Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе: Председатель Комиссии: <_>; Члены Комиссии: <_>; <_>; при участии представителя Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры (далее - заказчик) - <_>; в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Профит-плюс" (далее - ООО "Профит-плюс", заявитель), рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об электронном аукционе на приобретение квартиры, извещение N 0134100009217000120 (далее - электронный аукцион), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 21 сентября 2017 года поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.
Заявитель указывает, что заказчиком при формировании документации об электронном аукционе допущены следующие нарушения:
- ненадлежащим образом установлен срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе;
- описание объекта не соответствует принципу объективности и создает препятствия для участников закупки в процессе оформления заявок на участие в аукционе и ограничения на участие в закупке;
- в проекте Государственного контракта (далее - проект контракта) не предусмотрена возможность заключения такого контракта физическим лицом;
- в проекте контракта не содержится информации о сроке приемки выполненных работ;
- в проекте контракта отсутствуют все возможные значения размеров штрафа для каждого порогового значения цены контракта;
- не определен срок выдачи банковской гарантии.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалоба Комиссией установлено, что заказчиком 07.09.2017 г. на Официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134100009217000120 и документация об электронном аукционе на приобретение квартиры (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 550 000 руб. 00 коп.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 63 Федерального закона N 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (часть 3 статьи 63 Федерального закона N 44-ФЗ).
Частью 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Частью 1 статьи 194 ГК РФ предусмотрено, что, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Исходя из части 3 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2011 года N 107-ФЗ "Об исчислении времени" следует, что время календарного дня исчисляется часами, минутами и секундами. За начало календарного дня принимается момент времени, соответствующий 00 часам 00 минутам 00 секундам. За окончание календарного дня принимается момент времени, соответствующий 24 часам 00 минутам 00 секундам.
Таким образом, с учетом предусмотренного требования частью 3 статьи 63 Федерального закона N44-ФЗ, срока, суммы начальной (максимальной) цены контракта срок окончания подачи заявок на участие в рассматриваемом электронном аукционе должен быть установлен не ранее, чем 23 сентября 2017 года.
Комиссией установлено, что заказчиком 07 сентября 2017 года в 12:08 в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение квартиры, при этом, срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе установлен 22 сентября 2017 года в 10:00.
Таким образом, заказчиком сокращен срок подачи заявок на участие в электронном аукционе, что является нарушением части 3 статьи 63 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В части V аукционной документации содержится описание объекта закупки, где имеются требования, в том числе, к расположению квартиры - не ниже 2-го этажа и не выше 7-го этажа.
Как следует из Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017 года, заказчики должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
Установление характеристик товара обусловлено потребностями Заказчика и является правом последнего. Федеральный закон N 44-ФЗ не предусматривает ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Таким образом, данный довод заявителя не нашел своего подтверждения.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона N 44-ФЗ участником закупки является любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Пункт 15 Информационной карты (часть III аукционной документации) содержит следующее:
15 |
Исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки |
Копии учредительных документов участника аукциона (для юридического лица), копии документов, удостоверяющих личность участника аукциона (для физического лица). |
Таким образом, согласно аукционной документации, физическое лицо имеет право принимать участие в электронном аукционе.
В свою очередь, в проекте контракта победитель электронного аукциона именуется общим термином: "Поставщик", что не может свидетельствовать о невозможности заключения контракта с физическим лицом.
В связи с чем, Комиссия пришла к выводу о необоснованности данного довода.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Требования к содержанию контракту установлены в статье 34 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно части 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
На заседании Комиссии установлено, что проект контракта аукционной документации не позволяет определить срок приемки поставленного товара (квартиры).
Таким образом, действия заказчика, не установившего в проекте контракта аукционной документации сроки приемки поставленного товара (квартиры), не соответствуют требованиям части 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ.
Частью 4 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ определено, что контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (части 5, 8 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ).
На момент размещения заказчиком извещений о проведении закупки порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства устанавливалось Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Постановление N 1063), которое с 08.09.2017 г. прекратило свое действие в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Согласно пункту 4 Постановления N 1063 за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 5 Постановления N 1063 установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Положение об ответственности сторон закреплено заказчиком в пункте 5.5 проекта контракта: "штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом. Штраф устанавливается в размере 10 % от цены Контракта - ______ (__________________) рублей __ копейки".
Следовательно, заказчиком установлен процентный размер штрафа для начальной (максимальной) цены контракта менее 3 млн. рублей.
Вместе с тем, в ходе электронного аукциона, цена контракта могла быть не снижена и составить более 3 млн. рублей, следовательно, размер штрафа должен рассчитываться в порядке пунктов 4, 5 Постановления N 1063.
Таким образом, в связи с тем, что Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрено изменение условий контракта после истечении срока внесения изменений в документацию об аукционе, заказчику при формировании документации об аукционе и проекта контракта целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Постановлением N 1063 для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта, а также предусматривать возможность указания фиксированной суммы штрафа при заключении контракта, рассчитанной с учетом цены контракта, предложенной победителем электронного аукциона.
Таким образом, пункт 5.5 проекта контракта не соответствуют положениям частей 5, 8 Федерального закона N 44-ФЗ, пунктам. 4,5 Постановления N 1063.
Довод заявителя о неопределенности срока выдачи банковской гарантии не нашел своего подтверждения по следующим основаниям.
В статье 45 Федерального закона N 44-ФЗ закреплено, что заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии.
В свою очередь, заказчиком в пункте 7.2 проекта контракта установлено, что срок действия обеспечения исполнения контракта должен превышать 30 календарных дней конечный срок выполнения исполнителем своих обязательств по контракту.
В связи с тем, что на участие в электронном аукционе не было подано заявок и аукцион признан несостоявшимся - Комиссия не нашла оснований для выдачи предписания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит-плюс" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим часть 3 статьи 63, части 5, 13 статьи 34, Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Предписание по результатам рассмотрения жалобы не выдавать;
4. Направить копии решения сторонам по жалобе;
5. Оператору электронной площадки отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_> |
Члены комиссии |
<_> |
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 28 сентября 2017 г. N 983
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.10.2017