Резолютивная часть оглашена
26.09.2017 года г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "МегаСтрой" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту асфальтового покрытия проездов к дворовым территориям многоквартирных домов (внутриквартальных проездов) на территории Красноглинского внутригородского района городского округа Самара (извещение N 0142300048517000791, начальная (максимальная) цена контракта - 11 218 394 ,00 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "МегаСтрой" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту асфальтового покрытия проездов к дворовым территориям многоквартирных домов (внутриквартальных проездов) на территории Красноглинского внутригородского района городского округа Самара (извещение N 0142300048517000791).
Согласно доводам жалобы ООО "МегаСтрой":
1. В документации закупки неправомерно не установлено требование членства в саморегулируемой организации.
2. Заказчиком установлены избыточные требования к обеспечению исполнения контракта.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Частью 3 статьи 52 ГрК РФ определено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Согласно части 3.1 статьи 52 ГрК РФ застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.
Дополнительные требования к участникам закупки, которые заказчик обязан устанавливать, предусмотрены Постановлением Правительства РФ N 99 от 04.02.2015 г.
В соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 Постановления N 99 заказчик обязан установить соответствующие дополнительные требования ко всем видам строительных работ, включенным в коды в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
В код 42 "Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства" входит группировка 42.11.20 "Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, в том числе улично-дорожной сети, и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов". Однако несмотря на название группировки, озаглавленной как "Работы строительные по строительству..." в состав данной группировки входят не только чисто строительные, но и иные работы. Эта группировка включает:
- строительные работы по устройству дорожных покрытий автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети, прочих автомобильных и пешеходных дорог и открытых автомобильных стоянок;
- строительные работы по устройству или восстановлению дорожных покрытий автостоянок из асфальта, бетона и т.п.;
- строительные работы по строительству пешеходных дорожек, тротуаров, устройств управления движением автотранспорта, велосипедных дорожек и т.п.;
- работы по установке дорожных ограждений, бордюров на разделительной полосе, дорожных знаков и т.п.;
- услуги по разработке и техническому обслуживанию дорожных маршрутов и установке указателей;
- работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог;
- строительные работы по устройству взлетно-посадочных полос аэродромов, включая рулежные дорожки и перроны для летательных аппаратов;
- работы по разметке дорожных покрытий, автомобильных стоянок и аналогичных поверхностей.
Таким образом, все виды работ по ремонту автомобильных дорог, независимо от характера ремонта в соответствии с ОКПД2 ОК 034-2014 относятся к строительным работам, также к строительным работам отнесены работы по содержанию автомобильных дорог.
Представителя Заказчика в ходе рассмотрения жалобы пояснили, что до начала работ невозможно однозначно определить их характер: в ходе работ по текущему ремонту и содержанию после демонтажа (вскрытия поверхности) может выявиться необходимость использования технологий и дополнительных видов работ, относящихся к капитальным.
Иного кода для данного вида работ классификатором не установлено. Соответственно у заказчика, включившего в аукционную документацию работы по ремонту и содержанию автомобильных работ (любые виды данных работ) на сумму, превышающую 10 млн. руб. формально возникает обязанность установить к участникам закупки дополнительные требования, предусмотренные пунктом 2 Приложения N 1 Постановления N 99. НМЦК рассматриваемой закупки превышает 10 млн. руб.
Заказчиком в пункте 36 Информационной карты установлено:
36 |
Дополнительные требования, предъявляемые к участникам аукциона, в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ |
Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка, в соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона N44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ N 99 от 04.02.2015 г. |
В связи с вышеизложенным, Заказчиком при подготовке аукционной документации были выполнены указанные требования, установленные законодательством.
В соответствии с подпунктом 3 части 2 статьи 26 Закона Самарской области от 06.07.2015 N 74-ГД "О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов" органы местного самоуправления внутригородских районов городского округа Самара организуют благоустройство территории внутригородского района, в том числе ремонт и содержание внутриквартальных проездов, в соответствии с правилами благоустройства территории внутригородского района.
Правила благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара (далее - Правила благоустройства) утверждены Постановлением Главы городского округа Самара от 10.06.2008 N 404. В соответствии с пунктом 34 Правил благоустройства при восстановлении проезжей части дорог, тротуаров и других объектов с искусственным покрытием вид и состав материалов должен соответствовать использованным ранее при строительстве проезжей части, тротуара или площадки с искусственным покрытием.
Представители Заказчика в ходе рассмотрения жалобы пояснили, что в техническом задании предусмотрен только демонтаж и укладка имеющихся (частично разрушенных вследствие длительной эксплуатации) слоев покрытия из песка, щебня, асфальтобетона и укладку аналогичных слоев в местах их повреждения.
Также предусмотрен демонтаж и установка бордюров и люков. Никаких работ по капитальному ремонту дорог, перечисленных в подпункте 2 пункта 4 Раздела II Классификации, в том числе по указанным в жалобе "усилению дорожной одежды", "укладки дополнительных слоев", "устройства более совершенных покрытий с использованием существующих дорожных одежд в качестве основания, замены дорожной одежды на новую, более прочную и долговечную", в техническом задании не предусмотрено.
Все работы технического задания входят в перечень работ по ремонту дорог, не относящихся к капитальному, а также работам по содержанию автомобильных дорог (разделы III, IV Классификации).
Соответственно для установления обязательного требования к участникам закупки о наличии у них членства в саморегулируемой организации отсутствуют правовые основания.
Вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, Заявитель доказательств в обоснование своего довода не представил.
2. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Пунктом 3.10 Проекта контракта предусмотрено, что в случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по Контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение обязательств по Контракту, Подрядчик обязуется в течение 10 (Десяти) дней предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по Контракту на тех же условиях и в том же размере, как указано в Контракте.
Законодательство о контрактной системе и гражданское законодательство не ограничивает заказчика в части требований предоставления подрядчиком иного надлежащего обеспечения исполнения контракта в случае утраты первоначального.
Комиссия Самарского УФАС России не усматривает нарушений в оспариваемых положениях документации Закупки.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МегаСтрой" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 26 сентября 2017 г. N 1182-13216-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2017