Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.А. Акимовой, специалиста-эксперта, (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Фреш-логистик" (далее также - податель жалобы) на действия заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Краевой центр семьи" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона N ЭА 3742/17 "Овощи свежие период поставки: с сентября 2017 года по август 2018 г (включительно) (г. Красноярск и прилегающие территории), субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 27.09.2017 поступила жалоба ООО "Фреш-логистик" на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119200000117005526.
Существо жалобы: принятие заказчиком неправомерного решения об отказе от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона с ООО "Фреш-логистик" и о признании ООО "Фреш-логистик" уклонившимся от заключения контракта.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 6 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель подателя жалобы Ярославцев А.А. (доверенность б/н от 20.09.2017, удостоверение личности);
- представитель заказчика Сергеева М.А. (доверенность от 02.10.2017, удостоверение личности).
Из содержания жалобы следует, что 12.09.2017 заказчик направил последнюю версию проекта контракта для подписания со стороны подателя жалобы. Податель жалобы 14.09.2017 подписал контракт, на указанную дату, как полагает податель жалобы, срок подписания контракта не истек. Однако 18.09.2017 заказчик опубликовал протокол отказа от заключения контракта в связи с признанием участника закупки уклонившимся от заключения контракта на основании части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку участник не предоставил обеспечение исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта.
Податель жалобы сообщает о том, что от заключения контракта он не уклонялся, предоставил обеспечение исполнения контракта 14.09.2017 (платежное поручение от 14.09.2017 N 143274), также 14.09.2017 им подписан проект контракта, представлено обоснование цены контракта и подтверждение добросовестности.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены в письменной форме пояснения о причинах принятия им решения об отказе от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона с подателем жалобы и о признании подателя жалобы уклонившимся от заключения контракта.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом - Агентством государственного заказа Красноярского края были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения совместного электронного аукциона на поставку овощей свежих период поставки: с сентября 2017 года по август 2018 г (включительно) (г. Красноярск и прилегающие территории), субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями (извещение о проведении электронного аукциона с изменениями от 01.08.2017 N 0119200000117005526).
В соответствии со сведениями протокола подведения итогов электронного аукциона от 24.08.2017 N0119200000117005526-3 (25.08.2017 размещен в единой информационной системе) податель жалобы был признан победителем электронного аукциона, поскольку им предложена наиболее низкая цена контракта и заявка на участие в электронном аукционе которого соответствовала требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Согласно части 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных статьей 70 Закона о контрактной системе, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В силу части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов (часть 4 статьи 70 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 5 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе.
В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 статьи 70 Закона о контрактной системе, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий (часть 6 статьи 70 Закона о контрактной системе).
Согласно части 7 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
Частью 13 статьи 70 Закона о контрактной системе предусмотрено, что победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные статьей 70 Закона о контрактной системе, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Проанализировав информацию, представленную оператором электронной площадки и заказчиком, в отношении хронологии проведения процедуры заключения государственного контракта по результатам электронного аукциона, Комиссия установила совершение заказчиком и подателем жалобы как победителем электронного аукциона следующей последовательности действий:
25.08.2017 заказчик разместил в единой информационной системе без своей подписи проект контракта;
02.09.2017 податель жалобы при наличии разногласий по проекту контракта разместил в единой информационной системе протокол разногласий;
05.09.2017 заказчик, рассмотрев протокол разногласий подателя жалобы, без своей подписи разместил в единой информационной системе доработанный проект контракта;
08.09.2017 податель жалобы при наличии разногласий по проекту контракта разместил в единой информационной системе протокол разногласий;
12.09.2017 заказчик, рассмотрев протокол разногласий подателя жалобы, без своей подписи разместил в единой информационной системе доработанный проект контракта;
14.09.2017 податель жалобы разместил в единой информационной системе подписанный со совей стороны проект контракта, документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, информацию, подтверждающую его добросовестность, а также обоснование цены контракта.
18.09.2017 заказчик разместил в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта по причине уклонения подателя жалобы от заключения контракта.
Комиссия отмечает, что, исходя из системного толкования требований статьи 70 Закона о контрактной системе, право победителя аукциона по направлению заказчику протоколов разногласий по условиям проекта контракта ограничено предельным сроком - 13 (тринадцать) дней с момента размещения на единой информационной системе протокола подведения итогов аукциона; данный срок распространяет свое действие на все протоколы, без деления их на первый и последующий.
Таким образом, учитывая дату истечения тринадцатидневного срока с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе, действия подателя жалобы по размещению в единой информационной системе протокола разногласий позднее 07.09.2017 противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе доработанного проекта контракта, а именно, с 05.09.2017 до 08.09.2017 (включительно) у подателя жалобы имелась возможность разместить в единой информационной системе подписанный усиленной электронной подписью проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. Однако такие действия подателем жалобы совершены не были.
Таким образом, в соответствии с требованиями части 13 статьи 70 Закона о контрактной системе податель жалобы подлежит признанию уклонившимся от заключения контракта, из чего следует, что решение заказчика об отказе от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона по причине уклонения подателя жалобы от заключения такого контракта не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем при проведении внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Комиссией были выявлены нарушения требований Закона о контрактной системе в действиях заказчика при проведении процедуры заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона.
Нарушение заказчиком требований Закона о контрактной системе выразилось в рассмотрении им протокола разногласий, размещенного подателем жалобы в единой информационной системе по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе, поскольку указанные действия не подлежат признанию соответствующими требованиям статьи 70 Закона о контрактной системе.
При этом Комиссия отмечает, что указанное нарушение заказчиком законодательства о контрактной системе не влияет на факт признания победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта, в связи с чем Комиссия посчитала возможным предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки заказчику не выдавать.
Вследствие вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведенной внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Фреш-логистик" необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 70 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки заказчику не выдавать в связи с тем обстоятельством, что выявленное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
4. Передать материалы по жалобе ООО "Фреш-логистик" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 3 октября 2017 г. N 1628
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2017