Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26 сентября 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "ТАНДЕМ" на действия администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района при проведении электронного аукциона: "Приобретение и установка кресел для зрительного зала, в доме культуры пгт. Джубга" (извещение N0118300013117000023) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Документация электронного аукциона составлена с нарушениями ч.1 ст.33; ст.42; ст.44 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - администрацией Джубгского городского поселения Туапсинского района проводился электронный аукцион: "Приобретение и установка кресел для зрительного зала, в доме культуры пгт. Джубга" (извещение N0118300013117000023).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 415 610,00 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч.1 ст.44 Закона о контрактной системе при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок.
Согласно ч.2 ст.44 Закона о конторкой системе установлено, что обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
На основании п.8) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:
1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации;
2) краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке;
3) идентификационный код закупки;
4) ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
6) срок, место и порядок подачи заявок участников закупки;
7) размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом);
8) размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Комиссией при рассмотрении было выявлено, что в Извещении Заказчиком установлено:
Обеспечение заявок | |
Требуется обеспечение заявок | |
Размер обеспечения заявок | 14156.10 |
Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок | Обеспечение заявки |
Обеспечение исполнения контракта | |
Требуется обеспечение исполнения контракта | |
Размер обеспечения исполнения контракта | 70780.50 |
Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта | Обеспечение контракта |
Таким образом, в Извещении электронного аукциона в нарушение ст.42 Закона о контрактной системе Заказчиком не установлен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта, а также порядок предоставления обеспечения заявки.
В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.1) п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Документация электронного аукциона содержит "Техническое задание", где Заказчиком установлены требования к товарам (материалам): Поставляемая продукция должна соответствовать требованиям ГОСТ 16854-91, ГОСТ 16855-91, ГОСТ 26003-83, ГОСТ 16371-2014.
Общие требования к креслам. | Конструкция кресел должна отвечать современным требованиям и стандартам, выдерживать эксплуатационные нагрузки, соответствующие нормативным показателям для мебели этого класса. Кресла должны быть выполнены в эргономичной форме, их параметры подобраны оптимальным образом с тем, чтобы предоставлять максимальный комфорт и обеспечивать длительное пребывание аудитории. Наклон сидения четыре, шесть градусов, относительно горизонтали, толщина не менее 80 мм, и наклон спинки семнадцать, двадцать градусов. Боковины кресел оснащены подлокотниками, толщенной не менее трех сантиметров и ширенной не менее пяти сантиметров. Все узлы и детали кресла должны быть легко заменяемы. Для обеспечения долговечности, надёжности и качества кресел, их конструкция обязательно состоит из, металлических несущих узлов. При производстве кресел должны использоваться следующие технологии и материалы: - все металлические детали и узлы должны быть цельнотянутые или цельноштампованные, что обеспечивает сохранение свойств и/или упрочнение структуры металла, изготовлены из стали Ст 1 или Ст3 (или эквивалент), временное сопротивление разрыву, кгс/мм2 от 34 до 42, предел текучести, кгс/мм2 от 21 до 25. Стойки кресел должны позволять эксплуатацию без крепления кресел к полу, при минимальных ресурсах. На видимых поверхностях металлических деталей не допускаются трещины, вмятины, следы коррозии, заусенцы и другие дефекты, ухудшающие внешний вид кресла; На стальные части кресел должно быть нанесено покрытие, выполненное с предварительной четырехэтапной фосфатной обработкой поверхности и финишным эпоксидно-полистирольным порошковым нанесением краски. -фанера не менее 4 мм, по содержанию формальдегида не выше класса эмиссии Е1 и соответствует единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору. Предел прочности при растяжении вдоль волокон наружных слоев фанеры, не менее 68,5 и не более 73,5 МПа, предел прочности при статическом изгибе поперек волокон наружных слоев, не менее 78,5 и не более 90 МПа, предел прочности при статическом изгибе вдоль волокон наружных слоев, не менее 117,5 МПа. Должно быть подтверждено сертификатом - в качестве обивочного материала применяется специализированная многослойна ткань (для общественной мебели), Ткань должна соответствовать требованиям ТР ТС 017/2011, соответствие вышеуказанным требованиям должно быть подтверждено сертификатом, соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и правилам (ГН 2.2.5.1313-03, ГН 2.2.5.1314-03). Чехол обивки трехслойный: основная ткань, второй слой триплирование (дублирование) специальной подложкой толщиной не менее 3 мм, третий слой полиамидный сетчатый материал. Ткань обивки должна быть припаяна к подложке огневым методом триплирования, ткань не должна расслаиваться с подложкой, обладать высокой цветоустойчивостью (4-5 баллов) износостойкостью и стойкостью к истиранию -не менее 40000 циклов, по тесту Martindale на абразивную устойчивость, грязеотталкивающими свойствами, допускающими сухую чистку, долговечностью. Разрывная нагрузка в поперечном направлении не менее 420 Н, разрывная нагрузка в продольном направлении не менее 420 Н. Дымообразующая способность ткани, группа не более Д2, токсичность продуктов горения ткани, группа не более Т2, классы горючести материалов, группа не более Г2. - при производстве, сборке кресел должны подлежать применению фурнитура и метизы, улучшенного внешнего вида, с декоративным и антикоррозийным покрытием. |
Мягкий элемент сидения | Мягкие элементы должны иметь категорию мягкости не более 3 в соответствии с ОКП (по ГОСТ 16854-91). Деформация мягкого элемента под нагрузкой 70 даН не более 90 мм, податливость 0,5-1,6 мм/даН. ФППУ должно быстро принимать первоначальную форму после длительной деформации, не давать усадку на протяжении всего срока эксплуатации, что обеспечивает максимальный комфорт зрителя широкой возрастной и весовой категории. Быть более стойкой к возгоранию. |
Дополнительные требования | Гарантия на кресла не менее 5 лет. Предельные отклонения от габаритных размеров единичных изделий мебели, должны быть меньше Декоративные элементы закреплены неподвижно или могут быть демонтированы без применения специальных инструментов. Влажность деталей из массивной древесины должна быть меньше чем 11 %, погрешность не должна превышать Облицовочные материалы и детали из массива древесины для фасадных и рабочих поверхностей единичного изделия, блокируемых по длине и высоте, могут подбираться по породе, текстуре (рисунку) и цвету. На видимой поверхности мебели отсутствуют полностью или частично дефекты: расхождения облицовки и ткани, нахлестки, отслоения, пузыри под облицовкой и тканью, клеевые пятна, потертости, загрязнение поверхности, вмятины, царапины, трещины, пятна, потеки клея, заусенцы и морщины. |
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный довод подтвержден Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287).
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Заказчиком по позициям "общие требования к креслам", "мягкий элемент сидения", "дополнительные требования" установлены требования: "При производстве кресел должны использоваться следующие технологии и материалы"; "Деформация мягкого элемента под нагрузкой 70 даН не более 90 мм, податливость 0,5-1,6 мм/даН", а также к химическому составу: "по содержанию формальдегида не выше класса эмиссии Е1", "Влажность деталей из массивной древесины должна быть меньше чем 11 %, погрешность не должна превышать 3 %".
Предметом контракта по данной закупке не является изготовление товаров. Изготовитель является лицом, ответственным за качество выпускаемой продукции и гарантирующим их соответствие ГОСТ.
Заказчик устанавливает требования к изготовлению товара, что является нарушением п.1) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик материалов, таких как химический состав и подобных, используемых при производстве определенного товара, не закреплена действующим законодательством.
Вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТАНДЕМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района нарушение ч.1 ст.33; ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 870
по делу N ЭА-2666/2017 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
26 сентября 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
на основании своего решения от 26.09.2017 года по делу N ЭА-2666/2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "ТАНДЕМ" на действия администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района при проведении электронного аукциона: "Приобретение и установка кресел для зрительного зала, в доме культуры пгт. Джубга" (извещение N0118300013117000023) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Заказчику - администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района (аукционной комиссии) устранить нарушение ч.3 ст.7; ч.1 ст.33; ст.42 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона, и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу N ЭА-2666/2017 от 26.09.2017 г.
2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе; назначить новую дату окончания срока подачи заявок; назначить новую дату окончания срока рассмотрения заявок, дату проведения электронного аукциона.
3. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Уведомить участников закупки, подавших заявки, об отмене протоколов и внесении изменений в документацию электронного аукциона N0118300013117000023. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявок. Назначить новое время проведения электронного аукциона.
4.Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7-и рабочих дней со дня его получения.
5. В срок до 20.10.2017 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26 сентября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.09.2017