Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 23198-ЭП/17 от 27.09.2017) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт ограждения территории (извещение номер 0372200259717000003) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 12.09.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200259717000003. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 635 148, 57 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика в части утверждения аукционной документации не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, в частности, податель жалобы указывает на то, что Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, которые могут быть известны только при их испытании, что предполагает наличие товаров у участников закупки ещё до подачи заявки в рассматриваемом аукционе. Кроме того, Заявитель указывает на неправомерное использование Заказчиком характеристик товара, которые не соответствуют требованиям технических регламентов.
Заказчик с доводами жалобы согласен частично.
1. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями,их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведённых положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, подробное изложение в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе.
Заказчиком установлены требования к товарам на основании пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Требования к товарам установлены Заказчиком в Приложение N 1 "Требования к товарам" к Техническому заданию документации об аукционе.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в документации о закупке установлены, например, следующие требования к показателям товаров, которые могут быть определены только путём проведения испытаний товара: "Краска тип 1: Требуется соответствие ГОСТу 482-77. Цвет пленки - должен находиться в пределах допускаемых отклонений, установленных контрольными образцами цвета. Массовая доля твердого вещества - не менее 79 и не более 85 %. Массовая доля пленкообразующего вещества - не менее 15 и не более 21 %. Массовая доля соединений цинка в пересчете на ZnO в твердом веществе - не менее 73%. Степень перетира - не более 60 %. Укрывистость невысушенной пленки белил молярной консистенции - не более 200 г/м2. Время высыхания до степени 3 при температуре (20+/-2) градуса Цельсия - не более 24 ч. Твердость пленки по маятниковому прибору типа ТМЛ - не менее 0,05 условных единиц"; "Краска тип 2: Массовая доля пленкообразующих веществ - не менее 12,4 %. Массовая доля летучих веществ - не более 6,5 %. Укрывистость пленки - не более 35 г/м. Степень перетира - не более 45 мкм. Время высыхания при температуре (20+/-2) градусов Цельсия до степени 3 - не более 24 часов. Твердость пленки по маятниковому прибору типа М-3 - не менее 0,12 условных единиц".
По товарной позиции 10 "Бетон тип 2" Заказчиком установлены следующие требования: Требуется соответствие ГОСТу 28013-98,ГОСТу 9179-77, ГОСТу 8736-2014. Тип раствора - кладочный, облицовочный. Класс раствора по средней плотности - требуется тяжелый. Класс раствора по применяемому вяжущему - требуется простой. Марка по подвижности раствора - Пк2, Пк3, Пк4. Норма подвижности по погружению конуса - от 4,1 и до 14 см. Водоудерживающая способность - не менее 90%. Расслаиваемость свежеприготовленной смеси - не превышает 10 %. Содержание золы-уноса - не более 20 % массы цемента. Проектный возраст раствора - 28 сут. Прочность раствора на сжатие в проектном возрасте - не ниже М50 не более М100. Морозостойкость - не ниже F25. Средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте -требуется 1500 и более кг/м3. Отклонение средней плотности раствора - не более 10 % в сторону увеличения. Содержание щелочей - не превышает 0,6 %. Наибольшая крупность зерен заполнителя - не более 2,5 мм. Модуль крупности заполнителя - от 1,0 не более 2,5 Мк. Полный остаток заполнителя на сите N63 - от 10 не более 45. Класс заполнителя - 1 или 2. Содержание в заполнителе зерен крупностью свыше 10 мм - не превышает 5 % по массе. Содержание в заполнителе зерен крупностью свыше 5 мм -не превышает 15 % по массе. Содержание в заполнителе зерен крупность менее 0,16 мм - не превышает 15 % по массе. Содержание в заполнителе пылевидных и глинистых частиц - не превышает 3 % по массе. Содержание в заполнителе глины в комках - не превышает 0,5 % по массе. Содержание в заполнителе слюды - не более 2 % по массе. Содержание в заполнителе угля - не более 1 % по массе.
По утверждению Заявителя, указанная бетонная смесь не может соответствовать ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии УФАС Заявителем не представлено документальных доказательств, подтверждающих вышеуказанные доводы Заявителя, в том числе, об установлении в документации о закупке показателей, не регулируемых действующими ГОСТ и вводящих в заблуждение участников закупки, а также в установлении показателей, которые не могут быть представлены в первой части заявки на участие в аукционе. Явку своих представителей на заседание Комиссии УФАС Заявитель не обеспечил. Скопированные в жалобу положения Технического задания документации о закупке не являются подтверждением доводов о введении Заказчиком в заблуждение участников закупки, как не являются подтверждением о невозможности заполнения первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями Приложения N 1 к Техническому заданию документации о закупке и инструкции по заполнению первой части заявки. Заявителем также не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о том, что показатели, требования к которым установлены Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию документации о закупке, не предоставляются производителями товаров неограниченному кругу лиц и требуют проведения испытаний товара непосредственно участником закупки на дату подачи заявки на участие в аукционе.
Следовательно, вышеприведённые доводы жалобы признаются необоснованными.
2. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
К товару по позиции 23 "Шурупы" Заказчиком установлены следующие требования: "Требуется соответствие ГОСТу 1144-80. Диаметр резьбы - не менее 4 мм не более 5 мм. Длина шурупа - должна быть 70 мм. Диаметр головки - не менее 8 мм не более 10 мм. Высота головки - не менее 2,8 мм не более 3,5 мм. Диаметр крестообразного шлица - не менее 4,6 мм не более 5,2 мм. Глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц - не менее 2 мм".
Вместе с тем, на заседание Комиссии УФАС установлено,что в соответствии с таблицей 2 ГОСТ 1144-80 "Шурупы с полукруглой головкой. Конструкция и размеры", шурупы с диаметром резьбы d (диаметр шурупа d) 4 мм выпускаются длиной не более 60 мм.
В свою очередь, представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы, пояснив, что при формировании Технического задания была допущена техническая ошибка.
Таким образом, установление подобных технических требований к товару носит необъективный характер, что подтверждается существующим государственным техническим стандартом.
Следовательно, Заказчик нарушил п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, установив требования к товару не в соответствии с правилами описания объекта закупки.
Следовательно, данный довод жалобы признается обоснованным,а жалоба - частично обоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Черняка Г.Е. частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать,так как нет доказательств того, что нарушение повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 октября 2017 г. N 44-3862/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2017