Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "ТАНДЕМ" (далее - Заявитель) на действия ФКУЗ "Санаторий "Прогресс" МВД РФ при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по капитальному ремонту лечебного корпуса, литер "Н" (извещение N 0318100060717000172) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе: Заказчиком по позициям 13,14,19,20,21 установлены требования к характеристикам товара, определяемым с помощью физико-химических испытаний, что нарушает ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Представителями Заказчика представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация, письменные пояснения.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФКУЗ "Санаторий "Прогресс" МВД РФ проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по капитальному ремонту лечебного корпуса, литер "Н" (извещение N 0318100060717000172).
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 939 518,00 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.1) п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В силу положений ч.1, 2 ст.33 Закона о контрактной системе аукционная документация должна содержать параметры эквивалентности материалов(товаров), используемых при выполнении работ. По указанным позициям Заказчиком указан товарный знак. При этом, предоставление конкретных показателей не требуется.
Документация электронного аукциона содержит Приложение N2 "Описание объекта закупки", где Заказчиком установлены требования к функциональным параметрам товара (материала), по которым будет устанавливаться соответствие потребностям заказчика и (или) эквивалентность предлагаемого к поставке товара (материала), а именно.
13. |
Кабель силовой |
|
Марка кабеля |
ввг |
Номинальное напряжение, кВ |
0,66 |
|||
Номинальное сечение основных жил, мм2 |
1,5 |
|||
Число жил |
3 |
|||
Токопроводящая жила |
медная однопроволочная или многопроволочная |
|||
Форма токопроводящей жилы |
Секторная или круглая |
|||
Токопроводящие жилы |
должны быть изолированы поливинилхлоридным пластикатом |
|||
14. |
Кабель силовой |
|
Марка кабеля |
ввг |
Номинальное напряжение, кВ |
0,66 |
|||
Номинальное сечение основных жил, мм2 |
2,5 |
|||
Число жил |
3 |
|||
Токопроводящая жила |
медная однопроволочная или многопроволочная |
|||
Форма токопроводящей жилы |
Секторная или круглая |
|||
Токопроводящие жилы |
должны быть изолированы поливинилхлоридным пластикатом |
Согласно ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия", были определены технические требования определяющие характеристики данного товара. Часть 1 ГОСТ 31996-2012 содержит следующее: Настоящий стандарт распространяется на силовые кабели с пластмассовой изоляцией (далее - кабели), предназначенные для передачи и распределения электрической энергии в стационарных установках на номинальное переменное напряжение 0.66: 1 и 3 кВ номинальной частотой 50 Гц. В соответствии с пп. 4.1 Кабели подразделяют по следующим признакам, в том числе:
а) по материалу токопроводящих жил:
- медные то ко проводящие жилы (без обозначения);
- алюминиевые токопроводящие жилы (А);
б) по виду материала изоляции токопроводящих жил:
- изоляция из поливинилхлоридного пластиката, в том числе пониженной пожарной опасности (В);
- изоляция из сшитого полиэтилена (Пв);
- изоляция из полимерных композиций, не содержащих галогенов (П);
ж) по форме поперечного сечения кабеля:
- круглые (без обозначения);
- плоские (П);
и) по конструктивному исполнению токопроводящих жил:
- однопроволочные (о);
- многопроволочные (м);
- круглые (к);
- секторные или сегментные (с).
А также, в соответствии с пп.4.5, 4.6 ГОСТ 31996-2012
4.5. Число токопроводящих жил устанавливают из ряда: 1, 2, 3, 4, 5;
4.6 Номинальное сечение токопроводящих жил устанавливают из ряда: 1,5; 2,5; 4; 6; 10; 16; 25; 35; 50; 70; 95; 120; 150; 185; 240; 300; 400; 500; 625; 630; 800; 1000 мм.
Согласно пп.4.7 В условное обозначение кабелей должны входить: - марка кабеля с добавлением через дефис буквы Т (для кабелей в тропическом исполнении), через пробел - группы цифр (через знак умножения), обозначающих число и номинальное сечение основных токопроводящих жил. Для кабелей с нулевой жилой или жилой заземления меньшего сечения через знак сложения добавляют число и номинальное сечение нулевой жилы или жилы заземления (через знак умножения). Для кабелей с жилами равного сечения допускается не проводить деление жил на группы.
За цифрами, обозначающими номинальное сечение жил, добавляют буквы: ок, ос, мк или мс по 4.1, перечисление и). Затем (без пробела, в скобках) при наличии в кабелях нулевой жилы добавляют букву N, жилы заземления - РЕ. При наличии в конструкции кабеля и той и другой жилы в обозначение вводят буквы N, РЕ.
Допускается не указывать тип конструктивного исполнения токопроводящих жил в кабелях с номинальным сечением жил до 16 мм включительно;
- значение номинального напряжения (через тире);
- обозначение технических условий на кабель конкретной марки (через пробел).
Значения установленные Заказчиком по показателям, на которые ссылается заявитель - не требуют конкретизации, так как являются конкретными без применения каких-либо переменных, максимальных и минимальных значений, а значит, согласно условий Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе - переносятся в первую часть заявки без изменений, все вышесказанное никак не могло повлиять на затруднения при подготовке заявки участника.
Кроме того, аналогичная характеристика по данному товару используется различными производителями. Данная информация является общепринятой и общедоступной (Приложение - Описание материалов, согласно данных производителей).
Аналогично по поз.19 "Электроды", в Таблице 2 ГОСТ 9466-75* "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия" приведены размеры электродов.
Номинальный диаметр электрода, определяемый диаметром стержня, |
Номинальная длина электрода (пред. откл. _3) со стержнем из сварочной проволоки |
Длина зачищенного от покрытия конца (пред. откл. |
|
низкоуглеродистой или легированной |
высоколегированной |
||
1,6 |
200 250 |
150 200 (250) |
20 |
2,0 |
250 (300) |
200 250 (300) |
20 |
2,5 |
250 300 (350) |
250 (300) |
|
3,0 |
300 350 (450) |
300 350 |
25 |
4,0 |
350 450 |
350 (450) |
|
5,0 6,0 8,0 |
450 |
350 450 |
|
10,0 12,0 |
30 |
Из которой можно увидеть, какими размерами должны обладать электроды, согласно их обозначений.
Аналогично и по позиции N20 "Розетка": значение установленное Заказчиком по показателю, на который ссылается заявитель (Номинальное напряжение, В -250) -не требуют конкретизации, так как является конкретным, а значит переносится в первую часть заявки без изменений.
Согласно части 1 ГОСТ IEC 60884-1-2013 "Соединители электрические штепсельные бытового и аналогичного назначения. Часть 1. Общие требования и методы испытаний" Настоящий стандарт распространяется на вилки и розетки бытового и аналогичного назначения стационарные, переносные, с контактами для заземления или без них, предназначенные для присоединения электрических приемников с номинальным напряжением свыше 50 В, но не более 440 В, и номинальными токами не более 32 А к электрической сети переменного и (или) постоянного тока при внутренней и наружной установке в помещениях жилого и производственного фонда.
В соответствии с пп. 6.1 ГОСТ IEC 60884-1-2013 Соединители предпочтительно должны иметь тип, напряжение и ток, указанные в таблице 1.
Таблица 1 - Предпочтительные сочетания типа и номинальных значений
Тип соединителя |
Номинальное напряжение, В |
Номинальный ток, А |
2Р (только опрессованные вилки) |
130 или 250 |
2,5 |
2Р (только вилки) |
6,0 |
|
2Р;2Р+ |
130 или 250 |
10,0; 16,0; 32,0 |
2Р+; ЗР+; 3P+N+ |
440 |
16,0; 32,0 |
Значения и геометрические размеры соединителей приведены в соответствующих стандартах. |
А также, в соответствии с пп.8.1 ГОСТ IEC 60884-1-2013 на соединители наносят следующую маркировку: - номинальный ток в амперах (А); - номинальное напряжение в вольтах (В); - символ вида источника питания; - наименование, товарный или отличительный знак предприятия - изготовителя соединителей; - обозначение типа, которое может быть, например, каталожным номером; Согласно пп. 8.2 должны применяться следующие символы: -амперы... - А; - вольты... - В; - переменный ток... -; - нейтральный провод - N; - заземление_..-; - степень защиты соответственно... .IPXX; - степень защиты принадлежностей, которые будут установлены на грубых поверхностях (см. рисунок 15).. . IPXX; - возможность присоединения к розеткам с безвинтовыми контактными зажимами только жестких проводников.
Для маркировки номинального тока и номинального напряжения используют только цифры, которые следует наносить на одном уровне и разделять их косой линией (например, 16/440), или же цифра, обозначающая номинальный ток, должна находиться над цифрой номинального напряжения, в этом случае они должны разделяться
10
горизонтальной линией (например, 440 у Маркировка символа тока должна располагаться рядом с обозначением номинальных токов и напряжения.
В соответствии с пп. 8,3 Для стационарных розеток: номинальный ток, номинальное напряжение и символ тока, а также наименование, товарный или отличительный знак предприятия - изготовителя соединителей и обозначение типа должны быть нанесены на основную часть соединителя. Обозначение типа должно быть промаркировано только ссылкой на серию.
Кроме того, аналогичная характеристика по данному товару используется различными производителями. Так, показатели, устанавливаемые производителями данного товара, являются общими и не зависят от конкретной партии товара (Приложение - Описание материалов, согласно данных производителей).
По поз.21 "Светильник", Заказчиком установлены показателей как:
Потребляемая мощность, Вт |
Не более 36 |
Номинальное напряжение, В, диапазон |
220 |
Степень защиты от пыли и влаги |
IP20 |
При описании данного товаров использовалась информация различных производителей. Данная информация является общепринятой и общедоступной. Показатели, устанавливаемые производителями данного товара, являются общими и не зависят от конкретной партии товара.
Согласно Часть 4. "Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме". Предлагаемые товары должны соответствовать нормам государственных стандартов, действующих на территории Российской Федерации (в случае, если качество товара регламентируется государственными стандартами), техническим регламентам, сводам правил и иным документам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. А значит, при подготовке первой части заявки на участие в электронном аукционе, и при не формальном подходе к ее заполнению, участники закупки руководствовались бы действующим ГОСТом на данный вид продукции.
Таким образом, при описании сведений о товарах (материалах), используемых при выполнении работ, использовались стандартные показатели и условные обозначения, установленные согласно ГОСТов, и аналогичная характеристика по данным товарам используется различными производителями, поэтому доводы Заявителя об установлении избыточных требований несостоятельны.
При описании объекта закупки Заказчик исходил из своих потребностей, руководствовался необходимостью обеспечить высококачественными материалами при выполнении работ на объекте. Т.е. необходимость применения материалов используемых при выполнении работ, согласно предмету аукциона, наименования и характеристики которых указаны в аукционной документации, обоснована объективной потребностью Заказчика, исходя из дальнейшего его применения.
Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих отсутствие возможности указания значений данных показателей. Представитель Заказчика предоставил информацию производителя. Таким образом, участники закупки имеют возможность предложить товар, соответствующий потребностям Заказчика.
Жалоба должна содержать документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы в соответствии с ч.9 ст.105 Закона контрактной системе.
Документы, подтверждающие обоснованность доводов, Заявителем не представлены.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТАНДЕМ" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318100060717000172).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 29 сентября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2017