Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 03 октября 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности руководителя управления Матяшевская М.И., члены Комиссии: начальник отдела контроля закупок Лебедева С.Н, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Смирнова Т.А.,
с участием:
от заявителя - ООО "ЧОО "СИГНАЛ-Сервис" (далее также - общество, заявитель) - представитель по доверенности Махно И.А.,
от заказчика - государственного казённого учреждения Ярославской области "Учреждение по содержанию и эксплуатации административных зданий" (далее также - заказчик) - представитель по доверенности Зазулина Н.С.,
от уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области (далее также - уполномоченный орган) - представитель по доверенности Коряжкина А.А.,
рассмотрев жалобу ООО "ЧОО "СИГНАЛ-Сервис" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области - при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на осуществление мониторинга (централизованного наблюдения) за состоянием технических средств охраны (далее ТСО), установленных на объектах "Заказчика", и обеспечение выездов по сигналам "тревога", поступающим с данных объектов (извещение N 0171200001917001103) (далее также - открытый конкурс, конкурс, закупка) и в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению
закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "ЧОО "СИГНАЛ-Сервис" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области - при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на осуществление мониторинга (централизованного наблюдения) за состоянием технических средств охраны (далее ТСО), установленных на объектах "Заказчика", и обеспечение выездов по сигналам "тревога", поступающим с данных объектов (извещение N 0171200001917001103) (далее - жалоба).
По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что конкурсная комиссия уполномоченного органа неправомерно отклонила его заявку по следующим основаниям: "На основании части 3 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), п. 16 раздела 1 "Информационная карта конкурса" конкурсной документации:
1. В соответствии с п. 16. Раздела 1 "Информационная карта конкурса": "Все листы поданной в письменной форме заявки на участие в конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником конкурса или лицом, уполномоченным участником конкурса.". Опись документов представлена участником закупки отдельно от конкурсной заявки.
2. Отсутствие документов, которые предусмотрены подпунктом "б" пункта 1 части 2 статьи 51 закона (в составе заявки отсутствует выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица))
Участником закупки в составе заявки представлена не зарегистрированная в нотариальном порядке копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц N ЮЭ9965-17-15609535 от 29.08.2017".
Заявитель в своей жалобе указывает на то, что заявка ООО "ЧОО "СИГНАЛ-Сервис" на участие в данном конкурсе содержала подлинник выписки из Единого государственного реестра юридических лиц N ЮЭ9965-17-15609535 от 29.08.2017, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью, равнозначной, по мнению заявителя, выписке на бумажном носителе, подписанной собственноручно подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью налогового органа.
Кроме того, заявитель указывает на наличие описи в составе заявки, которая, по мнению заявителя, не входит в состав такой заявки и может не быть прошита в единый том данной заявки, поскольку это не влечет за собой неполноту или недостоверность сведений, представленных в заявке.
Таким образом, по мнению заявителя, ООО "ЧОО "СИГНАЛ-Сервис" заявка на участие в данном конкурсе была представлена в надлежащем виде и содержала все необходимые документы, предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного ООО "ЧОО "СИГНАЛ-Сервис" просит признать жалобу обоснованной и выдать конкурсной комиссии уполномоченного органа предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласны, представили письменные пояснения, в которых просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом - департаментом государственного заказа Ярославской области - в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 25.08.2017 размещено извещение N 0171200001917001103 о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на осуществление мониторинга (централизованного наблюдения) за состоянием технических средств охраны (далее ТСО), установленных на объектах "Заказчика", и обеспечение выездов по сигналам "тревога", поступающим с данных объектов (далее также - извещение о проведении конкурса, извещение), вместе с конкурсной документацией, неотъемлемой частью которой является проект государственного контракта.
Заказчиком выступило государственное казённое учреждение Ярославской области "Учреждение по содержанию и эксплуатации административных зданий".
Начальная (максимальная) цена контракта - 620 578,32 руб.
Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Частью 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
Подпунктом "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).
Согласно пункту 16 "Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению" раздела 1 "Информационная карта конкурса" конкурсной документации участник конкурса подает заявку на участие в конкурсе в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия. При этом на таком конверте рекомендуется указать наименование конкурса, на участие в котором подается данная заявка. Подача заявки в форме электронного документа не допускается.
Заявки на участие в конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении конкурса.
Подпунктом "б" пункта 16 "Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению" раздела 1 "Информационная карта конкурса" конкурсной документации установлено, что заявка на участие в конкурсе должна содержать, в числе прочих документов и сведений, выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).
Из анализа положений законодательства о контрактной системе в сфере закупках, а также требований, установленных заказчиком в рассматриваемой конкурсной документации следует, что заявки участников данного конкурса могут быть представлены исключительно в письменной форме (то есть вся информация об участниках открытого конкурса и все без исключения документы, входящие в состав таких заявок).
Требования к выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее также - ЕГРЮЛ) установлены Приказом Минфина России от 15.01.2015 N 5н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей" (далее - Регламент).
В соответствии с пунктом 74 Регламента выписка из ЕГРЮЛ, представленная Федеральной налоговой службой в письменной форме, должна содержать подпись должностного лица, подписавшего выписку, и быть скреплена гербовой печатью налогового органа.
Как установлено на заседании Комиссии, в составе заявки ООО "ЧОО "СИГНАЛ-Сервис" была представлена выписка из ЕГРЮЛ N ЮЭ9965-17-15609535 от 29.08.2017, распечатанная на бумажном носителе, ранее полученная в виде электронного документа через официальный сайт Федеральной налоговой службы (через личный кабинет налогоплательщика), содержащая следующую отметку: "Документ подписан усиленной квалифицированной электронной подписью".
Таким образом, из анализа представленной обществом выписки из ЕГРЮЛ N ЮЭ9965-17-15609535 от 29.08.2017, полученной в виде электронного документа через официальный сайт Федеральной налоговой службы (через личный кабинет налогоплательщика), содержащей отметку о том, что документ подписан усиленной квалифицированной электронной подписью, и распечатанной на бумажном носителе, следует, что данная выписка не соответствует требованиям, установленным положениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, поскольку не содержит подписи должностного лица, подписавшего выписку и не скреплена гербовой печатью налогового органа и не является засвидетельствованной в нотариальном порядке копией такой выписки из ЕГРЮЛ, как того требуют положения подпункта "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Вместе с тем, представителем заявителя на заседании Комиссии было отмечено, что выписка из ЕГРЮЛ, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, равнозначна выписке на бумажном носителе, подписанной собственноручно подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью налогового органа.
В соответствии с пунктом 92 Регламента возможно предоставление выписки из ЕГРЮЛ в электронном виде.
В случае, если при проведении проверки, указанной в пункте 105 настоящего Административного регламента, не выявлено оснований, предусмотренных пунктом 31 настоящего Административного регламента, осуществляется формирование выписки в электронном виде с электронной подписью (пункт 107 Регламента).
Согласно пункту 11.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" под электронным документом понимается документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ) определено, что электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Если в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью. Федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия могут быть предусмотрены дополнительные требования к электронному документу в целях признания его равнозначным документу на бумажном носителе, заверенному печатью (часть 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ).
Соответственно, из названных положений законодательства следует, что выписка из ЕГРЮЛ в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, равнозначна выписке из ЕГРЮЛ на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью налогового органа.
Между тем, выписка из ЕГРЮЛ, полученная из Федеральной налоговой службы в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, и распечатанная на бумажном носителе, не является электронным документом, а также не является документом, подписанным собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенным печатью налогового органа.
Исходя из анализа положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок выписка из ЕГРЮЛ в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью налогового органа, может быть представлена в составе заявки на участие в открытом конкурсе в случае предоставления такой заявки в электронной форме в полном объеме, а также при условии, что такая возможность предусмотрена конкурсной документацией.
В данном случае, как было указано ранее, заказчиком и уполномоченным органом в конкурсной документации установлен прямой запрет на подачу заявки в форме электронного документа, в связи с этим вся информация об участниках открытого конкурса, все без исключения документы, содержащиеся в составе конкурсных заявок, в том числе и выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), также могут быть поданы только в письменной форме.
Таким образом, выписка из ЕГРЮЛ, полученная в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, и распечатанная на бумажном носителе, не соответствует требованиям подпункта "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а, следовательно, участником закупки ООО "ЧОО "СИГНАЛ-Сервис" в составе конкурсной заявки не представлена требуемая выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки, которая получена не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса.
Согласно части 4 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
Из буквального толкования названной нормы закона следует, что часть 4 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусматривает жестко регламентированные правила оформления заявки участника открытого конкурса, из которых следует, что закон не предусматривает иных, не прошитых в единый том документов, предоставляемых вместе с заявкой на участие в открытом конкурсе. Таким образом, опись, как отдельный документ, не входящий в заявку не предусматривается правилами оформления заявки в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, опись является частью заявки и к описи должны предъявляться те же требования, что и к самой заявке, а именно требование о том, что все документы, входящие в состав заявки, должны быть прошиты.
Установлено, что в конверте с заявкой участника закупки ООО "ЧОО "СИГНАЛ-Сервис" на участие в рассматриваемом конкурсе содержалось два отдельных документа: опись документов на 1 листе и том заявки на участие в открытом конкурсе, в составе которого прошит, пронумерован и скреплен печатью общества 81 лист.
Исходя из частей 2, 3, 4 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N 0171200001917001103 от 19.09.2017 поданная ООО "ЧОО "СИГНАЛ-Сервис" заявка отклонена конкурсной комиссией уполномоченного органа ввиду следующего:
"На основании части 3 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) и п.16 раздела 1 "Информационная карта конкурса" конкурсной документации, заявка не соответствует требованиям, указанным в конкурсной документации:
1. В соответствии с п. 16. Раздела 1 "Информационная карта конкурса": "Все листы поданной в письменной форме заявки на участие в конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником конкурса или лицом, уполномоченным участником конкурса.". Опись документов представлена участником закупки отдельно от конкурсной заявки.
2.Отсутствие документов, которые предусмотрены подпунктом "б" пункта 1 части 2 статьи 51 закона (в составе заявки отсутствует выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица))
Участником закупки в составе заявки представлена не зарегистрированная в нотариальном порядке копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц N ЮЭ9965-17-15609535 от 29.08.2017".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что заявка участника закупки ООО ЧОО "СИГНАЛ-Сервис" была правомерно отклонена конкурсной комиссией уполномоченного органа по причине несоответствия данной заявки требованиям, указанным в конкурсной документации.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЧОО "СИГНАЛ-Сервис" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области - при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на осуществление мониторинга (централизованного наблюдения) за состоянием технических средств охраны (далее ТСО), установленных на объектах "Заказчика", и обеспечение выездов по сигналам "тревога", поступающим с данных объектов (извещение N 0171200001917001103) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Матяшевская М.И. |
Члены Комиссии: |
Лебедева С.Н.
Смирнова Т.А. |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 28 сентября 2017 г. N 05-02/291Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2017