резолютивная часть решения объявлена 04.10.2017 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
при участии представителей Государственного казенного учреждения КБР "Управдор" (далее - заказчик), и.о. директора и по доверенности от 09.06.2017 г., представителя Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства КБР (далее - уполномоченный орган), в отсутствии заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Тетра" (далее - заявитель, ООО "Тетра") и общества с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер" (далее - оператор ЭТП),
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика и уполномоченного органа при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) способом аукциона в электронной форме N0104200002117000381 "Выполнение работ по нормативному содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений на них по Терскому муниципальному району для нужд Кабардино-Балкарской Республики" (далее - аукциона, закупка), руководствуясь ст.ст.99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении аукциона. По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены: установлением требований к результату работ, к описанию участниками закупки в составе заявок химического состава и (или) компонентов товаров, показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии после его производства; не установлением требований к опыту работ и соответствию требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к видам работ; установлением ненадлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе; отсутствием в проекте контракте обязательных условий. Заявитель в жалобе просит приостановить закупку, аннулировать результаты аукциона, привлечь к ответственности и провести внеплановую проверку.
На заседании Комиссии представители заказчика просили признать жалобу необоснованной по следующим основаниям.
Требования документации об аукционе к товарам, используемым при выполнении работ, носят объективный характер, направлены на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходят за рамки стандартных требований для таких товаров и указаны в соответствии с требованиями действующих нормативных документов (ГОСТ, СНиП и пр.), а также исходя из необходимости применения в процессе выполнения работ товаров, обладающих характеристиками, достаточными для обеспечения качества выполняемых работ по нормативному содержанию автодорог. При указании характеристик товаров, используемых при выполнении работ, только ссылка на ГОСТ не может удовлетворять требования заказчика, т.к. положения ГОСТ распространяются на материал без соотнесения к конкретному виду работ, а заказчик прописывает те характеристики товара, которые удовлетворяют его потребностям и используются при выполнении конкретного вида работ.
Далее со ссылкой на инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе и на государственные стандарты 33133-2014, 32703-2014 и 32730-2014 представитель заказчика сообщил, что описание требований к показателям товара может содержать показатели, установленные заказчиком, в том числе в соответствии с нормами государственных стандартов, значения которых на момент подачи заявки не могут быть определены однозначным образом (одним числовым значением) при четко установленных диапазонном, максимальном/ минимальном значении показателя. Участники закупки в составе первой части заявки указывают конкретные значения установленных заказчиком показателей в соответствии с положениями инструкции в сопровождении терминов "максимальное значение", "минимальное значение", "минимальное значение" - "максимальное значение". В качестве примера привел положения инструкции, и учитывая положения инструкции, пункты, указанные в жалобе (битумы, бетон, щебень и песок) не требуют конкретизации.
По пункту жалобы об опыте работ и наличию свидетельства о допуске к видам работ у участников, представители заказчика пояснили о необходимости опыта работ и наличия свидетельства о допуске к видам работ у участников при выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, тогда как, в данном случае необходимо выполнить работы по нормативному содержанию автодорог. Перечень работ, установленный в ведомости объемов работ, не требует наличия разрешительного документа.
Документация об аукционе содержит инструкцию, которая содержит полную информацию, необходимую участникам закупки для подготовки заявки на участие в аукционе, и не содержит условия о видах и объемов работ, т.к. данное условие требуется включать при выполнении работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства.
Представитель уполномоченного органа просил признать жалобу необоснованной.
Рассмотрев доводы заявителя указанные в жалобе, доводы заказчика и уполномоченного органа и изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
21.09.2017 г. 13:09 (Изменения извещения о проведении электронного аукциона от 22.09.2017 г. NИИ2 ) на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) (сайт оператора электронно-торговой площадки - РТС-тендер, http://www.rts-tender.ru) был размещен аукцион с начальной (максимальной) ценой контракта - 139 101 283,99 руб. В извещении указано: Дата и время начала подачи заявок - 21.09.2017 г. 13:09; Дата и время окончания подачи заявок - 09.10.2017 г. 01:00; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 13.10.2017 г.; Дата и время проведения аукциона в электронной форме 16.10.2017 г. 11:45; Размер обеспечения заявок - 2 782 025,68; Размер обеспечения исполнения контракта - 13 910 128,40.
Согласно п.1 и 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых материалов, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (далее - ведомость материалов) установлены в приложении к разделу II документации об аукционе (техчасть 1). Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе (далее - инструкция) также содержится в разделе II документации об аукционе (техчасть 2).
В описание объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, при необходимости также эксплуатационные характеристики объекта закупки, а также показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающаяся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Согласно письма ФАС России от 01.07.2016 г. NИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Положениями инструкции установлено следующее:
-При составлении первой части заявки участники закупки должны предоставить конкретные предложения по полному перечню показателей и характеристик, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, руководствуясь положениями настоящей инструкции. Исключение составляют диапазонные или иные значения показателей, конкретизировать которые не представляется возможным на момент подачи заявки;
-При подаче сведений участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в вышеуказанном приложении. При этом описание требований к показателям товара может содержать показатели, установленные заказчиком в том числе в соответствии с нормами государственных стандартов, значения которых на момент подачи заявки не могут быть определены однозначным образом (одним числовым значением) при четко установленных диапазонном, максимальном/ минимальном значении показателя. Участники закупки в составе первой части заявки указывают конкретные значения установленных заказчиком показателей в соответствии с положениями инструкции в сопровождении терминов "максимальное значение", "минимальное значение", "минимальное значение" - "максимальное значение". Например, требование, установленное заказчиком: "Содержание зерен слабых пород в щебне из плотных горных пород, % по массе, не более (не выше, не должно превышать, не должно быть более и т.д.) 5 максимальное значение". Варианты предложения участников закупки, соответствующие установленным документацией требованиям: "Содержание зерен слабых пород в щебне из плотных горных пород, % по массе, 5 максимальное значение", "Содержание зерен слабых пород в щебне из плотных горных пород, % по массе, 3 максимальное значение"; требование, установленное заказчиком: "высыхание до степени 3 должно быть не позднее 4 ч. максимальное значение или высыхание до степени 3 должно быть не ранее 4 ч. минимальное значение". Варианты предложения участников закупки, соответствующие установленным документацией требованиям: "высыхание до степени 3 4 ч. максимальное значение или "высыхание до степени 3 4 ч. минимальное значение"; требование, установленное заказчиком: "наибольшая крупность зерен должна быть не менее 10 мм (минимальное значение) и не более 40 мм (максимальное значение)". Варианты предложения участников закупки, соответствующие установленным документацией требованиям: "наибольшая крупность зерен 10 мм" или "наибольшая крупность зерен 20 мм". Требование, установленное заказчиком: "кинематическая вязкость при 40 °С, мм2/с 29 минимальное значение - 35 максимальное значение." Варианты предложения участников закупки, соответствующие установленным документацией требованиям: "кинематическая вязкость при 40 °С, 29 мм2/с минимальное значение - 35 мм2/с максимальное значение. Участники закупки в составе первой части заявки указывают в неизменном виде значения установленных заказчиком показателей в случае наличия значка "1" (например, требование, установленное заказчиком: "температура размягчения должна быть 551 °С". Вариант предложения участников закупки, соответствующий установленным документацией требованиям: "температура размягчения 551 °С"; "содержание зерен размером мельче 201 мм". Вариант предложения участников закупки, соответствующий установленным документацией требованиям: "содержание зерен размером мельче 201 мм.;
- В том случае, если значение показателя является диапазонным по своей сути или не может быть конкретизировано в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, такое значение указывается в первой части заявки в неизменном виде, например, такая характеристика как фракция указывается в неизменном виде или температурный диапазон. При наличии выражения "любого из_", "любой_" участнику закупки необходимо предложить конкретные показатели.
В ведомости материалов установлены следующие требования:
-Битумы нефтяные дорожные вязкие, температура размягчения по кольцу и шару должна быть не ниже сорока пяти (минимальное значение) °С, температура хрупкости должна быть не выше минус восемнадцати (максимальное значение) °С;
-Бетон, марка по удобоукладываемости бетонной смеси должна быть Ж1/ П1/ П2, истинная плотность мелкого заполнителя должна быть две тысячи (минимальное значение) - две тысячи восемьсот (максимальное значение) кг/м3 , пылевидных и глинистых частиц в щебне должно быть не более двух (максимальное значение) % массы;
-Битумы нефтяные изоляционные, температура размягчения должна быть семьдесят пять (минимальное значение) - сто (максимальное значение) °С;
-Содержание глины в комках в щебне должно быть не более ноль целых двадцать пять сотых (максимальное значение) % по массе по позиции щебень, регламентировано стандартом 32703-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования";
-Содержание глины в комках в песке должно быть не более двух процента по массе (максимальное значение) по позиции песок, установлено в соответствии с государственным стандартом 32730-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Песок дробленый. Технические требования".
Показатель температура размягчения по кольцу и шару не ниже 45 градусов Цельсия (минимальное значение) и температура хрупкости по позиции битум определяется государственным стандартом 33133-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования". Учитывая положения инструкции, данные пункты не требуют обязательности конкретизации значений, т.е. даточным условием для соблюдения положений ведомости материалов и инструкции является указание минимального значения по одному показателю (температура размягчения по кольцу и шару) и максимального значения по другому показателю (температура хрупкости).
Потребность в указании некоторых показателей и значений материала, заказчик обосновал тем, что показатель марки бетона задан для обеспечения устойчивости устанавливаемых дорожных знаков, показатель плотность указывает на пористость бетона, которая сопряжена с водонепроницаемостью, что обеспечивает в свою очередь, морозостойкость бетона.
Значения и показатели по позиции битум нефтяные изоляционные, что должно быть семьдесят пять (минимальное значение) - сто (максимальное значение) также не требуют обязательности конкретизации значений и показателей.
Комиссия приходит к выводу, что требование, к материалам (товарам) установленное в ведомости материалов во взаимосвязи с инструкцией не предусматривает описание участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе по позициям указанным выше только конкретных показателей товаров, необходимых при выполнении работ, а наоборот позволяют участнику указывать как конкретные значения показателей, дефектов, пороков, отклонений и т.д., так и значений в соответствии с государственным стандартом, и как следствие не обязывают участника закупки на момент подачи заявки иметь в наличии товар (материал).
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Документация об аукционе наряду с предусмотренной ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам аукциона, установленные в соответствии с ч.1, ч.1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе (ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе).
В силу п.1 ч.1 и ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые и дополнительные (дополнительные в определенных случаях) требования к участникам закупки, в частности одним из единых требований к участникам закупки является требование о соответствии установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Дополнительным требованием согласно постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 г. N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - ПП N99) является наличие опыта работ при выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. руб.
Согласно ч.1 ст.55.8 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В соответствии с ч.2 ст.52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ст.52 ГрК РФ.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N624 (далее - Перечень).
В процессе выполнения работ по аукциону необходимо выполнить работы по нормативному содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений на них.
Исследовав и оценив представленные материалы дела в совокупности и во взаимосвязи, руководствуясь положениями ст.2, 31 и 64 Закона о контрактной системе, ст.52, 55.8 ГрК РФ, Гражданского кодекса РФ, ПП N99 и Перечнем, Комиссия приходит к выводу, что работы, которые подлежат выполнению на объекте по аукциону не требуют наличия опыта выполнения работ, а также подтверждения наличия членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Как было указано выше, документация об аукционе содержит инструкцию по заполнению заявки, при этом законом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.
Согласно жалобе установлена ненадлежащая инструкция, в частности приводятся следующие положения инструкции в примеры:
-При использовании любых союзов или знаков, о которых не имеется специального указания в документации, между требуемыми значениями, участнику необходимо представить все значения из предложенных;
-При описании характеристик, являющихся однородными и определяющими многообразие вариантов исполнения товара, имеющие обобщающее слово или фразу после которого (ой) стоит знак ":" и без словосочетания "одного из_", и при этом разделенные между собой запятой, точкой с запятой - означает, что Заказчику необходимо наличие в товаре всех перечисленных характеристик;
При использовании знака "/" в случаях указания конкретных марок и/или видов товара (например, БНД 70/100, БНМ 55/60) данная характеристика считается конкретной, неизменной.
Положения инструкции указанные в жалобе не влекут за собою ограничения количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе, а наоборот уточняют для участников аукциона положения касаемо использования любых союзов или знаков, о которых не имеется специального указания в документации, описания характеристик, являющихся однородными и определяющими многообразие вариантов исполнения товара, имеющие обобщающее слово или фразу после которого (ой) стоит знак ":" и без словосочетания "одного из_", и при этом разделенные между собой запятой, точкой с запятой и знака "/" в случаях указания конкретных марок и/или видов товара (например, БНД 70/100, БНМ 55/60).
В соответствии с ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Как установлено Комиссией, потребность заказчика заключается в выполнении работ по нормативному содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений на них.
В соответствии с ч.2 ст.110.2 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 г. N570 утверждены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - ПП N570).
Как указано в п.2 ПП N570 подлежат включению заказчиком в документацию о закупке виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных ПП N570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств.
Положение касаемо включения в документацию видов и объемом работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных ПП N570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств, распространяется только на случаи выполнения работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, тогда как, объектом закупки по аукциону является выполнение работ по нормативному содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений на них.
Таким образом, доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 105, 106 Закона о контрактной системе Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тетра" необоснованной.
2.Отменить приостановление заключения контракта по аукциону.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 5 октября 2017 г. N 05-243/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2017