Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Удмуртского УФАС России) в составе:
председатель Комиссии: <_> - начальник отдела контроля закупок;
заместитель председателя Комиссии: <_>. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок;
члены Комиссии: <_>. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; кворум соблюден,
рассмотрев жалобу ООО "АМСЭЛ" на действия заказчика - БУЗ УР "ГКБ N6 МЗ УР" на положения документации при проведении запроса котировок на поставку имплантируемых приспособлений для эндопротезирования тазобедренных суставов (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок - 0313300135417000209, далее - Запрос котировок), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
в присутствии:
представителя заявителя - ООО "АМСЭЛ" (далее - Заявитель): <_>. по доверенности от 27.07.2017 г. б/н;
представителей заказчика - бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N6 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" (далее - Заказчик): <_>. по доверенности N01-23/291 от 17.01.2017 г.; <_>. по доверенности N01-23/5990 от 23.07.2017 г.; <_>. по доверенности от 28.09.2017 г. N 01-23/8471;
представителя участника закупки - общества с ограниченной ответственностью "Мегапресс": <_>. по доверенности от 25.09.2017 г. N11,
УСТАНОВИЛА:
21.09.2017 г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса котировок.
Заявитель считает, что указание Заказчиком в извещении о проведении Запроса котировок на необходимость обеспечения технической совместимости закупаемого товара с установочным инструментом производства "Эскулап АГ" (Германия), имеющегося у Заказчика, искусственно ограничивает конкуренцию.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представитель Заявителя указал на то, что потенциальный участник закупки ООО "АМСЭЛ" готов предложить к поставке имплантируемые приспособления для эндопротезирования тазобедренных суставов вместе с установочным инструментом иного производителя. Также представитель Заявителя указал на то, что Заказчику поставлен установочный инструмент для эндопротезирования иного производителя по ранее заключенным контрактам с ООО "АМСЭЛ".
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России, представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, пояснили, что установленное Заказчиком в извещении о проведении Запроса котировок требование к товару о совместимости с установочным оборудованием компании "Эскулап АГ" (Германия) обусловлен наличием у Заказчика установочного оборудования данного производителя. Иного установочного оборудования у Заказчика не имеется, в описании объекта закупки отсутствует указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования. Установочное оборудование не является предметом закупки, поэтому описание объекта закупки не противоречит требованиям Закона о контрактной системе. Представлены письменные пояснения от 27.09.2017 г. исх.N 01-23/8383.
12.09.2017 г. Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о Запросе котировок.
Начальная максимальная цена контракта составляет 496 266 ,67 рублей.
Дата окончания подачи заявок на участие в закупке - 25.09.2017 г.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Запросе котировок от 25.09.2017 г. на участие в закупке подана одна заявка участником закупки ООО "МЕГАПРЕСС", которая признана несоответствующей требованиям извещения о проведении Запроса котировок, в связи с чем Запрос котировок признан несостоявшимся.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Рассмотрев извещение о проведении Запроса котировок, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт доводы жалобы Заявителя о нарушении заказчиком Закона о контрактной системе необоснованными на основании следующего.
Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Подпунктом 1.17 пункта 1 части 17 извещения о проведении Запроса котировок Заказчиком установлено требование к товару "Бедренный компонент цементной фиксации. Ножка эндопротеза латерализованная" - Техническая совместимость: совместимость с установочным инструментом производства "Эскулап АГ", Германия, имеющимся у Заказчика.
Подпунктом 2.17 пункта 2 части 17 извещения о проведении Запроса котировок Заказчиком установлено требование к товару "Бедренный компонент бесцементной фиксации Ножка эндопротеза латерализованная" - Техническая совместимость: совместимость с установочным инструментом производства "Эскулап АГ", Германия, имеющимся у Заказчика.
Подпунктом 3.16 пункта 3 части 17 извещения о проведении Запроса котировок Заказчиком установлено требование к товару "Бедренный компонент бесцементной фиксации. Ножка эндопротеза" - совместимость с установочным инструментом производства "Эскулап АГ", Германия, имеющимся у Заказчика.
Подпунктом 4.11 пункта 4 части 17 извещения о проведении Запроса котировок Заказчиком установлено требование к товару "Вертлужный компонент бесцементной фиксации" - совместимость с установочным инструментом производства "Эскулап АГ", Германия, имеющимся у Заказчика.
Подпунктом 5.7 пункта 5 части 17 извещения о проведении Запроса котировок Заказчиком установлено требование к товару "Вкладыш эндопротеза полиэтиленовый" - совместимость с установочным инструментом производства "Эскулап АГ", Германия, имеющимся у Заказчика.
Подпунктом 6.7 пункта 6 части 17 извещения о проведении Запроса котировок Заказчиком установлено требование к товару "Головка эндопротеза металлическая 1" - совместимость с установочным инструментом производства "Эскулап АГ", Германия, имеющимся у Заказчика.
Подпунктом 7.6 пункта 7 части 17 извещения о проведении Запроса котировок Заказчиком установлено требование к товару "Головка эндопротеза металлическая 2" - совместимость с установочным инструментом производства "Эскулап АГ", Германия, имеющимся у Заказчика.
Подпунктом 8.6 пункта 8 части 17 извещения о проведении Запроса котировок Заказчиком установлено требование к товару "Винт фиксирующий" - совместимость с установочным инструментом производства "Эскулап АГ", Германия, имеющимся у Заказчика.
Из представленных письменных пояснений Заказчика следует, что установление Заказчиком при описании объекта закупки показателя совместимости с установочным инструментом указанного производителя обусловлено наличием у Заказчика установочного инструмента производства "Эскулап АГ", Германия (согласно договору безвозмездного пользования имуществом N 1\179 от 23.05.2017 г., заключенного с ООО "МЕГАПРЕСС", а также оборотно-сальдовой ведомости по счёту 01.31 за 3 квартал 2017 г.), установочного инструмента иных производителей у Заказчика не имеется. Данный показатель установлен необходимостью обеспечения взаимодействия товаров, являющихся предметом закупки с установочным инструментом, используемым Заказчиком в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев извещение о проведении Запроса котировок, установила, что извещение о проведении Запроса котировок не содержит требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, являющегося объектом закупки.
Указание Заказчиком при описании объекта закупки производителя используемого Заказчиком установочного инструмента не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, поскольку установочный инструмент не является предметом закупки, а установление Заказчиком требования о совместимости товаров с установочным инструментом указанного производителя обусловлено необходимостью Заказчика обеспечить совместимость объекта закупки с используемым им установочным инструментом, что подтверждается представленной в материалы дела N АА07-06/2017-254 З инструкцией к эндопротезу вертлужной впадины цементной фиксации AesculapR о необходимости.
Положения Закона о контрактной системе не обязывают заказчика осуществлять закупку с указанием характеристик товара поставку, которого может осуществить максимально широкий круг лиц. Осуществление закупки в рамках Закона о контрактной системе направлено на обеспечение государственных или муниципальных нужд, а, следовательно, на удовлетворение потребности заказчика в поставке товара отвечающего существующей потребности.
Включение заказчиком в документацию о закупке требований к товару, вследствие наличия которых не каждый товар, выпущенный в оборот на соответствующем рынке, может быть поставлен Заказчику в рамках определенной закупки не является ограничением количества участников закупки, так как, в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки является любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. При этом, Закон о контрактной системе не устанавливает ограничений, связанных с участием в закупках исключительно производителей товаров, а следовательно, участником закупки может быть любое лицо, которое отвечает требованиям действующего законодательства и осуществившее действия, направленные на участие в закупке, в частности, подача заявки для участия в закупке, приобретение товара, необходимого заказчику, у производителя, поставка товара собственного производства, соответствующего требованиям документации о закупке.
Представленные в материалы дела N АА07-06/2017-254 З Заявителем документы, а именно копия контракта от 31.10.2016 г. N 182/25-К, копия товарной накладной N 118 от 11.11.2016 г., копия инструкции к системе эндопротезирования вертлужной впадины TrilogyR, копия вкладыша к инструкции к эндопротезам (серия 001 N 910004346680) не подтверждают наличие у Заказчика установочного инструмента иного производителя отличного от установочного инструмента производства "Эскулап АГ" (Германия), а также объективной возможности у Заказчика использования, применения установочного инструмента иного производителя в соответствии с принятой в лечебном учреждении техникой проведения операций по эндопротезированию.
Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие отсутствие возможности осуществить поставку товара, отвечающего установленным Заказчиком требованиям, в связи с чем, факт ограничения количества участников закупки в рассматриваемой ситуации не подтвержден.
В результате проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд не установлено.
В связи с тем, что жалоба Заявителя содержит указание на ограничения конкуренции при проведении указанного Запроса котировок, Комиссия Удмуртского УФАС России приняла решение о необходимости передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о наличии (отсутствии) признаков нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного и, руководствуясь статьей 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АМСЭЛ" на действия заказчика - БУЗ УР "ГКБ N 6 МЗ УР" на положения документации при проведении запроса котировок на поставку имплантируемых приспособлений для эндопротезирования тазобедренных суставов (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок - 0313300135417000209) необоснованной.
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о наличии (отсутствии) признаков нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии: |
__________ <_>
__________ <_> |
Члены Комиссии: |
__________ <_>
|
<_> (3412) 57-22-58
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 28 сентября 2017 г. N АА07-06/2017-254
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2017