Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ООО "ТАНДЕМ" (далее - Заявитель) на действия МКУ МО Динской район "Служба заказчика по строительству, ЖКХ и ТЭК" (далее - Заказчик) при проведении администрацией МО Динского района (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Общеобразовательная организация на 1100 мест в пос.Южный Динского района" (извещение N 0318300028417000163) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО "ТАНДЕМ" указывает, что Заказчиком установлены требования к описанию участниками закупки товаров, значения показателей, которых определяются по результатам испытаний (позиции 5-10 "Бетонная смесь").
Представителями Заказчика и Уполномоченного органа представлена документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представители Заказчика и Уполномоченного органа не согласны и считают, что аукционная документация соответствует требования Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО Динского района проводился электронный аукцион: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Общеобразовательная организация на 1100 мест в пос.Южный Динского района" (извещение N 0318300028417000163). Заказчик - МКУ МО Динской район "Служба заказчика по строительству, ЖКХ и ТЭК".
Начальная (максимальная) цена контракта - 722 385 490,00 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пп. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующиезначениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Приложении N 1 "Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товаров, используемых при выполнении работы" к Разделу "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены следующие требования к товару, в частности:
N пункта |
Наименование товара |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателя |
Описание товара |
5 |
Бетонная смесь |
Тип бетона |
|
БСТ |
Требуется готовая к применению перемешанная однородная смесь цементного вяжущего, плотных крупного и мелкого заполнителей и воды, которая после уплотнения, схватывания и твердения превращается в бетон. Должна соответствовать требованиям государственных стандартов, регламентирующих данный вид продукции. |
Марка по удобоукладываемости |
|
Р1 |
|||
Класс прочности бетона на сжатие |
|
не ниже В20 |
|||
Марка по морозостойкости |
|
не ниже F1100 |
|||
Наибольшая крупность заполнителя |
мм |
20 и более 40 |
|||
Средняя плотность бетона |
кг/м3 |
в пределах свыше 2000 до 2500 |
|||
6 |
Бетонная смесь |
Тип бетона |
|
БСТ |
Требуется готовая к применению перемешанная однородная смесь цементного вяжущего, плотных крупного и мелкого заполнителей и воды, которая после уплотнения, схватывания и твердения превращается в бетон. Должна соответствовать требованиям государственных стандартов, регламентирующих данный вид продукции. |
Марка по удобоукладываемости |
|
Р1 |
|||
Класс прочности бетона на сжатие |
|
не ниже В15 |
|||
Марка по морозостойкости |
|
не ниже F1100 |
|||
Наибольшая крупность заполнителя |
мм |
10 |
|||
Средняя плотность бетона |
кг/м3 |
в пределах свыше 2000 до 2500 |
|||
7 |
Бетонная смесь |
Тип бетона |
|
БСТ |
Требуется готовая к применению перемешанная однородная смесь цементного вяжущего, плотных крупного и мелкого заполнителей и воды, которая после уплотнения, схватывания и твердения превращается в бетон. Должна соответствовать требованиям государственных стандартов, регламентирующих данный вид продукции. |
Марка по удобоукладываемости |
|
Р1 |
|||
Класс прочности бетона на сжатие |
|
не ниже В7,5 |
|||
Марка по морозостойкости |
|
не ниже F1100 |
|||
Наибольшая крупность заполнителя |
мм |
10, 20 |
|||
Средняя плотность бетона |
кг/м3 |
в пределах свыше 2000 до 2500 |
|||
8 |
Бетонная смесь |
Тип бетона |
|
БСТ |
Требуется готовая к применению перемешанная однородная смесь цементного вяжущего, плотных крупного и мелкого заполнителей и воды, которая после уплотнения, схватывания и твердения превращается в бетон. Должна соответствовать требованиям государственных стандартов, регламентирующих данный вид продукции. |
Марка по удобоукладываемости |
|
Р1 |
|||
Класс прочности бетона на сжатие |
|
не ниже В12,5 |
|||
Марка по морозостойкости |
|
не ниже F1100 |
|||
Наибольшая крупность заполнителя |
мм |
20 |
|||
Средняя плотность бетона |
кг/м3 |
в пределах свыше 2000 до 2500 |
|||
9 |
Бетонная смесь |
Тип бетона |
|
БСТ |
Требуется готовая к применению перемешанная однородная смесь цементного вяжущего, плотных крупного и мелкого заполнителей и воды, которая после уплотнения, схватывания и твердения превращается в бетон. Должна соответствовать требованиям государственных стандартов, регламентирующих данный вид продукции. |
Марка по удобоукладываемости |
|
Р1 |
|||
Класс прочности бетона на сжатие |
|
не ниже В25 |
|||
Марка по морозостойкости |
|
не ниже F1100 |
|||
Наибольшая крупность заполнителя |
мм |
не менее 20 |
|||
Средняя плотность бетона |
кг/м3 |
в пределах свыше 2000 до 2500 |
|||
10 |
Бетонная смесь |
Тип бетона |
|
БСТ |
Требуется готовая к применению перемешанная однородная смесь цементного вяжущего, плотных крупного и мелкого заполнителей и воды, которая после уплотнения, схватывания и твердения превращается в бетон. Должна соответствовать требованиям государственных стандартов, регламентирующих данный вид продукции. |
Марка по удобоукладываемости |
|
Р1 |
|||
Класс прочности бетона на сжатие |
|
не ниже В12,5/В15 |
|||
Марка по морозостойкости |
|
не ниже F1100 |
|||
Наибольшая крупность заполнителя |
мм |
более 40 |
|||
Средняя плотность бетона |
кг/м3 |
в пределах свыше 2000 до 2500 |
Заказчиком по позициям 5-10 "Бетонная смесь" установлены требования к марки по удобоукладываемости, классу прочности бетона на сжатие, марки по морозостойкости, которые должны быть обеспечены при выполнении конкретного вида работ. Данные показатели являются основными качественными характеристиками бетона.
Согласно п. 4.3.1 ГОСТ 26633-2015 "Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" по показателям качества бетоны подразделяют:
- по прочности:
на классы прочности на сжатие: В3,5; В5; В7,5; В10; В12,5; В15; В20, В22,5, В25 _
- по морозостойкости:
на марки по первому базовому методу: F150, F175, F1100, F1150, F1200, F1300_;
на марки по второму базовому методу:F2100, F2150, F2200, F2300_
В соответствии с п. 4.3.2 ГОСТ 26633-2015 классы бетона по прочности, марки по морозостойкости, водонепроницаемости и истираемости устанавливают в соответствии с нормами проектирования и указывают в проектной и технологической документации, стандартах и технических условиях на изделия и конструкции.
Согласно п. 3.1.1 ГОСТ 18105-2010 нормируемая прочность бетона: прочность бетона в проектном возрасте или ее доля в промежуточном возрасте, установленная в нормативном или техническом документе, по которому изготавливают БСГ или конструкцию.
Примечание. В зависимости от вида прочности в проектном возрасте устанавливают следующие классы бетона по прочности:
B - класс бетона по прочности на сжатие;
Bt- класс бетона по прочности на осевое растяжение;
Btb - класс бетона по прочности на растяжение при изгибе.
В соответствии с п. 8.6 ГОСТ 18105-2010 значения требуемой прочности бетона БСГ и сборных конструкций должны быть указаны в документе о качестве партий БСГ по ГОСТ 7473 и сборных конструкций - по ГОСТ 13015.
В соответствии с п. 5.1.3 ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия" бетонные смеси характеризуют следующими технологическими показателями качества, в том числе: удобоукладываемость, средняя плотность, расслаиваемость.
Согласно п. 5.1.4 ГОСТ 7473-2010 в зависимости от показателя удобоукладываемости бетонные смеси подразделяют на марки в соответствии с таблицами 1-4.
Таблица 2 - Марки по осадке конуса
Марка |
Осадка конуса, см |
П1 |
1-4 |
П2 |
5-9 |
П3 |
10-15 |
П4 |
16-20 |
П5 |
Более 20 |
В соответствии с п. 5.1.6 ГОСТ 7473-2010расслаиваемость бетонной смеси не должнапревышать значений, приведенных в таблице 6.
Таблица 6 - Требования к расслаиваемости бетонной смеси
|
|
|
|
Марка по удобоукладываемости |
Расслаиваемость бетонной смеси, %, не более |
||
Водоотделение |
Раствороотделение |
||
|
|
тяжелых и мелкозернистых бетонов |
легких бетонов |
Ж1-Ж5 |
0,2 |
3 |
4 |
П1-П2 |
0,4 |
3 |
4 |
П3-П5 и Р1-Р6 |
0,8 |
4 |
6 |
Пунктом 4.3 ГОСТ 7473-2010 определено, что условное обозначение бетонной смеси заданного качества при заказе должно состоять из сокращенного обозначения бетонной смеси в соответствии с 4.1, класса бетона по прочности, марки бетонной смеси по удобоукладываемости и, при необходимости, других нормируемых показателей качества, например, марки по морозостойкости, марки по водонепроницаемости, средней плотности бетона и др., и обозначения настоящего стандарта.
Согласно п. 4.7.8 ГОСТ 26633-2015 наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть установлена в стандартах, технических условиях или иных нормативных и технических документах на бетонные и железобетонные изделия и конструкции, утвержденных в установленном порядке.
Пунктом 4.7.9 ГОСТ 26633-2015 установлено, что крупный заполнитель следует применять в виде раздельно дозируемых фракций при приготовлении бетонной смеси. Допускается применение крупного заполнителя в виде смеси двух смежных фракций, соответствующих требованиям, приведенным в таблице 2.
Таблица 2 "Содержание отдельных фракций крупного заполнителяв составе бетона"
Наибольшая крупность заполнителя, мм |
Содержание фракций в крупном заполнителе, % |
||||
От 5 до 10 мм |
Св. 10 до 20 мм |
Св. 20 до 40 мм |
Св. 40 до 80 мм |
Св. 80 до 120 мм |
|
10 |
100 |
- |
- |
- |
- |
20 |
25 - 40 |
60 - 75 |
- |
- |
- |
40 |
15 - 25 |
20 - 35 |
40 - 65 |
- |
- |
80 |
10 - 20 |
15 - 25 |
20 - 35 |
35 - 55 |
- |
120 |
5 - 10 |
10 - 20 |
15 - 25 |
20 - 30 |
25 - 35 |
Таким образом, требования Заказчика, установленные по позициям 5-10 "Бетонная смесь" к марки по удобоукладываемости, классу прочности бетона на сжатие, марки по морозостойкости, наибольшей крупности заполнителя, расслаиваемости бетонной смеси не являются требованиями к показателям товаров, значения которых определяются по результатам испытаний.
Пунктом 3.2 ГОСТ 26633-2015 определено бетон тяжелый: Бетон плотной структуры средней плотностью более 2000 до 2500 кг/м3 включительно на цементном вяжущем и плотных крупном и мелком заполнителях.
В соответствии с п. 6.5 ГОСТ 26633-2015 среднюю плотность бетона определяют по ГОСТ 12730.1, ГОСТ 17623.
ГОСТ 12730.1-78 "Бетоны. Методы определения плотности" распространяется на бетоны всех видов и устанавливает методы определения плотности (объемной массы) бетонов путем испытания образцов.
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287) не отменен.
Таким образом, Заказчик устанавливает требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, что является нарушением п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТАНДЕМ" обоснованной в части установления требования к описанию участниками закупки товаров значения показателей, которых определяются по результатам испытаний (позиции 5-10 "Бетонная смесь": "Средняя плотность бетона").
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ МО Динской район "Служба заказчика по строительству, ЖКХ и ТЭК" нарушение п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - МКУ МО Динской район "Служба заказчика по строительству, ЖКХ и ТЭК", Уполномоченному органу - администрации МО Динского района (единой комиссии) выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе N 875 от 27.09.2017 г. по делу N ЭА-3023/2017, повторное предписание не выдавать, материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 27 сентября 2017 г. N ЭА-3002/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.10.2017