Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "ВертикальМС" (далее Заявитель) на действия заказчика - администрации Лазаревского внутригородского района г. Сочи при проведении уполномоченным органом - администрацией г. Сочи открытого электронного аукциона N 0118300018717001549 "Выполнение работ по восстановлению несущей способности тротуаров из плитки по ул. Калараш Лазаревского внутригородского района города Сочи в 2017 году" в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
ООО "ВертикальМС" считает, что документация электронного аукциона не соответствует Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе): в извещении отсутствует информация о сроках; заказчик требует предоставления значений, определяемых по результатам испытаний; в проекте контракта установлены требования, противоречащие законодательству (п.2.5 проекта контракта).
Представитель Заказчика по существу жалобы пояснил, что показатели соответствуют ГОСТам. При размещении проекта контракта с указанием необходимости предъявления счета-фактуры заказчик заведомо не предполагает, будет ли победитель закупки являться плательщиком НДС или нет. В п.2.1 проекта контракта указано, что цена контракта включает НДС при условии наличия у подрядчика обязательства по оплате НДС.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией г. Сочи на официальном сайте ЕИС размещено извещение и документация электронного аукциона N 0118300018717001549 "Выполнение работ по восстановлению несущей способности тротуаров из плитки по ул. Калараш Лазаревского внутригородского района города Сочи в 2017 году". Начальная (максимальная) цена контракта - 8 928 826,00 рублей. Заказчик - администрация Лазаревского внутригородского района г. Сочи.
Документация о закупке должна содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287) не отменен. Также в п.2 письма указано, что значения, указанные в документации, не должны вводить участников в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям стандарта показатели и (или) их значения.
В составе документации заказчиком размещены сведения о материалах с указанием технических и функциональных параметрах, по которым будет устанавливаться соответствие потребностям заказчика.
В поз.6 Песок для строительных работ природный ГОСТ 8736-2014, плотность зерен, г/см3 диапазон от 2,0 до 2,8. В соответствии с указанным ГОСТом (п.6.1) требуемый параметр определяется по результатам испытаний.
В поз.7 Портландцемент ГОСТ 10178-85 плотность, г/см3 не менее 3, водоудерживающая способность, % не менее 95. В требуемом ГОСТе отсутствуют требования в отношении указанных параметров. В соответствии с ГОСТом 30515-2013 портландцемент - цемент на основе портландцементного клинкера. Согласно ГОСТу 5802-86 понятие водоудерживающая способность применима к термину растворная смесь и определяется по результатам испытаний.
В поз.10 смеси асфальтобетонные ГОСТ 9128-2009 размер минеральных зерен, мм не более 20. В соответствии п.4.3. указанного ГОСТа смеси и асфальтобетон в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен подразделяют на мелкозернистые до 20 мм, песчаные до 10 мм. Приемка смесей партиями (п.7.1 ГОСТа).
В поз.12 Щебень ГОСТ 8267-93 фракция, мм неизменный показатель от 10 до 20, марка по дробимости не менее 300. В соответствии с указанным ГОСТом щебень и гравий выпускают в виде основных фракций: от 5(3) до 10 мм; св.10 до 15 мм; св.10 до 20 мм и т.д. Довод Заявителя о том, что фракция определяется по результатам испытаний, не обоснован. Фракция указывается в сертификатах соответствия на щебень в неизменном виде. Заявитель указывает, что в указанном ГОСТе отсутствует понятие марка по дробимости, существует марка по дробимости при сжатии. В соответствии с п.4.4.1 ГОСТа прочность щебня и гравия характеризуют маркой по дробимости при сжатии (раздавливании) в цилиндре, маркой по истираемости. В таблицах 3 и 4 ГОСТа 8267-93 указана марка по дробимости в зависимости от пород.
Таким образом, описание объекта закупки составлено с нарушением положений п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Указанные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП.
Условия, указанные в п.2.5 проекта контракта, не противоречат Закону о контрактной системе, ч.3 ст.169 НК Российской Федерации и не предполагает обязательного составления счета-фактуры для участников, применяющих УСНО.
Довод о нарушении п.2) ст.42 Закона о контрактной системе не нашел своего подтверждения. В извещении в разделе сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг указано: со дня заключения контракта по 15 декабря 2017 года.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99, ст.105, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВертикальМС" обоснованной в части нарушений Закона о контрактной системе при описании объекта закупки (поз.6, 7, 10, 12- марка по дробимости).
2. Признать в действиях заказчика - администрации Лазаревского внутригородского района г. Сочи нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.64, п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.2 ст.33, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Уполномоченному органу (отраслевой комиссии), Заказчику - администрации Лазаревского внутригородского района г. Сочи выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, повторное предписание не выдавать, повторно материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 29 сентября 2017 г. N ЭА-3039/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2017