Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Фармимпульс" (далее - Заявитель) на действия Министерства здравоохранения Пермского края (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата (Инсулин растворимый(человеческий генно-инженерный)) (извещение N 0156200000517000214),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N0156200000517000214 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку лекарственного препарата (Инсулин растворимый(человеческий генно-инженерный)).
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Требования к товару, являющемуся объектом электронного аукциона, установлены в Главе 5 "Техническое задание (Спецификация) на поставку товара.
Так, к поставке требуется товар со следующими характеристиками:
N п/п |
Международное непатентованное наименование, лекарственная форма, дозировка, упаковка* |
Свойства |
Кол-во уп. |
1 |
Инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный), раствор для инъекций 100 МЕ/мл, картриджи 3 мл, N 5 |
Действие препарата наступает в течение 30 мин. после введения, максимальный эффект проявляется в течение 1,5-3,5 часов, продолжительность действия составляет 7-8 часов |
3 200 |
Заявитель в жалобе указывает на то, что совокупности заявленных требований соответствует товар одного производителя - Актрапид НМ Пенфилл производства компании Ново Нордиск, также указывает, что требования документации ограничивают количество участников закупки и не соответствуют требованиям Закона о закупках.
Представители Заказчика с заявленными требованиями не согласны по мотивам, изложенным в письменном отзыве, указывают, что закупка лекарственного препарата обусловлена потребностью Заказчика.
Оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, с учетом пояснений представителей Заказчика, озвученных как в ходе рассмотрения жалобы, так и представленных в материалы жалобы, Комиссия в данном конкретном случае не находит оснований для удовлетворения требования Заявителя по следующим основаниям.
В соответствии с п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п.2 ст.3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды, которая заключается в обеспечении определенной категории граждан жизненно необходимыми лекарственными препаратами.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.33 Закона о закупках Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом:
- документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего.
При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
В материалы дела представлены письменные пояснения Заказчика, из которых следует, что замена одного биологического препарата другим без клинической необходимости может привести к декомпенсации углеводного обмена у больных сахарным диабетом. Сравнительный анализ фармакокинетики препаратов различных производителей с одинаковыми МНН показал существенные различия по времени начала действия, пику и продолжительности действия, а также составу дополнительных ингредиентов, в связи с чем необходим индивидуальный подбор инсулинотерапии с титрацией дозы, мониторингом состояния здоровья пациента. При впервые установленном диагнозе или при изменении терапии подбор и титрация дозы препаратов инсулина проводится в стационарных условиях с целью осуществления круглосуточного наблюдения за пациентом. Данные о пациенте и подобранной ему терапии вносятся в Региональный сегмент Государственного регистра больных сахарным диабетом (далее - Регистр). С учетом данных Регистра медицинскими организациями Пермского края формируются персонифицированные заявки на препараты инсулина. На основании заявок медицинских учреждений Заказчиком формируется сводная заявка. Закупка препаратов инсулина осуществляется в соответствии со сводной заявкой.
В представленных письменных пояснениях Заказчик также указывает, что потребность определена исключительно исходя из назначений лечащих врачей. Количество пациентов, нуждающихся в обеспечении лекарственным препаратом с заявленными характеристиками с учетом данных Регистра, составляет 557 человек из числа региональных льготополучателей и учтена их годовая потребность.
Комиссией также учтено, что ООО "Фармимпульс", являясь коммерческой организацией, осуществляет на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли и отсутствие товара, технические характеристики которого соответствуют потребностям Заказчика, связано только с его предпринимательской деятельностью, от требований, содержащихся в документации о закупке, не зависит, и соответственно, само по себе не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки.
Доказательства обратного в жалобе отсутствуют.
С учетом изложенного выше, в данном случае, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушений норм Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Фармимпульс" на действия Министерства здравоохранения Пермского края при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата (Инсулин растворимый(человеческий генно-инженерный)) (извещение N 0156200000517000214) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 сентября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.10.2017