Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам.председателя комиссии:
<_> - зам.руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Управления ФАС по Кировской области;
Членов комиссии:
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Управления ФАС по Кировской области;
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Управления ФАС по Кировской области;
В присутствии:
<_> - представителя КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" по доверенности,
<_> - представителя КОГБУЗ "Слободская ЦРБ", КОГКБУЗ "Центр травматологии, ортопедии и нейрохирургии" по доверенности,
<_> - представителя КОГКБУЗ "Центр травматологии, ортопедии и нейрохирургии" по доверенности,
<_> - представителей ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области" по доверенности,
рассмотрев жалобу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области",
У С Т А Н О В И Л А:
19.09.2017 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области" (далее - Заявитель) на действия КОГКБУЗ "Центр травматологии, ортопедии и нейрохирургии", КОГБУЗ "Слободская центральная районная больница имени академика А.Н.Бакулева" (далее - Заказчики) при проведении совместного открытого конкурса на оказание услуг по проведению лабораторных исследований (номер извещения 0340200003317006080). Уполномоченное учреждение на проведение конкурса - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок".
Заявитель сообщает, что конкурсная документация сформирована с нарушением требований законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Заявителю, Заказчику, Уполномоченному учреждению направлено уведомление о дате и времени рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы назначено на 27.09.2017 г.
На заседании Комиссии Кировского УФАС России представители Заявителя поддержали доводы, изложенные в жалобе, согласно которым к участникам конкурса предъявляются требование о наличии лицензии по различным направлениям - клиническая лабораторная диагностика, бактериология, что ограничивает круг потенциальных участников, поскольку для их получения предъявляются разные лицензионные требования. Считают, что Заказчиком необоснованно были объединены в один лот исследования по бактериологии и клинической лабораторной диагностике. В качестве одного из нестоимостных критериев оценки заявок участников установлено требование о наличии у участника конкурса копии свидетельства, выданного в рамках Федеральной системы внешней оценки качества (ФСВОК), однако, данные сертификаты выдаются только при проведении лабораторных исследований, в то время как документация об открытом конкурсе предусматривает проведение также и бактериологических исследований. П.2.1 Проекта Контракта установлено, что Исполнитель должен оказывать услуги лично, без привлечения соисполнителей, что так же ограничивает круг потенциальных участников конкурса. Пункт 2.1.4 Проекта контракта устанавливает обязанность Исполнителя предоставлять результаты лабораторных исследований Заказчику путем выгрузки результатов лабораторных исследований в Комплексную медицинскую информационную систему (далее - КМИС), пояснил, что данной системы у Заявителя нет, попыток ее приобрести сделано не было.
На заседании Комиссии Кировского УФАС России представитель Заказчиков пояснила, что для участия в конкурсе необходимо предоставить одну лицензию, в приложении к которой должно быть предусмотрено право проводить клиническую лабораторную диагностику и бактериологию. Утверждение о том, что это две разные лицензии ошибочны. Данные исследования были объединены в один лот исходя из потребностей заказчиков, а так же они имеют функциональную взаимосвязь, позволяющую объединить данные исследования в одну закупку. Представлены коммерческие предложения от двух организаций, которые имеют возможность выполнить весь объем заявленных исследований. Относительно довода по критериям оценки пояснено, что достаточно предоставить сертификат об участии в программах внешней оценки контроля качества, то есть не именно ФСВОК. Необходимость оказания Исполнителем услуг лично обусловлена сложностью и уровнем ответственности выполнения данных исследований. Система КМИС установлена у всех Заказчиков, для оперативности получения результатов исследований, а так же систематизации результатов было установлено данное условие.
Представитель Уполномоченного учреждения воздержался от оценки действий Заказчиком при формировании конкурсной документации.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения Заказчика, Заявителя, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
31.08.2017 года на официальном сайте закупок - zakupki.gov.ru было размещено извещение N0340200003317006080 о проведении совместного открытого конкурса на оказание услуг по проведению лабораторных исследований. Начальная (максимальная) цена контракта (договора) - 221 929 790,65 руб.
1. Относительно довода об установлении в документации требования о предоставлении двух разных лицензий и объединении в один лот двух разных групп исследований установлено следующее.
В соответствии с ч.1 ст.8 Закон о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, а конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
При осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы (ч.1ст.25 Закона о контрактной системе).
Как Заявителем, так и Заказчиком не оспаривается, что техническое задание предусматривает оказание услуг по проведению одновременно исследований по клинической лабораторной диагностике и бактериологии.
Согласно п. 9 Информационной карты конкурсной документации заявка на участиев конкурсе должна содержать в том числе копии документов, подтверждающих соответствие участника конкурса требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся, объектом закупки: копию лицензии на осуществление медицинской деятельности по: клинической лабораторной диагностике; бактериологии.
В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной).
В данный перечень входят услуги по бактериологии и клинической лабораторной диагностики.
Кроме того, данные услуги осуществляются именно при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях в соответствии с Приказом Минздрава России от 11.03.2013 N 121н "Об утверждении требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях".
Таким образом, для оказания услуг по бактериологии и по клинической лабораторной диагностике необходима лицензия на осуществление медицинской деятельности, приложением к которой является перечень указанных работ (услуг).
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Услуги по клинической лабораторной диагностике и бактериологии не связаны технологией их оказания, то есть осуществляются с использованием различного оборудования, однако, обладают функциональной взаимосвязью - исследование "материала" на предмет наличия в нем микроорганизмов.
Кроме того, в соответствии "ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг" услуги клинических, бактериологических и фармакологических лабораторий имеют один код 8512050, что также подтверждает функциональную взаимосвязь данных услуг.
Таким образом, комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае услуги по бактериологии и клинической лабораторной диагностике находятся в функциональной взаимосвязи, оказываются путем проведения исследований одного исходного материала, при этом оказываются данные услуги пациентам Заказчиков.
При этом Заявителем не представлено доказательств нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также доказательств того, что формирование данного лота негативно повлияло на конкретный товарный рынок, привело к ограничению конкуренции.
В материалах дела в качестве подтверждения отсутствия ограничения конкуренции представлено 2 коммерческих предложения от КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница", ООО "ЦКДЛ".
Кроме того, проведение любой закупки подразумевает под собой исключение из числа участников закупки лиц, не имеющих полномочий на оказание услуг определенного вида, поставку определенного товара, что не может рассматриваться в качестве ограничения конкуренции.
2. Относительно довода об установлении критериев оценки не в полной мере соответствующих предмету закупки установлено следующее.
Согласно п. 9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.7 Информационной карты в критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев включено в том числе: наличие у участника конкурса свидетельств, сертификатов об участии в программах внешней оценки контроля качества клинических лабораторных исследований по всем следующим разделам лабораторных исследований: "Биохимия", "Иммунохимия", "Иммунология", "Гемоцитометрия", "Коагулология", "Цитология", "Клиническая микробиология", "Инфекционные маркеры" за предшествующий календарный год. В подтверждение участник конкурса предоставляет копии свидетельств, сертификатов об участии в программах внешней оценки контроля качества клинических лабораторных исследований по всем следующим разделам лабораторных исследований: "Биохимия", "Иммунохимия", "Иммунология", "Гемоцитометрия", "Коагулология", "Цитология", "Клиническая микробиология", "Инфекционные маркеры" за предшествующий календарный год.
Таким образом, Заказчиком не установлен такой критерий оценки, как предоставление копий свидетельств, выданных в рамках Федеральной системы внешней оценки качества (ФСВОК).
Довод Заявителя не обоснован.
3. Относительно довода об установлении в проекте контракта условия об оказании услуг Исполнителем самостоятельно без привлечения соисполнителей установлено следующее.
В соответствии с п.2.1.1 Исполнитель обязан оказать услуги лично, без привлечения соисполнителей.
В соответствии со ст.780 ГК РФ если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
Таким образом, Заказчиком в рамках гражданского законодательства установлено требование об оказании услуг без привлечения соисполнителей, статья 34 Закона о контрактной системе не содержит запрета на установление данного требования.
Довод Заявителя не обоснован.
4. Относительно довода об установлении в проекте контракта условия о выгрузке результатов исследований в КМИС установлено следующее.
В соответствии с п.2.1.4 Проекта контракта Исполнитель обязан предоставлять заключения о результатах лабораторных исследований Заказчику путем выгрузки результатов лабораторных исследований в медицинскую информационную систему КМИС Заказчика при условии получения заявки Заказчика посредством КМИС. В экстренном случае допускается прием заявки Заказчика на бумажном носителе с полной идентификацией путем штрих-кодирования и выгрузка результатов исследования путем предоставления удаленного доступа к кабинету Заказчика.
Согласно информации, размещенной в сети Интернет, Комплексная медицинская информационная система (КМИС) предназначена для автоматизации медицинских организаций (МО) независимо от формы собственности (государственное, ведомственное или коммерческое) и специализации. КМИС широко применяется для автоматизации поликлиник и стационаров, но она также успешно используется и в других видах МО.
Заявителем не представлено подтверждения невозможности приобретения данной системы, указание данного условия обусловлено потребностью Заказчиков.
Довод Заявителя не обоснован.
На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области" на действия КОГКБУЗ "Центр травматологии, ортопедии и нейрохирургии", КОГБУЗ "Слободская центральная районная больница имени академика А.Н.Бакулева" при проведении совместного открытого конкурса на оказание услуг по проведению лабораторных исследований (номер извещения 0340200003317006080)
2. Отменить приостановление заключения контракта.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам.председателя комиссии <_>
Члены комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 27 сентября 2017 г. N 410/03-17-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.10.2017