Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ООО "ТАНДЕМ" (далее - Заявитель) на действия МАУК "Центр кино и досуга "Мир" Кропоткинского городского поселения Кавказского района (далее - Заказчик) при проведении администрацией Кропоткинского городского поселения Кавказского района (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона: "Капитальный ремонт здания кинотеатра "Мир", по адресу: Кавказский район, г. Кропоткин, ул. Красная, 49" (извещение N 0318300274517000087) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО "ТАНДЕМ" указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупки: 1) при описании объекта закупки установлены требования к компонентам товара, из которого произведен товар (позиция "Кабель"); 2) установлены характеристики товара, не соответствующие требованиям ГОСТ (позиция "Пиломатериалы); 3) установлены невыполнимые требования к товару (позиция "Персональный компьютер"); 4) установлены требования к описанию участниками закупки товаров, значения показателей которых определяются по результатам испытаний (позиции "Нортовская грунтовка-антисептик", "Пленка).
Представителями Заказчика представлена документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу доводов жалобы, с которыми представители Заказчика не согласны и считают, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией Кропоткинского городского поселения Кавказского района проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт здания кинотеатра "Мир", по адресу: Кавказский район, г. Кропоткин, ул. Красная, 49" (извещение N 0318300274517000087). Заказчик - МАУК "Центр кино и досуга "Мир" Кропоткинского городского поселения Кавказского района.
Начальная (максимальная) цена контракта - 17 704 620,80 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пп. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующиезначениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Приложении к описанию объекта закупки "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ" установлены следующие характеристики товара, в частности:
Кабель |
Требуется кабель силовой с медными жилами с поливинилхлоридной изоляцией в поливинилхлоридной оболочке без защитного покрова ВВГ, напряжение должно быть не менее 0,66Кв, число жил требуется, чтобы было 5, а сечение должно быть 2,5мм2 |
Кабель |
Требуется кабель силовой с медными жилами с поливинилхлоридной изоляцией в поливинилхлоридной оболочке без защитного покрова ВВГ, напряжение должно быть не менее 0,66Кв, число жил требуется, чтобы было 3, а сечение должно быть 1,5мм2; 2,5 мм2 |
Согласно пп. а) п. 4.1 ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия" кабели подразделяют по следующим признакам, в том числе, по материалу токопроводящих жил:
- медные токопроводящие жилы (без обозначения);
- алюминиевые токопроводящие жилы (А).
В соответствии с п. 4.3 ГОСТ 31996-2012 структура обозначения марок кабелей следующая:
Обозначение марки кабеля формируют в зависимости от конструкции кабеля из букв, приведенных в скобках в 4.1 в перечислениях а)-ж).
Примеры условных обозначений марок:
- кабель с алюминиевыми жилами, с изоляцией из сшитого полиэтилена, бронированный круглыми стальными оцинкованными проволоками, с защитным шлангом из полиэтилена
АПвКШп;
- кабель с медными жилами, с изоляцией и оболочкой из поливинилхлоридного пластиката пониженной пожарной опасности, не распространяющий горение по категории A, плоский
BBГ-Пнг(A)-LS
Пунктом 4.6 ГОСТ 31996-2012 предусмотрено, что номинальное сечение токопроводящих жил устанавливают из ряда: 1,5; 2,5; 4; 6; 10; 16; 25; 35; 50; 70; 95; 120; 150; 185; 240; 300; 400; 500; 625; 630; 800; 1000 мм2.
В соответствии с п. 4.7 ГОСТ 31996-2012 в условное обозначение кабелей должны входить:
- марка кабеля с добавлением через дефис буквы Т (для кабелей в тропическом исполнении), через пробел - группы цифр (через знак умножения), обозначающих число и номинальное сечение основных токопроводящих жил. Для кабелей с нулевой жилой или жилой заземления меньшего сечения через знак сложения добавляют число и номинальное сечение нулевой жилы или жилы заземления (через знак умножения). Для кабелей с жилами равного сечения допускается не проводить деление жил на группы.
За цифрами, обозначающими номинальное сечение жил, добавляют буквы: ок, ос, мк или мс по 4.1, перечисление и). Затем (без пробела, в скобках) при наличии в кабелях нулевой жилы добавляют букву N, жилы заземления - РЕ. При наличии в конструкции кабеля и той и другой жилы в обозначение вводят буквы N, PE.
Допускается не указывать тип конструктивного исполнения токопроводящих жил в кабелях с номинальным сечением жил до 16 мм2 включительно;
- значение номинального напряжения U (через тире);
- обозначение технических условий на кабель конкретной марки (через пробел).
Примеры условных обозначений:
- кабеля марки ABBГнг(A)-LS в климатическом исполнении УХЛ, с тремя токопроводящими алюминиевыми однопроволочными жилами секторной формы номинальным сечением 70 мм2, с нулевой однопроволочной жилой секторной формы номинальным сечением 35 мм2, на номинальное напряжение 1 кВ:
Кабель ABBГнг(A)-LS 3х70ос+1х35oc(N)-1.
Таким образом, установленные Заказчиком характеристики материала по позиции "Кабель" не противоречат требования государственного стандарта и нормам Закона о контрактной системе.
В Приложении к описанию объекта закупки "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ" установлены следующие характеристики товара, в частности:
Пиломатериал |
Требуется обрезной/хвойных пород длиной не менее 4-м не более 6,5-м, шириной не менее 75 мм не более 150 мм, толщиной 100 мм;125 мм, а сорт должен быть не ниже II. |
Пиломатериал |
Требуется, чтобы был необрезной хвойных пород длиной не менее 4-м не более 6,5 м, толщиной 100 либо же 125 мм, а сорт должен быть II. Бирка |
Согласно п. 5 ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" пиломатериалы это пилопродукция установленных размеров и качества, имеющая, как минимум, две плоскопараллельные пласти.
В соответствии с п. 2 ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры (с Изменениями N 1, 2)" номинальные размеры толщины и ширины обрезных пиломатериалов с параллельными кромками и толщины необрезных и обрезных пиломатериалов с непараллельными кромками должны соответствовать указанным в таблице.
Номинальные размеры толщины и ширины
мм
Толщина |
Ширина |
||||||||
16 |
75 |
100 |
125 |
150 |
- |
- |
- |
- |
- |
19 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
- |
- |
- |
- |
22 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
- |
- |
25 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
32 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
40 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
44 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
50 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
60 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
75 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
100 |
- |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
125 |
- |
- |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
- |
150 |
- |
- |
- |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
- |
175 |
- |
- |
- |
- |
175 |
200 |
225 |
250 |
- |
200 |
- |
- |
- |
- |
- |
200 |
225 |
250 |
- |
250 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
250 |
- |
Таким образом, установленные в описании объекта характеристики по позиции "Пиломатериал" не противоречат требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе.
В Приложении к описанию объекта закупки "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ" установлены следующие характеристики товара, в частности:
Персональный компьютер |
Жесткий диск должен быть объёмом не менее 1000ГБ. Форм-фактор жесткого диска требуется 3,5". Скорость вращения шпинделя жесткого диска необходима не менее 7200 Об/мин. Скорость чтения жесткого диска должна быть не менее 196.4 МБ/с. |
Нортовская грунтовка-антисептик или эквивалент |
Должна улучшать фиксацию и снижать расход финишного покрытия. Обработанные поверхности после высыхания должны быть безопасны для людей и животных. |
Пленка ЮТАФОЛ или эквивалент |
Необходима пленка пароизоляционная. Она должна быть не менее 3-х слойная/ должна быть полиэтиленовая. Необходимо, чтобы она была с армированным слоем из полиэтиленовых полос. |
Представителями Заказчика даны пояснения, что в связи с отсутствие государственных стандартов, регламентирующих требования к указанным товарам, использовались данные производителей. Установленные в описании объекта закупки технические характеристики указаны в соответствии с данными производителей, что подтверждается представленной информацией, содержащей технические характеристики товаров различных производителей.
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией были выявлены нарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В силу п. 3), п. 4) ч. 4 ст. 27 Закона о контрактной системе преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок: субъектам малого предпринимательства; социально ориентированным некоммерческим организациям.
На основании п. 4) ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 5) части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе определено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
Пунктом 7) части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в Изменении извещения о проведении электронного аукционадля закупки N0318300274517000087 преимущества не установлены.
В Разделе "Ограничения и запреты" Изменения извещения о проведении электронного аукциона для закупки N 0318300274517000087 предусмотрено: закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. К участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
Пунктом 57 Раздела 2 "Информационная карт" аукционной документации установлены ограничения в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 44-ФЗ - субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям.
Пунктом 62 Раздела 2 "Информационная карт" аукционной документации предусмотрено следующее: ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ (согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ) - только для СМП и СОНКО.
В свою очередь, в п. 16 Раздела 3 "Аукционной документации. Требования к содержанию и составу первой и второй частей заявки на участие в электронном аукционе" определено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
Декларируемые участником электронного аукциона сведения о его соответствии следующим требованиям |
Информация, подтверждающая соответствие участника установленным требованиям |
О принадлежности к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям |
Декларация о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства в случае установления в позиции 57 преимуществ субъектам малого предпринимательства |
Таким образом, в нарушение п. 5) ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки не установлены преимущества в соответствии со ст. 30 Закона о контрактной системе, а также в нарушение п. 7) ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе не установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе декларация о принадлежности участника закупки ксоциально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно ч. 6 ст. 63 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлялне менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Изменения извещения о проведении электронного аукциона для закупки N0318300274517000087 размещены 12.09.2017 15:05, дата и время окончания подачи заявок 28.09.2017 15:00.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе определено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с п. 11) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Пунктом 17 Раздела 2 "Информационная карта" аукционной документации установлено, что дата окончания срока приема запросов о даче разъяснения положений аукционной документации - 24.09.2017; дата окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации - 26.09.2017.
В силу ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно ст. 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
24.09.2017 г. (воскресенье) приходится на выходной день, следовательно, окончание срока приема запросов о даче разъяснений положений аукционной документации переносится на ближайший следующий за ним рабочий день согласно ст. 193 ГК РФ, т.е. на 25.09.2017 г.
Таким образом, установленный Заказчиком срок приема запросов о даче разъяснений положений аукционной документации противоречит требованиям действующего законодательства.
В свою очередь, 24.09.2017 г. участниками закупки было направлено три запроса о даче разъяснений положений аукционной документации (N 848629, N 848654, N 848659), на которые 26.09.2017 г. в единой информационной системе размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе.
На основании п. 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТАНДЕМ" необоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях Заказчика - МАУК "Центр кино и досуга "Мир" Кропоткинского городского поселения Кавказского района, Уполномоченного органа - администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района нарушение п. 5) ч. 5 ст. 63, ч. 4 ст. 65, п. 7) ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанные нарушения на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияли, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300274517000087).
5. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 28 сентября 2017 г. N ЭА-3010/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2017