Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание - заместителя начальника отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России Юркиной Н.Ю. - заместитель председателя Комиссии,
Членов комиссии:
начальника отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России Васильева В.В.,
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России Варава В.Ю.,
при участии директора Заказчика Петрова В.Н. (предъявлен паспорт),
в отсутствии представителя Заявителя, уведомлен надлежащим образом, на заседание не явился,
рассмотрев жалобу ООО "Профит плюс" на положения документации об аукционе на работы по монтажу систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха прочие, не включенные в другие группировки ( номер извещения: 0557600003917000010) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
11 сентября 2017 года Заказчиком объявлен электронный аукцион на работы по монтажу систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха прочие, не включенные в другие группировки (номер извещения: 0557600003917000010).
Извещение о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 11.09.2017 года в 16:25.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 165 327,58 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 27.09.2017 16:00.
26.09.2017 г. (вх.N612з) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 03 октября 2017 года в 12.00.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, исх.NК0958 от 26.09.2017 года).
Положение документации содержат нарушения ч.6 ст.31, п.1 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64, ч.13.1 ст.34, ч.4,5,8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя м сообщил следующее (письменные объяснения, N725 от 02.10.2017, N725 от 02.10.2017 года, в материалах дела).
Документация об аукционе полностью соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
1. Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно пункту 2 приложения N1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) дополнительные требования устанавливаются к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона N0557600003917000010 при описании объекта закупки указан код по ОКПД2 - 43.22.12.190 и требование к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
В п.16.1 Информационной карты также установлено данное требование о наличие опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В тоже время, в пункте 18 Информационной карты электронного аукциона к участникам аукциона установлены требования к содержанию заявки на участие в аукционе.
Установление Заказчиком требования, предусмотренного Постановлением Правительства РФ N99 в данном случае неправомерно, так как начальная максимальная цена контракта составляет 3 165 327,58 рублей, что менее 10 млн. рублей.
При этом требование о необходимости представить копию исполненного контракта, копию акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство) не установлено.
Однако, установление неправомерного дополнительного требования не могло повлечь отклонение заявок на участие в аукционе, в связи с тем что предоставление документов по подтверждению опыта исполнения контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе по факту не требовалось.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок принимая решения о возможности не выдавать предписание об аннулировании аукциона, руководствуется в том числе и тем, что предметом контракта является техническое перевооружение котельной N1 МУП "Дновская теплоснабжающая организация", а именно замена котла КВ-ГМ-2,5-95, замена газового оборудования и ГРУ)", шифр проекта К1-17 в период начала отопительного сезона.
Как пояснил, директор Заказчика лимиты на перевооружение котельной были выделены только в сентябре 2017 года и ходатайствовал о возможности не отменять результаты определения поставщика (подрядчика), в целях предотвращения возникновения угрозы срыва отопления школы, детского сада и 15 пятиэтажных домов, подключенных к котельной N1 МУП "Дновская теплоснабжающая организация", расположенной по адресу: Псковская область, г. Дно, ул. Профсоюзная.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, при подготовке извещения, документации электронного аукциона Заказчиком допущены нарушения ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок, изучив документацию об аукционе установила, что в Ведомости объемов работ содержатся указания на:
Кран шаровый муфтовый Valtec для воды диаметром: 20 мм, тип в/в
Счетчик газа Ду100 RVG G250
Кабель-канал (короб) "Электропласт": 25x16 мм
Представитель Заказчика, в ходе рассмотрения жалобы по существу пояснил, что данные товары, указанные в техническом задании объекта закупки соответствуют случаям несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимы для обеспечения взаимодействия с товарами, используемыми заказчиком.
Данным техническим заданием предусматривается техническое перевооружение котельной N1 МУП "Дновская теплоснабжающая организация, расположенной по адресу: Псковская область, г. Дно, ул. Профсоюзная, в соответствии с разработанной ООО МСФ "Теплоэнергомонтаж" проектно-сметной документацией N К1-17 (объект "Техническое перевооружение котельной N1 МУП "Дновская теплоснабжающая организация" (замена котла КВ-ГМ-2,5-95, замена газового оборудования и ГРУ)", шифр проекта К1-17) .
Товары указаны в проектной документации не подлежат изменению, так как взаимодействуют с товарами используемыми заказчиком и влияют на безопасность эксплуатации объекта после ввода.
Кроме того, Заявителем не представлены документы и сведения в подтверждение обоснованности указанного довода жалобы, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
3. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В пункте 2.5. проекта контракта оплата каждого этапа по настоящему контракту осуществляется по безналичному расчету платежными поручениями путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Подрядчика, указанный в контракте, в течение 30 (тридцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке этапа работ, оказания (работ) услуг и предоставления Подрядчиком Заказчику счета, счета-фактуры, оформленных в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.
Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 6.2.3. проекта контракта установлено, что размер пени определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
09.09.2017 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера
пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N1063".
Таким образом, в нарушение частей 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N1042 Заказчиком в проекте контракта не установлены штраф за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, пеня за неисполнение или ненадлежащее исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также пеня за каждый день просрочки исполнения подрядчиком, штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств установлены с нарушением действующего законодательства о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Псковского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Профит плюс" обоснованной в части.
2. Установить в действиях Заказчика - МУП "Дновская теплоснабжающая организация" части 6 статьи 31, ч.13.1 статьи 34, части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о закупках, путем внесения изменений в проект контракта при его направлении победителю.
4. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для проведения административного расследования в отношении виновного должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
_______________________ Н.Ю. Юркина
_______________________ В.В. Васильев
_______________________ В.Ю. Варава
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 3 октября 2017 г. N 44-118/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2017