Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - руководителя управления Светловой И.А.,
членов Комиссии:
временно исполняющей обязанности начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Козаченко А.А.,
в присутствии представителей:
уполномоченного органа - Управления организации муниципальных закупок администрации Петропавловск-Камчатского городского округа: Лубниной О.В. (по доверенности от 28.09.2017 N 8/69),
заказчика - муниципального казенного учреждения "Управление дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа" (далее - Заказчик): Величко О.И. (по доверенности от 28.09.2017),
в отсутствие представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Профит-плюс" (далее - ООО "Профит-плюс", Заявитель), извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по адресу электронной почты,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем электронного аукциона на выполнение работ по содержанию магистральных дорог и их элементов (ул. Ломоносова, от ул. Тушканова до пр. К. Маркса, от 2-го кольца до ул. Кавказская) (закупка N 0138300000417000626), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
05.09.2017 Заказчиком начата процедура определения подрядчика путем электронного аукциона на выполнение работ по содержанию магистральных дорог и их элементов (ул. Ломоносова, от ул. Тушканова до пр. К. Маркса, от 2-го кольца до ул. Кавказская) (далее - Закупка); начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 18 022 786 рублей 33 копейки.
21.09.2017 в Камчатское УФАС России поступила жалоба ООО "Профит-плюс" на действия Заказчика.
По мнению Заявителя, документация о Закупке не соответствует требованиям Закона о контрактной системе:
1) в документации об аукционе не установлено дополнительное требование к участникам Закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99;
2) в техническом задании, являющемся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, указаны материалы с неизменными показателями, что исключает использование материалов, эквивалентных или лучше по своим характеристикам, кроме того, данные показатели установлены только с целью определения расчета общей стоимости выполняемых работ.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения от 27.09.2017, в которых пояснил следующее.
Установление дополнительных требований в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 к участникам Закупки о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту при осуществлении закупок на выполнение работ, не являющихся работами по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, в том числе при проведении закупки на выполнение работ по текущему ремонту и содержанию, существенно ограничивает количество потенциальных участников закупки.
При приемке выполненных работ будет проверяться объем выполненных работ и качество их исполнения.
В техническом задании указано: "Подрядчик обязуется обеспечить соответствие уровня транспортно-эксплуатационного состояния Объектов содержания требованиям ГОСТ Р50597-93 "Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 02.09.2014 N 253-нд "О правилах благоустройства территории Петропавловск-Камчатского городского округа и порядке участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий", иных нормативных документов для данного вида работ, с соблюдением правил охраны труда, экологической и противопожарной безопасности".
Также техническим заданием установлено, что все применяемые в ходе выполнения работ материалы должны иметь паспорт качества и иные документы, подтверждающие пригодность их применения на территории Российской Федерации.
Исходя из специфики работ, являющихся предметом Закупки, для Заказчика имеет значение лишь тот факт, что все материалы (пескосоляная смесь), применяемые в ходе выполнения работ, соответствуют требованиям нормативных документов для данного вида работ и имеют паспорта качества и иные документы, подтверждающие пригодность их применения на территории Российской Федерации для данного вида работ. Кроме того, попытка отражения Заказчиком конкретных значений показателей пескосоляной смеси, к примеру, установление требований к массовой доле компонента фрикционной части в % или массовой доле компонентов химической части в %, привела бы к излишней детализации объекта Закупки.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
1. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 данной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 данной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N 99).
Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложениями N 1 и N 2 к Постановлению РФ N 99.
В силу пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99 дополнительные требования к участникам закупки предъявляются при осуществлении закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Согласно примечанию к данному пункту от участников закупки требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используется следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Также пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона объектом Закупки является выполнение работ по содержанию магистральных дорог и их элементов.
В техническом задании указаны такие работы как: очистка обочин от снега плужными снегоотчистителями на базе трактора, очистка тротуаров от снега механической щеткой, россыпь пескосоляной смеси вручную на остановках и т.д.
Данные виды работ не относятся к строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Таким образом, установление дополнительных требований к участникам Закупки Постановлением Правительства РФ N 99 не предусмотрено.
С учетом вышеизложенного, Заказчик не имел правовых оснований устанавливать дополнительные требования к участникам Закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 99.
Довод Заявителя о необходимости установления данных требований к участникам Закупки необоснован.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В техническом задании указан единственный материал "пескосоляная смесь" для выполнения работ, без указания максимальных и минимальных значений показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Для Заказчика важно только то, чтобы пескосоляная смесь соответствовала требованиям нормативных документов, имела соответствующие паспорта качества и иные документы подтверждающие пригодность ее применения на территории Российской Федерации.
Следовательно, подрядчик при выполнении работ может использовать любую пескосоляную смесь, соответствующую требованиям нормативных документов, имеющую соответствующие паспорта качества и иные документы подтверждающие пригодность ее применения на территории Российской Федерации.
Также в ходе проведения заседания Комиссии представитель Заказчика сообщила о том, что на участие в электронном аукционе было подано 5 (пять) заявок, с запросами о дачи разъяснений положений документации об электронном аукционе участники Закупки не обращались.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком указаны неизменные показатели материалов (в случае наличия таковых) без возможности использования материалов эквивалентных или лучше по своим характенистикам, необоснован.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11ю2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: ____________________ И.А. Светлова
Члены комиссии: ____________________ Л.Б. Шиханова
____________________ А.А. Козаченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 28 сентября 2017 г. N 3049/06
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2017