массы. Кроме того, данный пункт не содержит требование об определении ориентировочной величины расчетной массы только путем расчета по формуле.
При этом в соответствии с п. 1.15 ГОСТ 7505-89 масса поковки расчетная - установленная величина, используемая при назначении припусков и допусков.
Следовательно, расчетная масса поковки является установленной величиной и не подлежит дополнительному расчету.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно разделу 5 Части III документации о закупке Заказчиком установлена инструкция по заполнению первой части заявки, которая содержит, в том числе следующий порядок заполнения: "В случае установления (определения) в приложении N2 к Техническому заданию соответствующего значения показателя товара, которое не может (не должно) изменяться (использованы словосочетания "должно быть", "должен быть", "должна быть", "должны быть", "должно быть:", "должен быть:", "должна быть:", "должны быть:", "не должно быть", "не должны быть", "не должна быть", "не должен быть", "не должно быть:", "не должны быть:", "не должна быть:", "не должен быть:", "не должны", "не должно", "не должна", "не должен", "не должны:", "не должно:", "не должна:", "не должен:", "должно", "должен", "должна", "должны", "должно:", "должен:", "должна:", "должны:"), то есть значения, которое является фиксированным, не подлежащим изменению в соответствии с условиями документации об аукционе (в том числе в приложении N2 к Техническому заданию), и не содержащим характеристик минимальности, максимальности и интервальности значений показателей товаров, участником закупки должно быть представлено значение такого показателя товара, соответствующее значению, установленном в приложении N2 к Техническому заданию относительно указанного показателя товара, не содержащее словосочетаний "должно быть", "должен быть", "должна быть", "должны быть", "должно быть:", "должен быть:", "должна быть:", "должны быть:", "не должно быть", "не должны быть", "не должна быть", "не должен быть", "не должно быть:", "не должны быть:", "не должна быть:", "не должен быть:", "не должны", "не должно", "не должна", "не должен", "не должны:", "не должно:", "не должна:", "не должен:", "должно", "должен", "должна", "должны", "должно:", "должен:", "должна:", "должны:".".
Значение показателя в соответствии с инструкцией должно быть представлено в первой части заявки без изменений, что не влечет для участников закупки возникновение ограничений при заполнении первой части заявки.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Согласно п. 7 "Швеллеры" Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "ГОСТ 8240-97 Швеллеры стальные горячекатаные. Сортамент. Радиус внутреннего закругления швеллера должен быть 15 мм. Радиус закругления полки должен быть 9 мм. Площадь поперечного сечения должна быть 61,5 см. Масса 1 метра должна быть 48,3 кг.".
В жалобе Заявитель указал, что в соответствии с п. 2.3.1 ГОСТ 8240-97 площадь поперечного сечения является показателей, который определяется по результатам проведения испытаний.
В соответствии с п. 2.3.1 ГОСТ 8240-97 площадь поперечного сечения и масса 1 м швеллера вычислены по номинальным размерам, плотность стали принята равной 7,85 г/см3.
В соответствии с п. 2.3 ГОСТ 8240-97 размеры швеллеров, площадь поперечного сечения, масса 1 м и справочные значения для осей должны соответствовать приведенным в таблицах 1-5.
Комиссия УФАС установила, что ГОСТ 8240-97 содержит значения показателя площади поперечного сечения, которые не требуют проведения расчетов и определены в таблицах 1-5 единственным числовым значением для каждого швеллера.
Значение показателя в соответствии с инструкцией должно быть представлено в первой части заявки без изменений, что не влечет для участников закупки возникновение ограничений при заполнении первой части заявки.
К аналогичным выводам Комиссия УФАС приходит в отношении показателя массы 1 метра швеллера.
Доводы Заявителя о том, что данные значения показателей являются справочными не соответствуют положениям ГОСТ 8240-97.
Согласно доводам Заявителя значение показателя радиуса закругления полки и значение показателя радиуса внутреннего закругления швеллера определяются по результатам проведения испытаний.
В соответствии с п. 2.3.2 ГОСТ 8240-97 значения радиусов закругления, уклона внутренних граней полок, указанных на рисунках 1 и 2 и приведенных в таблицах 1- 5, используют для построения калибров и на профиле не контролируют.
Таким образом, значения радиуса закругления установлены в ГОСТ 8240-97 и не подлежат проведению расчетов для их определения.
Значения показателей радиуса закругления полки и радиуса внутреннего закругления швеллера в соответствии с инструкцией должны быть представлены в первой части заявки без изменений, что не влечет для участников закупки возникновение ограничений при заполнении первой части заявки.
Согласно п. 6 "Проволока горячекатаная" Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Товар должен соответствовать: ГОСТ 30136-95. Катанка из углеродистой стали обыкновенного качества. Технические условия; Временное сопротивление проволоки должно быть менее 540(55) Н/мм (кгс/мм
).".
В соответствии с п. 6.6 ГОСТ 30136-95 временное сопротивление и относительное сужение поперечного сечения после разрыва определяют по ГОСТ 1497.
Вместе с тем, согласно п. 5.3 ГОСТ 30136-95 определение массы окалины, относительного сужения поперечного сечения после разрыва, временного сопротивления, а также испытание на изгиб и контроль микроструктуры у изготовителя допускается не производить при условии обеспечения этих характеристик технологией производства.
Значение показателя в соответствии с инструкцией должно быть представлено в первой части заявки без изменений, что не влечет для участников закупки возникновение ограничений при заполнении первой части заявки.
Согласно доводам жалобы Заявитель указал на установление в документации о закупке требований к конкретным показателям товара по п. 8 Приложения N 2 к Техническому заданию не в соответствии с ГОСТ 9012-59.
Комиссия УФАС установила, что документация о закупке не содержит требование о соответствии товара ГОСТ 9012-59.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Довод Заявителя в части установления требований к показателю плотности краски по п. 208 "Краски масляные земляные", которые требуют проведения испытаний товара также не нашел своего подтверждения, так как данный показатель в соответствии с инструкцией должен быть представлен в первой части заявки на участие в аукционе в неизменном виде.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии УФАС Заявителем не представлено документальных доказательств, подтверждающих довод Заявителя об установлении в документации о закупке показателей, которые не могут быть представлены в первой части заявки на участие в аукционе. Скопированные в жалобу положения технического задания документации о закупке не являются подтверждением доводов Заявителя о невозможности заполнения первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями Приложения N 2 к Техническому заданию документации о закупке и инструкции по заполнению первой части заявки. Заявителем также не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о том, что показатели, требования к которым установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию документации о закупке не предоставляются производителями товаров неограниченному кругу лиц и требуют проведения испытаний товара непосредственно участником закупки на дату подачи заявки на участие в аукционе. Доводы об указании в государственных стандартах на то, что оспариваемые показатели определяются по результатам проведения испытаний также противоречит положениям государственных стандартов.
Таким образом, жалоба признана необоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ДИЛАР" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 октября 2017 г. N 44-3864/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2017