Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ТАНДЕМ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - МКУ МО г.Краснодар "Единая служба заказчика" при проведении электронного аукциона: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Проектирование и строительство ДДУ в п. Плодородный-2 по ул.Александровской (1 этап)" (извещение N 0318300577617000109) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заказчиком при описании объекта закупки установлены избыточные требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, а также требования, не соответствующие ГОСТ.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - МКУ МО г.Краснодар "Единая служба заказчика" проводился электронный аукцион: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Проектирование и строительство ДДУ в п. Плодородный-2 по ул.Александровской (1 этап)" (извещение N 0318300577617000109).
Начальная (максимальная) цена контракта - 155 808 474,00 рублей.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В разделе "Требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ" установлены следующие требования:
По п.21, п.22, п.23 "Блоки дверные": стеклопакет однокамерный, толщиной 24 мм, прозрачный.
По мнению заявителя требования заказчика к стеклопакету являются избыточными.
ГОСТ 23166-99 "Блоки оконные. Общие технические условия" распространяется на оконные и балконные дверные блоки (далее - оконные блоки или изделия) из древесины, пластмасс и металлических сплавов для зданий и сооружений различного назначения.
П. 5.1.3 ГОСТ 23166-99 установлено, что в качестве светопрозрачной части изделий применяют листовое стекло по ГОСТ 111, стеклопакеты по ГОСТ 24866 или нормативной документации, утвержденной в установленном порядке (далее - НД).
В соответствии с п. 4.14 ГОСТ 24866-2014 Условное обозначение стеклопакета должно состоять: из обозначения типа (СПО, СПД), характеристики применяемого стекла (вид стекла и его номинальная толщина), номинальной ширины дистанционной рамки, вида газонаполнения межстекольного пространства и обозначения настоящего стандарта.
Примеры условных обозначений:
- однокамерного стеклопакета, состоящего из двух листовых стекол толщиной по 4 мм марки М1, ширина дистанционной рамки 16 мм, межстекольное пространство заполнено криптоном:
СПО 4M1-16Кr-4M1 ГОСТ 24866-2014
Формула указанного стеклопакета - 4M1-16Кr-4M1;
- двухкамерного стеклопакета, состоящего из трех листовых стекол толщиной по 4 мм марки M1, ширина дистанционных рамок по 12 мм, межстекольное пространство заполнено воздухом:
СПД 4M1-12-4M1-12-4M1 ГОСТ 24866-2014
Формула указанного стеклопакета - 4M1-12-4M1-12-4M1;
- двухкамерного стеклопакета, состоящего из закаленного стекла толщиной 8 мм, обладающего свойствами, как солнцезащитного так и низкоэмиссионного стекла, ширина дистанционной рамки 12 мм, стекла закаленного листового толщиной 6 мм, ширина дистанционной рамки 12 мм и многослойного стекла, состоящего из стекла листового марки M1 толщиной 4 мм и стекла с низкоэмиссионным мягким покрытием толщиной 4 мм, соединенных двумя слоями полимерной пленки, межстекольное пространство заполнено аргоном:
СПД 8(СИ)3 -12Ar-6M13 -12 Ar -4.4И.2 ГОСТ 24866-2014
Формула указанного стеклопакета - 8(СИ)3 -12Ar-6M13 -12Ar -4.4И.2.
Примечание - Допускается в условном обозначении вместо обозначения стекла указывать конкретную марку (название) стекла.
Таким образом, установленные Заказчиком показатели (по п.21-п.23), не противоречат ГОСТ и Закону о контрактной системе.
По п.13, п.14, п.15, п.16, п.17 "Бетонная смесь" раздела "Требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ" установлены следующие требования:
По мнению заявителя, класс по прочности на сжатие, наибольшая крупность заполнителя, марка по морозостойкости по первому базовому методу, марка по водонепроницаемости, группа в зависимости от показателя удобоукладываемости определяются по результатам проведенных испытаний.
Заказчиком установлено требование к классу прочности бетона, который должен быть обеспечен при выполнении конкретного вида работ, а также к марке по морозостойкости.
Заказчик не требует предоставления в составе первой части заявки конкретного либо неконкретного значения результата испытаний на морозостойкость, а именно числа циклов попеременного замораживания и оттаивания, которое при испытании выдерживают образцы. При этом участник закупки обязан выполнить требования заказчика в части указания марки без указания конкретного числа циклов замораживания и оттаивания.
При этом марка бетона по морозостойкости может и должна быть указана участником в составе первой части заявки без ограничения доступа к участию в аукционе.
В соответствии с ГОСТ 26633-2015 бетонные смеси должны соответствовать требованиям ГОСТ7473.
В соответствии с п. 3.5 ГОСТ 7473-2010 бетонная смесь заданного состава - бетонная смесь, состав которой и используемые при ее приготовлении составляющие задаются производителю, несущему ответственность за обеспечение этого состава.
Класс бетонной смеси по прочности на сжатие и марка по морозостойкости являются доступной информацией для участников закупки.
В связи с изложенным, довод Заявителя об указании Заказчиком в аукционной документации показателей товара, значения которых становятся известными по результатам проведения лабораторных испытаний, необоснован.
В соответствии с п.5.1.6 ГОСТ 7473-2010 расслаиваемость бетонной смеси не должна превышать значений, приведенных в таблице 6.
|
|
|
||||
Марка по удобоукладываемости |
Расслаиваемость бетонной смеси, %, не более |
|||||
|
Водоотделение |
Раствороотделение |
||||
|
|
тяжелых и мелкозернистых бетонов |
легких бетонов |
|||
Ж1-Ж5 |
0,2 |
3 |
4 |
|||
П1-П2 |
0,4 |
3 |
4 |
|||
П3-П5 и Р1-Р6 |
0,8 |
4 |
6 |
Заказчиком в аукционной документации не установлено требование о предоставлении в составе первой части заявки значения показателей расслаиваемости, выраженной в %. Заказчик устанавливает требование к марке по удобоукладываемости, которая и характеризуется расслаиваемостью бетонной смеси.
Согласно п.4.7.9 ГОСТ 26633-2015 крупный заполнитель следует применять в виде раздельно дозируемых фракций при приготовлении бетонной смеси. Допускается применение крупного заполнителя в виде смеси двух смежных фракций, соответствующих требованиям, приведенным в таблице 2.
Наибольшая крупность заполнителя, мм |
Содержание фракций в крупном заполнителе. % |
||||
От 5 до 10 мм |
Св.10 до 20 мм |
Св. 20 до 40 мм |
Св. 40 до 60 мм |
Св 80 до 120 мм |
|
10 |
100 |
- |
- |
- |
- |
20 |
20-40 |
60-75 |
- |
- |
- |
40 |
15-25 |
20-35 |
40-65 |
- |
- |
80 |
10-20 |
15-25 |
20-35 |
35-55 |
- |
120 |
5-10 |
10-20 |
15-25 |
20-30 |
25-35 |
Заказчиком при описании объекта закупки установлены требования к наибольшей крупности заполнителя, без конкретизации содержания фракций в крупном заполнителе.
В связи с изложенным, довод Заявителя об указании Заказчиком в аукционной документации показателей товара, значения которых становятся известными по результатам проведения лабораторных испытаний, необоснован.
Аналогичные требования к указанию значений показателей (таким как, классы, марки, группы и т.д.) установлены заказчиком по п.п.89, 90, 113, 115-120 раздела "Требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ".
В п.67 "Грунтовка" раздела "Требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ" заказчиком установлены требования "Устойчивость к изменению температуры, °C должна быть от -45 до +60", которые, по мнению заявителя, являются избыточными.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки "Некоторые показатели товаров являются диапазонными, не подлежащими конкретизации или при конкретизации которых должно быть указано одновременно верхнее и нижнее значение в установленных аукционной документацией пределах в сопровождении слов "от" и "до".
Представители заказчика пояснили, что требования к товарам (материалам) используемым при выполнении работ сформированы исходя из требований проектной документации и положений Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный довод подтвержден Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287).
Таким образом, с учетом позиции ФАС России и требований Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к показателям, определяемым по результатам испытаний для каждой конкретной партии продукции.
В свою очередь, Заказчики при формировании описания объекта закупки, в связи с отсутствием государственных технических регламентов в отношении используемого при выполнении работ товара, руководствовались данными различных производителей. Показатели, устанавливаемые производителями для своей продукции, являются общими для всего выпускаемого товара и не зависят от конкретной партии товара, поскольку представляют собой диапазонный показатель. Также с учетом раздела 8 аукционной документации, предоставление конкретных значений показателя от участника закупки не требуется.
Таким образом, данный довод заявителя необоснован.
Аналогичные требования установлены заказчиком по п.141, п.161, п.162 раздела "Требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ".
Согласно п.7), п.8) ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:
- размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом);
- размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении электронного аукциона (интерактивной форме) указано:
Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок |
Согласно Приложению 2 к Извещению о проведении электронного аукциона |
Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта |
Согласно Приложению 3 к Извещению о проведении электронного аукциона |
В приложениях к извещению о проведении аукциона в электронной форме, размещенном в составе аукционной документации, предусмотрена информация о порядке предоставления обеспечения заявки на участие в Аукционе, а также о сроке, порядке предоставления обеспечения исполнения Контракта, требования к такому обеспечению.
Таким образом, участники закупки имеют возможность ознакомиться с порядком предоставления обеспечения заявки и исполнения контракта.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТАНДЕМ" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300577617000109).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 29 сентября 2017 г. N ЭА-3030/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2017