Резолютивная часть оглашена
26.09.2017 года г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "Профит-плюс" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги по ул. Центральная в с.п.Прогресс муниципального района Хворостянский Самарской области (извещение N 0342300086517000029, начальная (максимальная) цена контракта - 3 300 000,00 рублей),
представители Заявителя, Заказчика, Уполномоченного органа на рассмотрение жалобы не явились, надлежаще извещены,
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Профит-плюс" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги по ул. Центральная в с.п.Прогресс муниципального района Хворостянский Самарской области (извещение N0342300086517000029, начальная (максимальная) цена контракта - 3 300 000,00 рублей).
Согласно доводам жалобы ООО "Профит-плюс":
1. Заказчик не разместил извещение об изменении аукционной документации.
2. Заказчик вводит в заблуждение участников электронного аукциона, размещая два документа, содержащих аукционную документацию.
3. Заказчиком установлены излишне многочисленные требуемые характеристики, требования к показателям товаров, значения которых становятся известными лишь при испытании определенной партии товара.
4. В проекте контракта отсутствует идентификационный код закупки.
5. Проект контракта не содержит информацию о сроке приемки выполненных работ.
6. Заказчиком не определен срок действия банковской гарантии.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
Уполномоченным органом заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей, направлены письменные пояснения по доводам жалобы.
Изучив материалы жалобы, письменные пояснения, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
1. Согласно части 1 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
Частью 6 статьи 63 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Установлено, что 04.09.2017 в 13 час. 31 мин. (МСК+1) Заказчиком опубликованы Изменения извещения о проведении электронного аукциона для закупки N0342300086517000029.
Следовательно, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе определено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что Заказчиком 04.09.2017 г. размещено два документа: "дэа", "дэасизм_от04_09_2017г".
Заказчику поступил следующий запрос на дачу разъяснений: "К извещению от 04.09.2017 о проведении электронного аукциона для закупки N 0342300086517000029 прикреплены следующие архивированные документы :1 - " дэасизм_от04_09_2017г " ;2 - " дэа ". Оба прикреплённых документа содержат неидентичные варианты " Документации на проведение электронного аукциона ", и в том числе неидентичные варианты " Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе ( Приложение N 3 к информационной карте ) ".Считаем, что подобные действия вводят в заблуждение участников закупки и препятствуют корректной подготовке аукционных заявок, чем допускается ограничение конкуренции при проведении процедуры размещения закупки, а также нарушаются права и законные интересы участников закупки, заявки которых могут быть отклонены в связи с некорректным составом аукционной документации. В связи с этим, просим устранить имеющиеся несоответствия и внести изменения в Документацию на проведение электронного аукциона".
14.09.2017 г. Заказчиком был дан ответ: При подготовке заявки следует руководствоваться документацией об электроном аукционе (с изменениями от 04.09.2017 г.).
Следовательно, Заказчик разъяснил, каким из размещенных документов нужно пользоваться при подготовке заявки на участие в электронном аукционе.
Вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, Заявитель доказательств в обоснование своего довода не представил.
Данный довод признается необоснованным.
3. ООО "Профит-плюс" указывает, что Заказчиком установлены излишне многочисленные требуемые характеристики, требования к показателям товаров, значения которых становятся известными лишь при испытании определенной партии товара.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе определено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
Согласно Приложению N 2 к Информационной карте электронного аукциона Заказчиком установлены следующие требования: "Требования к битумам. Поставляемые битумы должны быть нефтяные дорожные вязкие марки БНД 60/90 должны соответствовать требованиям ГОСТ 22245-90 и требованиям документации. "_"Глубина проникания иглы, 0,1 мм: при 25 °С должна быть равна 61 - 90. "_"
"Требования к битумам. Поставляемые битумы должны быть нефтяные дорожные вязкие марки БНД 90/130, должны соответствовать требованиям ГОСТ 22245-90 и требованиям документации. "_" Глубина проникания иглы, 0,1 мм: при 25 °С должна быть равна 91 - 130, при 0 °С должна не менее 28".
"Требования к песку природному для строительных работ. Песок должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736-2014 и требованиям документации. "" Полный остаток на сите N 063 не должен быть
30% по массе. Содержание зерен должно быть: менее 0,16 мм менее или равно 15%, св. 10 мм
5%, св. 5 мм менее или равно 15%.".
В соответствии с Инструкцией по подготовке заявки на участие в электронном аукционе: "Предоставляемые участником закупки конкретные сведения о товарах не должны со-провождаться словами "эквивалент", "аналог", "менее", "более", "уже", "шире", "минимальное значение", "максимальное значение", "необходимо", "нужно", "следует", "желательно", "надлежит", "другие", "должен", "должна", "должно", "быть", в том числе с частицей "не" и допускать разночтения или двусмысленное толкование. "_."
Если в аукционной документации, значение показателя сопровождается словами "не менее", "от" (кроме фракции щебня, фракции крупного заполнителя, значения температуры: среды, использования устойчивости, эксплуатации), "до" (кроме фракции щебня, фракции крупного заполнителя, крупность зерен, значения условий применения электродов, значения напряжения электрических установок, значения температуры: среды, использования устойчивости, эксплуатации), "св." (кроме фракции крупного заполнителя), "более", "не более", "менее", "или" (кроме значения показателя "Максимальный линейный размер поры или шлакового включения", "Временное сопротивление разрыву металлу шва или наплавленного металла"), "<", ">", "", "
", "должен быть" (в соответствующих падежах и родах), "должно" (в соответствующих падежах и родах), то участник закупки указывает конкретные показатели, предлагаемых им товаров без указанных слов. "_"
В случае если значения показателя указаны через символ "-", то участник закупки должен указать конкретное значение из указанного диапазона, граничные значения входят в диапазон (кроме значений фракций щебня). При указании диапазонного значения показателей, вместо конкретного и указание конкретного значения показателей, вместо диапазонного, расценивается комиссией как несоответствие заявки требованиям документации. Участник закупки в своей заявке при описании характеристик и предложений должен применять общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями настоящей документации".
Указанные требования Инструкции не могут быть исполнены в силу химико-физической природы отдельных материалов и их непостоянства. Требования их конкретизации в заявках участников закупки провоцируют последних на предоставление недостоверных сведений в отношении материалов, что является самостоятельным основанием к отказу в допуске в силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком в аукционной документации установлена Инструкция, требующая конкретизации характеристик материалов, которые не могут быть конкретизированы при подаче заявок и исполнении контракта. В документации закупки отсутствует надлежащая Инструкция по указанию характеристик материалов.
Действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, жалоба в указанной части признается обоснованной.
4. В соответствии с пунктом 3 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: идентификационный код закупки.
Требование о наличии идентификационного кода закупки в Проекте контракта в Законе о контрактной системе не предусмотрено.
Согласно пояснениям Заказчика, идентификационный код закупки будет внесен в Проект контракта при заключении контракта, что не запрещено действующим законодательством.
Таким образом, в действиях Заказчика не усматривается нарушения законодательства о контрактной системе.
5. Частью 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Заказчиком в разделе 6 Проекта контракта установлено следующее:
"6.2. Сдача результатов работ Подрядчиком и приемка их Заказчиком производится в соответствии с гражданским законодательством и оформляется актом приемки выполненных работ, подписываемым обеими Сторонами, с указанием недостатков (в случае их обнаружения), а также сроков и порядка их устранения.
В случае выявления несоответствия результатов выполненных работ условиям настоящего контракта Заказчик незамедлительно уведомляет об этом Подрядчика, составляет акт устранения недостатков с указанием сроков их исправлений и направляет его Подрядчику.
Подрядчик обязан в течение трех дней со дня получения указанного акта устранить выявленные недостатки за свой счет. Выявленные недостатки Подрядчик устраняет своими силами и средствами
6.3. Заказчик вправе предъявить требования, связанные с ненадлежащим качеством результата работы, также в случаях, если оно было выполнено после истечения сроков, указанных в контракте.
6.4. Датой выполнения работ считается дата подписания Сторонами акта приемки или акта устранения недостатков.
6.5. Для проверки соответствия качества выполняемых работ, установленных настоящим контрактом, Заказчик вправе провести экспертизу выполненной работы с привлечением экспертов, экспертных организаций".
Раздел 6 Проекта контракта определяет порядок приемки выполненных работ, однако статьи данного раздела не содержат информацию о сроке приемки выполненных работ.
Действия Заказчика нарушают положения, установленные в части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, данный довод признается обоснованным.
6. В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе определено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с пунктом 10.6.2 Проекта Контракта "Заказчик имеет право на бесспорное списание денежных средств со счета банка-гаранта, если банком-гарантом в срок не более чем 5 рабочих дней не исполнено требование Заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии. Срок действия банковской гарантии до ________".
Иных требований, кроме содержащихся в статье 64 Закона о контрактной системе, Законом о контрактной системе не установлено.
Нормы, на которые ссылается Заявитель, не обязуют Заказчика устанавливать срок действия банковской гарантии, в связи с чем, указанный довод признается необоснованным.
Установлено, что указанные нарушения не повлияли на результаты закупки, в связи с чем, Комиссией Самарского УФАС России принято решение не выдавать предписание об устранении допущенных нарушений.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит-плюс" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 26 сентября 2017 г. N 1181-12708-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.09.2017