Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Промэнергомонтаж 14" (далее - Заявитель) на действия заказчика - МКУ МО Динской район "Служба заказчика по строительству, ЖКХ и ТЭК" при проведении уполномоченным органом - администрацией МО Динской район электронного аукциона: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Общеобразовательная организация на 1100 мест в пос. Южный Динского района" (извещение N 0318300028417000163) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заказчиком при описании объекта закупки установлены избыточные требования к товарам, а также требования, не соответствующие ГОСТ.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО Динской район проводился электронный аукцион: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Общеобразовательная организация на 1100 мест в пос. Южный Динского района" (извещение N 0318300028417000163).
Начальная (максимальная) цена контракта - 722 385 490,00 рублей.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В приложении N1 к описанию объекта закупки установлены следующие требования к товарам:
По мнению заявителя заказчиком установлены требования к типу бетона, не соответствующие ГОСТ 7473-2010, а также избыточные требования к марке по морозостойкости.
В соответствии с п.4.1 ГОСТ 7473-2010 по типу бетона бетонные смеси подразделяют на:
- бетонные смеси тяжелого бетона (БСТ);
- бетонные смеси мелкозернистого бетона (БСМ);
- бетонные смеси легкого бетона (БСЛ).
Кроме того, Заказчик не требует предоставления в составе первой части заявки конкретного либо неконкретного значения результата испытаний на морозостойкость, а именно числа циклов попеременного замораживания и оттаивания, которое при испытании выдерживают образцы. При этом участник закупки обязан выполнить требования заказчика в части указания марки без указания конкретного числа циклов замораживания и оттаивания.
При этом марка бетона по морозостойкости может и должна быть указана участником в составе первой части заявки без ограничения доступа к участию в аукционе.
В соответствии с ГОСТ 26633-2015 бетонные смеси должны соответствовать требованиям ГОСТ7473.
В соответствии с п. 3.5 ГОСТ 7473-2010 бетонная смесь заданного состава - бетонная смесь, состав которой и используемые при ее приготовлении составляющие задаются производителю, несущему ответственность за обеспечение этого состава.
Марка по морозостойкости являются доступной информацией для участников закупки.
Согласно п.4.7.9 ГОСТ 26633-2015 крупный заполнитель следует применять в виде раздельно дозируемых фракций при приготовлении бетонной смеси. Допускается применение крупного заполнителя в виде смеси двух смежных фракций, соответствующих требованиям, приведенным в таблице 2.
Наибольшая крупность заполнителя, мм |
Содержание фракций в крупном заполнителе. % |
||||
От 5 до 10 мм |
Св.10 до 20 мм |
Св. 20 до 40 мм |
Св. 40 до 60 мм |
Св 80 до 120 мм |
|
10 |
100 |
- |
- |
- |
- |
20 |
20-40 |
60-75 |
- |
- |
- |
40 |
15-25 |
20-35 |
40-65 |
- |
- |
80 |
10-20 |
15-25 |
20-35 |
35-55 |
- |
120 |
5-10 |
10-20 |
15-25 |
20-30 |
25-35 |
Заказчиком при описании объекта закупки установлены требования к наибольшей крупности заполнителя, без конкретизации содержания фракций в крупном заполнителе.
Аналогичные требования установлены заказчиком также по ряду позиций приложения N1 к описанию объекта закупки (например, п.5-п.10)
В связи с изложенным, довод Заявителя об указании Заказчиком в аукционной документации показателей товара, значения которых становятся известными по результатам проведения лабораторных испытаний, необоснован.
Заявитель указывает, что заказчиком в п. 297-п.319 указаны параметры, которые не соответствуют ГОСТ.
Заказчиком установлено требование к показателю "номинальная мощность, Вт" не менее 1700.
В ГОСТ 31311-2005 характеристика "Номинальная мощность" отсутствует. Данный ГОСТ содержит требования к характеристике "номинальный тепловой поток Qн.у".
В п.5.17.3 ГОСТ 31311-2005 установлено: в паспорте на отопительный прибор должны быть указаны:
- наименование или товарный знак изготовителя, а также его адрес;
- наименование и обозначение отопительного прибора;
- номинальный тепловой поток в киловаттах;
- линейные размеры;
- масса;
- максимальное рабочее давление, при котором допускается эксплуатация отопительного прибора;
- максимальная температура воды, при которой отопительный прибор может функционировать;
- сведения о приемке отопительного прибора службой технического контроля изготовителя;
- гарантии изготовителя;
- дата выпуска.
Таким образом, заказчиком по п.297-п.319 приложения N1 к описанию объекта закупки установлены требования, не соответствующие ГОСТ.
В п.95 заказчиком установлены требование к характеристикам: Номинальное переменное напряжение между каждой из основных токопроводящих жил и землей кабеля, кВ - 0,38\0,6; Номинальная толщина изоляции, мм - 0,8\0,6.
В соответствии с ГОСТ 31996-2012 номинальное напряжение кабелей U0/U устанавливают из ряда: 0,38/0,66; 0,6/1; 1,8/3 кВ.
Номинальное напряжение U: Номинальное переменное напряжение между основными токопроводящими жилами кабеля.
Номинальное напряжение U0: Номинальное переменное напряжение между каждой из основных токопроводящих жил и землей, экраном или броней кабеля.
Таким образом, заказчиком установлены требования не соответствующие ГОСТ.
Кроме того, ГОСТ 31996-2012 не содержит требований к указанию при маркировке кабеля информации о номинальном переменном напряжении между каждой из основных токопроводящих жил и землей кабеля, номинальной толщине изоляции.
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В п.19 приложения N1 к описанию объекта закупки заказчиком установлены требование:
По мнению заявителя, заказчиком установлены избыточные требования к стеклам, а также не соответствуют ГОСТ 23166-99.
ГОСТ 23166-99 "Блоки оконные. Общие технические условия" распространяется на оконные и балконные дверные блоки (далее - оконные блоки или изделия) из древесины, пластмасс и металлических сплавов для зданий и сооружений различного назначения.
П. 5.1.3 ГОСТ 23166-99 установлено, что в качестве светопрозрачной части изделий применяют листовое стекло по ГОСТ 111, стеклопакеты по ГОСТ 24866 или нормативной документации, утвержденной в установленном порядке (далее - НД).
В соответствии с п. 4.14 ГОСТ 24866-2014 Условное обозначение стеклопакета должно состоять: из обозначения типа (СПО, СПД), характеристики применяемого стекла (вид стекла и его номинальная толщина), номинальной ширины дистанционной рамки, вида газонаполнения межстекольного пространства и обозначения настоящего стандарта.
Примеры условных обозначений:
- однокамерного стеклопакета, состоящего из двух листовых стекол толщиной по 4 мм марки М1, ширина дистанционной рамки 16 мм, межстекольное пространство заполнено криптоном:
СПО 4M1-16Кr-4M1 ГОСТ 24866-2014
Формула указанного стеклопакета - 4M1-16Кr-4M1;
- двухкамерного стеклопакета, состоящего из трех листовых стекол толщиной по 4 мм марки M1, ширина дистанционных рамок по 12 мм, межстекольное пространство заполнено воздухом:
СПД 4M1-12-4M1-12-4M1 ГОСТ 24866-2014
Формула указанного стеклопакета - 4M1-12-4M1-12-4M1;
- двухкамерного стеклопакета, состоящего из закаленного стекла толщиной 8 мм, обладающего свойствами, как солнцезащитного так и низкоэмиссионного стекла, ширина дистанционной рамки 12 мм, стекла закаленного листового толщиной 6 мм, ширина дистанционной рамки 12 мм и многослойного стекла, состоящего из стекла листового марки M1 толщиной 4 мм и стекла с низкоэмиссионным мягким покрытием толщиной 4 мм, соединенных двумя слоями полимерной пленки, межстекольное пространство заполнено аргоном:
СПД 8(СИ)3 -12Ar-6M13 -12 Ar -4.4И.2 ГОСТ 24866-2014
Формула указанного стеклопакета - 8(СИ)3 -12Ar-6M13 -12Ar -4.4И.2.
Примечание - Допускается в условном обозначении вместо обозначения стекла указывать конкретную марку (название) стекла.
Таким образом, установленные Заказчиком показатели (по п.19-п.22), не противоречат ГОСТ и Закону о контрактной системе.
Заявитель указывает, что заказчик в п.102 заказчик требует кирпич рядовой, полнотелый, нормального формата (одинарный), класс средней плотности изделия 0,7; 0,8; 1,0; 1,2. При этом, значения средней плотности, установленные заказчиком, не соответствуют данным производителя и таблице 9 ГОСТ 530-2012.
В п.102 приложения N1 к описанию объекта закупки заказчиком установлены требование к характеристикам:
В соответствии с ГОСТ 530-2012 средняя плотность кирпича и камня в зависимости от класса средней плотности должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 5.
Таблица 5 - Классы средней плотности изделий
|
|
Класс средней плотности изделия |
Средняя плотность, кг/м3 |
0,7 |
До 700 |
0,8 |
710-800 |
1,0 |
810-1000 |
1,2 |
1010-1200 |
1,4 |
1210-1400 |
2,0 |
1410-2000 |
2,4 |
2010-2400 |
Согласно п.9.1 ГОСТ 530-2012 Кирпич и камень применяют с учетом требований действующих нормативных документов на проектирование, производство работ (строительных норм и правил, сводов правил) и стандартов в соответствии с проектной документацией по возведению зданий и сооружений.
При применении клинкерного кирпича в проектной документации необходимо учитывать его физико-механические характеристики - высокую прочность и морозостойкость, низкое водопоглощение, повышенную стойкость к агрессивным внешним воздействиям.
Условия применения изделий других видов приведены в таблице 9.
Таблица 9 - Условия применения изделий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вид изделия |
|||||
Условия применения изделий |
Камень классов средней плотности 0,7; 0,8; 1,0 |
Кирпич и камень пустотелые классов средней плотности 1,2; 1,4; 2,0 |
Кирпич полнотелый классов средней плотности 2,0 и 2,4 |
||||
|
|
рядовые |
лицевые |
клин-керные |
рядовой |
лицевой |
клин-керный |
Таким образом, заказчиком установлены требования в соответствии с ГОСТ.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Промэнергомонтаж 14" обоснованной в части наличия нарушений п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика - МКУ МО Динской район "Служба заказчика по строительству, ЖКХ и ТЭК" нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - МКУ МО Динской район "Служба заказчика по строительству, ЖКХ и ТЭК", уполномоченному органу - администрации МО Динской район (единой комиссии) выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе от 27.09.2017 г. N875 по делу NЭА-3023/2017, повторно предписание не выдавать.
4. Повторно материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 27 сентября 2017 г. N ЭА-3022/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.10.2017