Резолютивная часть оглашена
03.10.2017 г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" жалобу ООО "Самарадортранссигнал" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству технических средств организации дорожного движения (извещение N 0842300004017000296, начальная (максимальная) цена контракта - 60 867 999,73 рублей).
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России приняты к рассмотрению жалоба ООО "Самарадортранссигнал" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству технических средств организации дорожного движения (извещение N 0842300004017000296, начальная (максимальная) цена контракта - 60 867 999,73 рублей).
Заявитель указал, что заказчиком неправомерно установлено требование к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в закупке конкретных показателей результатов испытаний. В пункте 27 Требований к показателям заказчиком установлено требование к технологическому процессу производства работ, а именно к расстоянию между ближайшими краями соседних дорожных знаков, размещенных на одной опоре, их высоте установки на опорах и т.д. Также заказчиком допущено слияние слов, не связанных друг с другом, при описании требований к конкретным показателям. В документации о закупке заказчиком не установлено требование о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации в области строительства, несмотря на то, что объект закупки является объектом капитального строительства.
Представитель заказчика против доводов заявителя возражал, просил отказать в удовлетворении жалобы, представил письменные возражения.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту "б" части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно аукционной документации заявка заполняется в соответствии с инструкцией по заполнению заявки. Согласно пункта 6 указанной инструкции в случае, если заказчиком для определения соответствия товара используются показатели, определяющие химический состав товара и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства товара, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, то данные показатели могут не конкретизироваться участником закупки.
Таким образом, участнику нет необходимости заполнять химический состав товара и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства товара, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. Следовательно, довод заявителя является необоснованным. Доказательств обратного заявителем не представлено.
Согласно следующему доводу заявителя в пункте 27 раздела 4 аукционной документации заказчиком установлено требование к технологическому процессу производства работ, а именно к расстоянию между ближайшими краями соседних дорожных знаков, размещенных на одной опоре, их высоте установки на опорах и т.д.
Данный довод следует признать необоснованным, поскольку в пункте 8.12 Информационной карты указано, что заявка на участие в аукционе состоит из двух частей. Рекомендуемая форма описания информации о прилагаемом к поставке товаре в составе первых частей заявок на участие в электронном аукционе содержится в разделе 4. При условии соблюдения требования о наличии всей необходимой информации, указанной в настоящем пункте, соблюдение указанной формы необязательно. Участники закупки предоставляют информацию о конкретных показателях, соответствующих значениям, установленным документацией об электронном аукционе согласно перечню, указанному в части 4 "Рекомендуемый образец формы для заполнения участниками аукциона".
Следовательно, установление конкретных показателей требуется при описании товара, и участник в первой части заявки на участие в электронном аукционе должен представить информацию о показателях товара, установленных в разделе 4 аукционной документации. Требований к описанию в заявке технологического процесса, порядка осуществления работ документация о закупке не содержит. Запросов разъяснения в указанной части заказчику не поступало.
Согласно следующему доводу жалобы, заказчиком допущено слияние слов, не связанных друг с другом, при описании требований к конкретным показателям.
Комиссией Самарского УФАС установлено, что в разделе 4 аукционной документации присутствует множество требований, описанных без использования пробела при написании слов, как, например, в пункте 13: "изготовленияпо диаметруповышенная" и т.д.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
Согласно статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии со статьей 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Тем самым, заказчиком нарушены вышеперечисленные требования Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение затрудняет определение потребностей заказчика, создает сложности при подготовке заявок, тем самым увеличивается риск ошибок и, как следствие, отказов в допуске по формальным основаниям. Следовательно, по указанному доводу жалобу ООО "УП "Самарадортранссигнал" следует признать обоснованной.
Комиссия Самарского УФАС приняла решение не выдавать предписание по результатам рассмотрения жалобы, так как указанные нарушения не повлияли на результат закупки.
В силу части 3 статьи 64, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Более того, согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Согласно пункта 10 статьи 1 "Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп. вступ. в силу с 11.08.2017) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно пункта 10.1 статьи 1 "Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп. вступ. в силу с 11.08.2017) линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно пункту 8.2 раздела 3 аукционной документации наименованием и описанием объекта закупки является выполнение работ по устройству технических средств организации дорожного движения
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 31.08.2010 г. N 31330-ИП/08 разъясняется, что при проведении работ по осуществлению текущего ремонта автомобильных дорог не требуется вступление в члены СРО.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства
Описание объекта закупки установлено в разделах 5 и 6 аукционной документации. Вышеуказанные работы не входят в перечень работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и на которые необходимо получение допуска саморегулируемой организации.
В соответствии с пунктом 10 раздела IV Приказа Министерства транспорта России от 16.11.2002 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" работы по установке дорожных знаков, светофоров, ограждений относятся к мероприятиям по содержанию дорог и организации дорожного движения.
Согласно реестру муниципальной собственности городского округа Тольятти, светофорные объекты охарактеризованы Администрацией г.о. Тольятти, как объекты движимого имущества (Приложение N 1 - копия постановления мэрии г.о. Тольятти от 01.04.2016 г. N 999 "О приеме движимого имущества в состав муниципальной собственности городского округа Тольятти") на основании чего контракт на возведение подобных объектов не может считаться договором строительного подряда.
На основании вышеизложенного, довод заявителя своего подтверждения в ходе проверки не нашел.
Вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе других доказательств заявителем не представлено.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "УП "Самарадортранссигнал" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение статей 1, 6, 7 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 3 октября 2017 г. N 1234-7626-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2017