Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Неклюдовой Л.В. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополи, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ИП Желанкина А.В., в присутствии:
- представителя Администрации Копейского городского округа Челябинской области Абдуллина Р.З., действующего на основании доверенности от 21.06.2017,
- слушателя, личность подтверждена паспортом,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 25.09.2017 поступила жалоба ИП Желанкина А.В. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по паспортизации автомобильных дорог, разработке проектов организации дорожного движения (извещение N 0169300025317000891) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 15.09.2017 Администрация Копейского городского округа Челябинской области объявила о проведении аукциона.
Заказчиком выступило Муниципальное учреждение Копейского городского округа "Городская служба заказчика".
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 256 000, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 26.09.2017 в 09:00.
На момент рассмотрения жалобы ИП Желанкина А.В. контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что в документации о закупке неправомерно включены требования к наличию у подрядчика трудовых и материальных ресурсов в части требований к наличию не менее двух кадастровых инженеров для выполнения работ и определенного технологического оборудования.
Представители заказчика на заседании Комиссии с доводами жалобы не согласились и устно пояснили следующее.
В документации о закупке указано на необходимость выполнения работ кадастровыми инженерами, так как в ходе выполнения работ подрядчику требуется разрабатывать схемы привязок начала и конца автомобильных дорог и их участков.
Требования к оборудованию установлены в целях повышения качества выполнения работ.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общего смысла законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие нужд (потребности) заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом
контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, указание в документации о закупке при проведении электронного аукциона требований к наличию у участника закупки трудовых ресурсов, а также иных материальных ресурсов допускается только в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством.
Согласно пункту 9.2 технического задания документации о закупке предусмотрены следующие требования к подрядчику:
- соответствие квалификации специалистов (не менее двух человек с аттестатом кадастрового инженера) подрядчика составу (содержанию) работ, предусмотренных настоящим техническим заданием;
- соответствие требованиям настоящего технического задания, предъявленного подрядчиком технологического и измерительного оборудования составу (содержанию) работ, предусмотренных настоящим техническим заданием, а также о его исправности:
- спутниковый приемник с поддержкой систем GPS и ГЛОНАСС (L1/L2);
- две спутниковые антенны;
- датчик пройденного пути;
- инерциальный модуль, содержащий гироскоп и акселерометр;
- ПО для постобработки траектории.
Так, из документации о закупке следует, что заказчиком установлены требования к наличию у участника закупки трудовых и материальных ресурсов, которые должны использоваться в ходе выполнения работ по паспортизации автомобильных дорог.
Пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон о кадастровой деятельности) кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер).
Согласно статье 37 Закона о кадастровой деятельности результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.
Таким образом, обязательным результатом кадастровых работ является подготовка межевого плана, технического плана или акта обследования, право выполнения которых имеет кадастровый инженер.
Из пункта 8 технического задания документации следует, что результатом выполненных работ является:
- отчеты о выполнении полевых работ по автомобильным дорогам в соответствии с пунктами 3.2 содержащие краткое описание выполненных работ, включая фотографии процессов измерения, копии баз данных по съемке ситуации с использованием электронного полевого журнала, обследование водопропускных труб, объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций, автобусных остановок в соответствии с п.3.2.4 настоящего технического задания на цифровом носителе в 1-ом экземпляре, актов выполнения полевых работ;
- результаты видеосъемки в формате *wrk или аналогичном формате по каждой автомобильной дороге на цифровом носителе в 1-ом экземпляре.
Результатом работы является информационная система по управлению состоянием
автомобильных дорог, включающая:
- видеосъемку по каждой автомобильной дороге в соответствии с разделом 6 настоящего технического задания с линейной и географическими привязками;
- технический паспорт в соответствии с разделом 3 настоящего технического задания по каждой автомобильной дороге в бумажной варианте формата А4 в цветном изображении в 2-х экземплярах в мягком переплете и электронном виде:
- проекты организации дорожного движения в соответствии с разделом 4 настоящего технического задания на автомобильные дороги, выполненные в бумажном варианте в цветном изображении в 5-ти экземплярах в мягком переплете и электроном виде.
Таким образом, результат выполненных работ не включает в себя подготовку межевого плана, технического плана или акта обследования, что исключает обязанность выполнения указанных работ кадастровым инженером.
Доводы заказчика, согласно которым в ходе выполнения работ подрядчику необходимо выполнять работы по разработке схем автомобильных дорог, в связи с чем указанные работ должны выполняться кадастровыми инженерами, являются несостоятельными. Так, схема границ автомобильных дорог является не результатом кадастровой деятельности, а только исходными данными, необходимыми для выполнения работ по постановке объектов на кадастровый учет. В связи с указанными обстоятельствами данные работы могут выполняться лицами, не являющимися кадастровыми инженерами.
Кроме того, в документации о закупке указан перечень технологического и измерительного оборудования, которое должно использоваться в ходе выполнения работ, вместе с тем, заказчиком не представлены документы и сведения, регламентирующие обязательный порядок применения указанного оборудования в ходе выполнения работ, что также свидетельствует о необоснованном включении указанного оборудования в целях проведения паспортизации автомобильных дорог.
С учетом изложенного, заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у подрядчика не менее двух человек с аттестатом кадастрового инженера, а также требование к применению технологического и измерительного оборудования, не предусмотренных действующим законодательством, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 6 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление N 1042) за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, а именно: 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
В пункте 8.5 проекта контракта указано, что за каждый факт ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы. Сумма штрафа составляет 1000 рублей 00 копеек.
С учетом того, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 256 000,00 рублей, то цена контракта не превысит 3 млн. рублей, то есть размер штрафа, взыскиваемого с заказчика, составляет 1000 рублей, что соответствует части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, подпункту "а" пункта 6 Постановления N 1042.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
При этом, изменением сути документации о закупке является в том числе изменение характеристик товара, образующих описание объекта закупки, которые фактически изменяют требования заказчика к порядку выполнения работ, в ходе которых используется указанный товар.
В пункте 9.2 технического задания документации о закупке указано на необходимость использования для выполнения работ по паспортизации двух спутниковых антенн.
Так, 21.09.2017 в единой информационной системе размещен ответ на запрос участника закупки, в котором заказчиком указано на возможность применения комплектации оборудования из трех антенн.
Таким образом, разъяснения, размещенные заказчиком в единой информационной системе, фактически изменяют описание объекта закупки в части характеристик применяемого оборудования, то есть суть документации о закупке, в нарушение части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что разъяснения положений документации о закупке, касающиеся изменения характеристик спутниковых антенн, обусловлены неправомерным требованием технического задания о наличии указанного оборудования, для выполнения работ, являющихся объектом закупки.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ИП Желанкина А.В. на действия заказчика обоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Л.В. Неклюдова
И.О. Кокшарова
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 2 октября 2017 г. N 677-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2017