Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела проверок государственных закупок С.С. Бугримовой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок К.А. Сомова,
при участии представителей:
Администрация городского округа Щербинка: Гулария Я.С., Коноваленко Т.В.,
в отсутствие представителей ООО "Недра Сибири", о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России NМГ/46210/17 от 11.09.2017,
рассмотрев жалобу ООО "Недра Сибири" (далее - Заявитель) на действия Администрации городского округа Щербинка (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту объектов дорожного хозяйства расположенных по адресу: г. Москва, г. Щербинка, ул. Герцена, ул. Дорожная, ул. Кутузова, ул. Лесная, ул. Набережная, ул. Почтовая, ул. Чайковского, ул. Южная, от ул. Быковская до ул. Чкаловская, ул. Первомайская, ул. Чапаева, ул. Речная, ул. Заводская, ул. Сыровская (Закупка N0148300041817000071) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/46210/17 от 11.09.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводу жалобы, Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, значения характеристик которых определяются после проведения испытаний товара, а именно: п. "Краски водно-дисперсионные": "Морозостойкость краски - не менее 5 цикл"; п. "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие песчаные": "Температура горячих смесей при отгрузке - не менее 100 °С", "Остаточная пористость - св. 2,5 %", "Содержание битума в смесях - 6,0-9,0 % по массе", "Содержание песков с отсевами дробления - менее 70 % по массе"; п. "Щебень из естественного камня для дорожных работ": "Фракция - [св. 22,4 до 31,5 мм; св. 31,5 до 45 мм] мм"; п. "Цемент общестроительный": "Начало схватывания цемента - должно наступать не ранее 45 мин", "Конец схватывания цемента - должно наступать не позднее 10 от начала затворения ч"; п. "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие мелкозернистые": "Содержание щебня в смеси - 40*_50* %", "Предел прочности при сжатии при температуре 20С - не менее 2,5 Мпа", "Пористость минеральной части - не менее 14 %", "Предел прочности при сжатии при температуре 50
С - не менее 1,2 Мпа", "Значение водонасыщение для образцов, отформованных из смеси - От 1,5* до 4,0* % по объему", "Минимальное значение сдвигоустойчивости по сцеплению при сдвиге при температуре 50
С и коэффициенту внутреннего трения - не менее 0,37 Мпа", "Предел прочности при сжатии при температуре 0
- до 11* Мпа".
По мнению Заявителя, вышеуказанные требования ограничивают количество участников закупки, поскольку являются избыточными требованиями, определяемыми после проведения испытаний товара. Так, например, по п. "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие мелкозернистые": "Содержание щебня в смеси - 40*_50* %", "Предел прочности при сжатии при температуре 20С - не менее 2,5 Мпа", "Пористость минеральной части - не менее 14 %", "Предел прочности при сжатии при температуре 50
С - не менее 1,2 Мпа", "Значение водонасыщение для образцов, отформованных из смеси - От 1,5* до 4,0* % по объему", "Минимальное значение сдвигоустойчивости по сцеплению при сдвиге при температуре 50
С и коэффициенту внутреннего трения - не менее 0,37 Мпа", "Предел прочности при сжатии при температуре 0
- до 11* Мпа", согласно ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" данные значения требуемых показателей устанавливаются с помощью методов испытаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушении Заказчиком п.1, п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель указывает на то, что инструкция по заполнению первой части заявки не содержит правил чтения слов: "минимальное", "св.".
Комиссией Управления установлено, что аукционная документация содержит инструкцию по заполнению первой части заявки, вместе с тем, согласно основным правилам грамматики русского языка, лексические значения слов: "минимальный - наименьший", "свыше - больше".
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представители Заявителя отсутствовали, а также в составе жалобы не представлены документы и сведения, подтверждающие, что отсутствие в инструкции правил чтения слов: "минимальное", "св." не позволили Заявителю подать заявку на участие в аукционе, а также не представлены сведения, подтверждающие нарушение Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
3. Заявитель в жалобе указывает на установление Заказчиком требований к товарам, противоречащих положениям ГОСТ, а именно: п. "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие песчаные": "Температура горячих смесей при отгрузке - не менее 100 °С"; п. "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие мелкозернистые": "Предел прочности при сжатии при температуре 0-до 11* Мпа".
Комиссией Управления установлено, что, согласно таблице 8 ГОСТ 9128-2013, температура горячих смесей при отгрузке должна быть от 110 °С, вместе с тем, при использовании ПАВ и активированных минеральных порошков допускается снижать температуру горячих смесей на 10 °C - 20 °C.
Кроме того, согласно таблице 4 ГОСТ 9128-2013, для асфальтобетонов I марки и I, II, III дорожно-климатических зон предел прочности при сжатии при температуре 0 °C для асфальтобетонов всех типов должен быть от 9,0 до 11,0 МПа.
Таким образом, Комиссия Управления приходи к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
4. Согласно доводу жалобы, Заказчиком установлено требование к товару, противоречащее положениям ГОСТ, а именно: п. "Щебень из естественного камня для дорожных работ": "Фракция - [св. 22,4 до 31,5 мм; св. 31,5 до 45 мм] мм".
Комиссией Управления установлено, что, согласно п.4.2.1 ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия", щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5 (3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80 (70) мм и смеси фракций от 5 (3) до 20 мм.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушении Заказчиком п.1, п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
5. Из жалобы следует, что Заказчиком в составе аукционной документации не установлен размер обеспечения исполнения контракта, а также не установлен надлежащим образом порядок применения антидемпинговых мер.
Согласно ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно ч.1 ст.37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Комиссией Управления установлено, что п.6.1 проекта контракта содержит следующее положение: "Установлено обеспечение исполнения контракта в размере 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 15 676 082,55 рублей. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
6. Согласно доводу жалобы, Заказчиком неправомерно не включено в проект контракта условие об одностороннем отказе сторон от исполнения контракта.
В соответствии с ч.14 ст.34 Закона о контрактной системе, в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.8-26 ст.95 Закона о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено, что п.26.3 информационной карты аукционной документации содержит следующее положение: "Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом".
Кроме того, Комиссией Управления установлено, что п.14.1 и п.14.2 проекта контракта предусматривают возможность одностороннего отказа от исполнения контракта, а именно:
"14.1. Настоящий Контракт может быть изменен или расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- в судебном порядке;
- в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
14.2. Стороны согласны, что настоящий Контракт подлежит расторжению в следующих случаях:
14.2.1. При существенном нарушении Контракта Подрядчиком.
14.2.2. Нарушения Подрядчиком сроков выполнения работ (как начального, так и конечного), предусмотренных контрактом, более чем на 2 (Два) рабочих дня.
14.2.3. Установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных Подрядчиком на этапе размещения заказа, указанного в преамбуле настоящего Контракта.
14.2.4. Установления факта предоставления недостоверной банковской гарантии и (или) недостоверных сведений о поручителе.
14.2.5. Установления факта проведения ликвидации Подрядчика - юридического лица или наличия решения арбитражного суда о признании Подрядчика банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства.
14.2.6. Установления факта приостановления деятельности Подрядчика в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
14.2.7. Наличия у Подрядчика задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% (двадцать пять процентов) балансовой стоимости активов Подрядчика по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, при условии, что Подрядчик не обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
14.2.8. Установления факта недостоверной информации о Подрядчике, указанной в пункте 5.3. настоящего Контракта".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Недра Сибири" на действия Администрации городского округа Щербинка обоснованной в части установления неправомерных и избыточных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии С.С. Бугримова
Члены комиссии Д.А. Сологов
К.А. Сомов
Исп.:К.А.Сомов(495)784-75-05(178)
1. Администрация городского округа Щербинка
142171, г. Москва, Щербинка г, ул. Железнодорожная, дом 4
2. ООО "Недра Сибири"
670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Загородная 79Б
3. ЗАО "Сбербанк-АСТ"
119435, г. Москва, ул. Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N2-57-11163/77-17 об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок
15.09.2017 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела проверок государственных закупок С.С. Бугримовой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок К.А. Сомова,
на основании решения Комиссии от 15.09.2017 по делу N2-57-11163/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Недра Сибири" (далее - Заявитель) на действия Администрации городского округа Щербинка (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту объектов дорожного хозяйства расположенных по адресу: г. Москва, г. Щербинка, ул. Герцена, ул. Дорожная, ул. Кутузова, ул. Лесная, ул. Набережная, ул. Почтовая, ул. Чайковского, ул. Южная, от ул. Быковская до ул. Чкаловская, ул. Первомайская, ул. Чапаева, ул. Речная, ул. Заводская, ул. Сыровская (Закупка N0148300041817000071) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 15.09.2017 по делу N2-57-11163/77-17 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 15.09.2017 по делу N2-57-11163/77-17.
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 01.11.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: .
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание от 15.09.2017 по делу N2-57-11163/77-17 может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии С.С. Бугримова
Члены комиссии Д.А. Сологов
К.А. Сомов
Исп.:К.А.Сомов(495)784-75-05(178)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 сентября 2017 г. N 2-57-11163/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2017