Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ВертикальМС" (далее - Заявитель) на действия заказчика - МКУ "Управление ЖКХ города" МО г. Новороссийск при проведении уполномоченным органом - администрацией МО г. Новороссийск электронного аукциона: "Благоустройство дворовых территорий жилых домов и общественных территорий по программе "Формирование современной городской среды" на территории муниципального образования город Новороссийск" (извещение N 0118300013317000886) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО г. Новороссийск проводился электронный аукцион: "Благоустройство дворовых территорий жилых домов и общественных территорий по программе "Формирование современной городской среды" на территории муниципального образования город Новороссийск" (извещение N 0118300013317000886).
Начальная (максимальная) цена контракта - 283 832 810,00 рублей.
По мнению заявителя в извещении о проведении электронного аукциона не указан срок выполнения работ, не установлена связь с позицией плана-графика.
На основании п. 2) ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона N0118300013317000886 в разделе "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг" указано "С даты заключения контракта по 15.12.2017 года".
Аналогичный срок выполнения работ установлен Заказчиком в проекте муниципального контракта и аукционной документации.
Таким образом, довод заявителя об отсутствии с извещении о проведении электронного аукциона сроков выполнения работ необоснован.
В соответствии с ч.1 ст.23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Ч.2 ст.23 предусмотрено, что идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь документов, указанных в части 1 настоящей статьи, формируется с использованием кода бюджетной классификации, определенного в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и может включать в себя иную информацию в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи.
Идентификационный код закупки 173231509380623150100101921924299244 указан заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, информационной карте аукционной документации и проекте контракта.
Таким образом, данный довод заявителя необоснован.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
По мнению заявителя, заказчиком установлены требования к указанию конкретного значения фракции щебня, что противоречит положениям ГОСТ.
В п.4 "Асфальт литой для покрытий тротуаров (жесткий)" приложения N1 "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ" заказчиком установлено требование: фракция щебня, мм: от 5 до 10, свыше 10 до 15.
Согласно п.5.8.1 ГОСТ 54401-2011 для приготовления смесей литых применяют щебень, получаемый дроблением плотных горных пород. Щебень из плотных горных пород, входящий в состав смесей литых, должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267.
Для приготовления смесей литых применяют щебень фракций от 5 до 10 мм; свыше 10 до 15 мм; свыше 10 до 20 мм; свыше 15 до 20 мм, а также смеси этих фракций. В щебне не должно быть посторонних засоряющих примесей.
В п.19 Инструкции по заполнению заявки аукционной документации установлены "Примеры обозначения, установленным заказчиком в Разделе 2 "Описание объекта закупки" документации:
- "Диапазонное значение", "Диапазон", "Фракция" - необходимо указать именно диапазон, не менее и не более установленного".
Аналогичные требования установлены заказчиком по п. 38, п.74-п.79 приложения N1 "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ".
В п.74-п.79 приложения N1 "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ" заказчиком установлено требование к марке щебня из природного камня для строительных работ:
74 |
Щебень из природного камня для строительных работ |
|
Марка |
1000 |
Фракция, мм |
св. 20 до 40 |
|||
75 |
Щебень из природного камня для строительных работ |
|
Марка |
1000 |
Фракция, мм |
св. 40 до 80 (70) |
|||
76 |
Щебень из природного камня для строительных работ |
|
Марка |
600 |
Фракция, мм |
св. 20 до 40 |
|||
77 |
Щебень из природного камня для строительных работ |
|
Марка |
400 |
Фракция, мм |
от 5 (3) до 10 |
|||
78 |
Щебень из природного камня для строительных работ |
|
Марка |
800 |
Фракция, мм |
от 5 (3) до 10 |
|||
79 |
Щебень из природного камня для строительных работ |
|
Марка |
800 |
Фракция, мм |
св. 10 до 20 |
В соответствии с ГОСТ 8267-93 марки по дробимости щебня из осадочных и метаморфических пород должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 3, а марки по дробимости щебня из изверженных пород - в таблице 4.
Таблица 3
|
|
|
Марка по дробимости щебня из осадочных и метаморфических пород |
Потеря массы при испытании щебня, % |
|
|
в сухом состоянии |
в насыщенном водой состоянии |
1200 |
До 11 включ. |
До 11 включ. |
1000 |
Св. 11 до 13 |
Св. 11 до 13 |
800 |
" 13 " 15 |
" 13 " 15 |
600 |
" 15 " 19 |
" 15 " 20 |
400 |
" 19 " 24 |
" 20 " 28 |
300 |
" 24 " 28 |
" 28 " 38 |
200 |
" 28 " 35 |
" 38 " 54 |
Таблица 4
|
|
|
|
|
|
|
Марка по дробимости щебня из изверженных пород |
Потеря массы при испытании щебня, % |
|
||
|
|
из интрузивных пород |
из эффузивных пород |
|
|
|
1400 |
До 12 включ. |
До 9 включ. |
|
|
|
1200 |
Св. 12 до 16 |
Св. 9 до 11 |
|
|
|
1000 |
" 16 " 20 |
" 11 " 13 |
|
|
|
800 |
" 20 " 25 |
" 13 " 15 |
|
|
|
600 |
" 25 " 34 |
" 15 " 20 |
|
Таким образом, заказчиком при описании объекта закупки было использовано наименование показателя не соответствующее ГОСТ.
Вместе с тем, участники закупки имеют возможность указать марку щебня в соответствии с ГОСТ.
Аналогичные требования, установлены заказчиком также по п. 35 приложения N1 "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ".
В п.21 "Доски обрезные хвойных пород" приложения N1 к описанию объекта закупки заказчиком установлены следующие требования:
21 |
Доски обрезные хвойных пород |
|
Сорт древесины |
1; 2;3 |
Порода древесины |
лиственница, сосна; ель |
|||
Толщина, мм |
44 и более |
|||
Ширина, мм |
не более 150 |
|||
Длина, м |
4 _ 6,5* |
В соответствии с п.1. ГОСТ 24454-80 "Настоящий стандарт распространяется на обрезные и необрезные пиломатериалы хвойных пород и устанавливает требования к размерам пиломатериалов, используемых для нужд народного хозяйства и экспорта. Термины и определения пиломатериалов - по ГОСТ 18288".
Согласно ГОСТ 18288-87 "Доска - пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины".
В соответствии с требованиями аукционной документации участнику закупки необходимо указать конкретное значение номинальной ширина доски.
В соответствии с положениями ГОСТ и требованиями аукционной документации, участник имеет возможность предложить доски с характеристиками: номинальная толщина 44 мм и номинальная ширина 75 мм. При этом, пиломатериал толщиной 44 мм и шириной 75 мм не является доской. Для доски толщиной 44 мм ширина не может быть менее 88 мм.
Вместе с тем, участники закупки имеют возможность указать значения показателей в соответствии с ГОСТ.
Аналогичные требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, установлены заказчиком также по ряду позиций приложения N1 к описанию объекта закупки (например, по п.14, п.15, п.16)
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВертикальМС" обоснованной в части наличия нарушений п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика - МКУ "Управление ЖКХ города" МО г. Новороссийск нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - МКУ "Управление ЖКХ города" МО г. Новороссийск, уполномоченному органу - администрации МО г. Новороссийск (единой комиссии) выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе от 28.09.2017 г. N876 по делу NЭА-3004/2017, повторно предписание не выдавать.
4. Повторно материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 28 сентября 2017 г. N ЭА-3018/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2017