Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу гражданина, в присутствии:
- представителя Функционального органа администрации Усть-Катавского городского округа "Управление инфраструктуры и строительства" Шлемовой С.В., действующего на основании доверенности от 28.02.2017,
- представителя Администрации Усть-Катавского городского округа Дьячковского Д.Н., действующего на основании Распоряжения N 6к от 18.01.2016,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 20.09.2017 поступила жалоба гражданина на действия заказчика при проведении электронного аукциона на газоснабжение жилых домов поселка Шубино (I очередь) в г. Усть-Катав (извещение N 0169300007517000119) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 05.09.2017 Администрация Усть-Катавского городского округа объявила о проведении аукциона.
Заказчиком выступил Функциональный орган администрации Усть-Катавского городского округа "Управление инфраструктуры и строительства"
Начальная (максимальная) цена контракта - 17 010 000,00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 21.09.2017 в 17:30.
На момент рассмотрения жалобы гражданина контракт не заключен.
В жалобе гражданина указано, что в документации о закупке по ряду позиций материалов указаны характеристики материалов, показатели которых возможно определить только в ходе лабораторных испытаний, что свидетельствует о необъективности описания предмета закупки и неправомерности установления требований к составу первой части заявки о конкретизации указанных показателей.
Кроме того, в извещении о закупе установлено требование о проведении закупки для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, однако в графе извещения преимущества данное требование не установлено.
Представители заказчика и уполномоченного органа представили письменные пояснения и на заседании Комиссии с доводами жалобы не согласились, указав, что требования к материалам установлены с учетом государственных стандартов. При этом, в инструкции по заполнению первой части заявки указано, что участник закупки может предоставить как точные, так и диапазонные значения материалов в соответствии со сведениями, предоставляемыми производителями таких товаров.
Кроме того, в извещении о закупке установлены ограничения участия в закупке субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, что соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
При этом, из совокупного толкования указанных требований следует, что при осуществлении закупки на выполнение подрядных работ заказчик должен потребовать в составе первой части заявки исключительно предоставление конкретных показателей товаров, используемых для производства работ.
Таким образом, в документации об аукционе заказчику требуется определить такие качественные свойства товаров, которые характеризуют товар, как индивидуально-определенную вещь и являются необходимыми для получения результатов работ, удовлетворяющих потребности заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
С учетом изложенного, при закупке работ с использованием материалов заказчик обязан раскрыть содержание объекта закупки, то есть указать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, соответствующих потребности заказчика в силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В Приложении N 1 к техническому заданию документации об электронном аукционе указаны значения показателей товаров, используемых при выполнении работ, в том числе:
- по позиции 1 "битумы нефтяные" - глубина проникания иглы при 25 °C, температура вспышки, массовая доля воды;
- по позиции 9 "щебень" - содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, потеря массы при испытании щебня на истираемость, потеря массы при испытании
щебня по дробимости при сжатии;
- по позиции 10 "краски масляные сурик железный" - твердость пленки, по маятниковому прибору: типа ТМЛ (маятник Б), типа М-3;
- по позиции 5 "бруски" - номинальные размеры ширины - не менее 75 мм, толщины - не менее 25 мм.
Как следует из документации о закупке каждая из приведенных позиций Приложения N 1 сопровождается указанием на государственные стандарты, которым должны соответствовать материалы, используемые при выполнении работ.
Так, например, согласно пункту 1.3 ГОСТа 6617-76 "Битумы нефтяные строительные. Технические условия" определены физико-химические показатели различных марок битума, в том числе показатели, указанные в документации о закупке.
В соответствии с пунктами 4.3.2, 4.4 ГОСТа 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" также указаны группы (марки) щебня с указанием показателей, определенных заказчиком.
Кроме того, характеристики остальных материалов, установленных в документации о закупке, содержатся в нормативно-технической документации, указанной в техническом задании.
Вместе с тем, в примечаниях к таблице, в которой отражены характеристики материалов, используемых в ходе выполнения работ, указано, что в случае, когда предлагаемый товар не может иметь конкретное значение параметра (конкретный показатель) в соответствии со сведениями, предоставляемыми производителями таких товаров, участником закупки указывается диапазон значений.
При этом, в примечаниях указано, что все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам: ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП.
С учетом изложенного, заказчиком предусмотрена альтернативная возможность указания в составе первой части заявки участника закупки конкретных показателей материалов путем определения точного либо диапазонного значения характеристик материала, что не противоречит части 2 статьи 33, пунктам 1,2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
При этом, в документации о закупке не требуется указания в составе первой части заявки точных физико-химических показателей материалов, а лишь указано на возможность предоставления данных сведений участником закупки, в связи с чем доводы заявителя, согласно которым на момент подачи заявки участник закупки обязан иметь в наличии товар, в отношении которого проведены лабораторные испытания его качественных показателей, являются необоснованными, как противоречащие условиям документации о закупке.
Доводы заявителя, согласно которым в документации о закупке размеры брусков и досок не соответствуют государственных стандартам, являются несостоятельными, так как пунктом 2 ГОСТа 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры (с Изменениями N 1, 2)" предусмотрено, что номинальной толщине пиломатериала 25 мм соответствует ширина 75 мм. Данные размеры пиломатериала указаны в Приложении N 1 к техническому заданию, что соответствует части 2 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о закупке должны быть установлены преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с часть 2 статьи 27 Закона о контрактной системе в случае, если заказчиком принято решение об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о таком ограничении с обоснованием его причин должна быть указана в извещении об осуществлении закупки.
Пунктами 3,4 части 4 статьи 27 Закона о контрактной системе установлено, что преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
В извещении о закупке предусмотрено условие о размещении закупки только для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, что отвечает требованиям пункта 5 части 5 статьи 63, частей 2,4 статьи 27 Закона о контрактной системе. При этом, действующим законодательством не установлены требования к порядку указания данного условия в извещении о закупке, таким образом заказчик вправе указать ограничение участия субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций как в графе "ограничения и запреты", так и в графе "преимущества".
С учетом изложенного, доводы жалобы не находят своего подтверждения в силу недоказанности.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы гражданина на действия заказчика необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии К.А. Долгополова
Члены Комиссии Д.С. Урванцева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 сентября 2017 г. N 661-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.10.2017