Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "Профит-плюс" (далее - Заявитель) на действия Новороссийская таможня при проведении электронного аукциона: "Капитальный ремонт фасада служебно-производственного здания Новороссийской таможни" (извещение N0318100006717000075) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе: Заказчиком неправомерно установлено требование о декларировании согласно п.10) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе. В проекте контракта документации электронного аукциона за ненадлежащее исполнение Заказчиком и подрядчиком обязательств отсутствуют все возможные значения размеров штрафов для каждого порогового значения цены контракта, что нарушает чч.4, 5, 8 ст.34 Закона о контрактной системе. Заказчиком не установлен конкретный ГОСТ на каждый требуемый материал. Заказчиком по поз.2, 4 установлены требования, которые нарушают положения ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Представителем Заказчика представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация, заявки участников размещения заказа, письменные пояснения.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - Новороссийской таможней проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт фасада служебно-производственного здания Новороссийской таможни" (извещение N0318100006717000075).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 617 004,88 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Документация электронного аукциона содержит "Техническое задание", где Заказчиком установлены требования к функциональным параметрам товара (материала), по которым будет устанавливаться соответствие потребностям заказчика и(или) эквивалентность предлагаемого к поставке товара (материала).
N п/п |
Наименование основного материала, используемого при выполнении работ |
Характеристики (описание) основного материала, используемого при выполнении работ |
Примечание |
|
Наименование показателя |
Значение показателя |
|||
2 |
Пленка пароизоляционная (полиэтиленовая пленка с армирующим слоем) |
Количество слоев |
Не менее 3 |
Указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии) и страну происхождения |
Плотность, г/м |
Не менее 110 |
|||
Прочность продольная, н/50, мм поперечная, н/50, мм |
Не менее 210 Не менее 170 |
|||
Группа горючести Группа воспламеняемости |
Менее Г3 Менее В2 |
|||
Растяжимость продольная, % поперечная, % |
Не менее 10 Не менее 10 |
|||
Паропроницаемость, г/м |
Не более 0,9 |
|||
4 |
Плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем |
Длина, мм |
От 1000 до 1200 |
Указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии) и страну происхождения |
Ширина, мм |
От 500 до 1000 |
|||
Толщина, мм |
От 50 до 100 |
|||
Теплопроводность при 25 С Вт/(м.К) |
Не более 0,037 |
|||
Сжимаемость, % |
Не более 7 |
|||
Водопоглощение по объему, % |
Не более 2,5 |
|||
Группа горючести |
НГ |
|||
Плотность, кг/м |
Не менее 75 Не более 125 |
Заказчиком по поз.2 "Пленка пароизоляционная (полиэтиленовая пленка с армирующим слоем)" установлены требования "Плотность, г/м", "Прочность продольная, н/50, мм поперечная, н/50, мм", "Растяжимость продольная, % поперечная, %".
В соответствии с п.2.2.2 ТУ 2245-001-96266783-07 "Пленка армированная полиэтиленовая. Технические условия" по физико-механическим показателям пленки должны соответствовать следующим требованиям и нормам:
а) - предел прочности при растяжении в продольном и поперечном направлениях не менее 4,0 кН/м;
б) - относительное удлинение при разрыве в продольном и поперечном направлениях не менее 5 %;
в) - поверхностная плотность (удельный вес) пленки в зависимости от толщины ее от 90 до 200 г/м2, отклонения удельного веса пленки 10%.
г) - по морозостойкости пленки для строительных работ относятся к классу F 50. Минимальная температура -50°С. Уменьшение прочности на разрыв не более, чем на 10%.
П.5.7 Прочность при растяжении и относительное удлинение при разрыве определяют по ГОСТ 14236-81 без предварительного кондиционирования пленки на разрывной машине любого типа, шкала нагрузок которой выбирается так, чтобы измеряемое усилие составляло от 5 до 90 % от номинального значения шкалы, а расстояние между зажимами не менее 150 мм.
Кроме того, данное ТУ разработано на основе ГОСТ 10354-82 "Пленка полиэтиленовая. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5)".
Согласно п.2.4. ГОСТ 10354-82 по физико-механическим и электрическим показателям полиэтиленовая пленка должна соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.3.
Наименование показателя |
Норма для марки |
|||||||
М |
Т |
|||||||
Высший сорт |
Первый сорт |
Толщиной до 0,03 мм включ. |
Толщиной св. 0,03 мм до 0,10 мм включ. |
Толщиной св. 0,10 мм |
||||
Высший сорт |
Первый сорт |
Высший сорт |
Первый сорт |
Высший сорт |
Первый сорт |
|||
1. Прочность при растяжении, МПа (кгс/см2), не менее: |
|
|
|
|
|
|
|
|
в продольном направлении |
16,1 (165) |
16,1 (165) |
16,1 (165) |
16,1 (165) |
14,7 (150) |
14,7 (150) |
14,7 (150) |
14,7 (150) |
в поперечном направлении |
14,7 (150) |
14,7 (150) |
13,7 (140) |
13,7 (140) |
13,7 (140) |
12,7 (130) |
13,7 (140) |
12,7 (130) |
2. Относительное удлинение при разрыве, %, не менее: |
|
|
|
|
|
|
|
|
в продольном направлении |
450 |
450 |
150 |
120 |
300 |
250 |
360 |
300 |
в поперечном направлении |
450 |
450 |
150 |
150 |
400 |
350 |
430 |
350 |
3. Статический коэффициент трения |
0,1 - 0,5 |
0,1 - 0,5 |
- |
- |
0,1 - 0,5 |
0,1 - 0,5 |
||
4. Удельное поверхностное электрическое сопротивление, Ом, не более |
1 |
- |
- |
1 |
1 |
Таким образом, установленные показатели по поз.2 "Пленка пароизоляционная (полиэтиленовая пленка с армирующим слоем)" устанавливаются методом испытаний, что противоречит п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком по поз.4 "Плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем" установлены требования "Теплопроводность при 25 С Вт/(м.К)", "Сжимаемость, %", "Водопоглощение по объему, %", "Плотность, кг/м".
Согласно п.3.7 ГОСТ 9573-2012 "Плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем теплоизоляционные. Технические условия" по физико-механическим показателям плиты должны соответствовать требованиям, приведенным в таблице 3.
Наименование показателя |
Значение для плит марок |
||||||
ПМ-40 |
ПМ-50 |
ПП-60 |
ПП-70 |
ПП-80 |
ПЖ-100 |
ПЖ-120 |
|
Плотность, кг/м3 |
От 40 до 45 включ. |
Св. 45 до 55 включ. |
Св. 55 до 65 включ. |
Св. 65 до 75 включ. |
Св. 75 до 90 включ. |
Св. 90 до 110 включ. |
Св. 110 до 130 включ. |
Теплопроводность, Вт/(м |
|
|
|
|
|
|
|
10 °С [(283 |
0,040 |
0,040 |
0,038 |
0,037 |
0,037 |
0,036 |
0,037 |
25 °С [(298 |
0,042 |
0,042 |
0,040 |
0,039 |
0,039 |
0,038 |
0,039 |
125 °С [(398 |
0,060 |
0,060 |
0,056 |
0,056 |
0,054 |
0,052 |
0,051 |
Сжимаемость, % не более |
25 |
20 |
15 |
12 |
8 |
6 |
4 |
Прочность на сжатие при 10 %-ной линейной деформации, кПа, не менее |
- |
- |
4 |
8 |
20 |
25 |
30 |
Прочность на сжатие при 10 %-ной линейной деформации после сорбционного увлажнения, кПа, не менее |
- |
- |
3,5 |
5,5 |
15 |
20 |
25 |
Прочность на отрыв слоев, кПа, не менее |
- |
- |
- |
- |
4,5 |
5,5 |
6,5 |
Водопоглощение при частичном погружении, % по массе, не более |
30 |
30 |
25 |
20 |
15 |
15 |
15 |
Содержание органических веществ, % по массе, не более |
3,0 |
3,0 |
3,5 |
3,5 |
4,0 |
4,0 |
4,5 |
Полнота поликонденсации связующего, %,не менее |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
91 |
91 |
Влажность, % по массе, не более |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Установленные Заказчиком требования к товарам затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение значения которых возможно только после приобретения конкретной партии товаров и проведения соответствующих испытаний.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Таким образом, Заказчик устанавливает требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, что является нарушением п.1) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона
Согласно п.6) ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе информация, об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В Извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком установлено:
Преимущества |
Субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям |
Требования к участникам |
1 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) 1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки; 2) не проведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства; 3) не приостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке; 4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято; 5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного 2 Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Отсутствие в предусмотренном Федеральным законом N44-ФЗ от 05.04.2013 реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица (в соответствии с требованиями ч.1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). |
Ограничения и запреты |
1 Закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций К участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации |
Таким образом, Извещение электронного аукциона и аукционная документация не содержат требования, предъявляемые к участникам аукциона в соответствии с п.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, что не нарушает п.6) ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.2) ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В п.3.3 документации электронного аукциона Заказчиком установлены требования к содержанию, составу второй части заявки на участие в электронном аукционе. Заказчиком в пп.3.3.1 установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: "9) декларация, что участник закупки не является оффшорной компанией".
На основании вышеизложенного следует, что установленное Заказчиком требование о декларировании в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе, что участник электронного аукциона не является офшорной компанией противоречит требованиям п.2) ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В "Проекте контракта" Заказчиком установлено: "2.1 В "Проекте контракта" Заказчиком установлено: Цена настоящего Контракта составляет _______ (сумма цифрами и прописью) руб. __ коп., в том числе НДС ___%_______ (указывается ставка (в процентах), сумма цифрами и прописью либо основание освобождения Подрядчика от уплаты НДС).
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.7 ст.34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которые утратили силу с 09.09.2017 г. в связи с изданием постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
Извещение о проведении электронного аукциона "Капитальный ремонт фасада служебно-производственного здания Новороссийской таможни" (извещение N0318100006717000075) размещено Заказчиком 07.09.2017 15:45г.
В силу п.1 ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактном" (далее - постановление Правительства N1063).
В ч.4 постановления Правительства N1063 указано, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В ч.5 постановления Правительства N1063 указано, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 617 004,88 руб.
В п.6 "Проекте контракта" документации электронного аукциона Заказчиком установлена ответственность сторон: "п.6.2 6.2. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, устанавливается штраф.
Размер штрафа устанавливается в размере 2 % цены Контракта, что составляет _____ (сумма прописью) руб. __ коп.
6.3. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Подрядчик, вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки Заказчиком исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
За каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, штраф устанавливается в размере 5000 рублей".
Таким образом, Заказчиком в проекте государственного контракта предусмотрена ответственность за ненадлежащее исполнение Заказчиком, поставщиком обязательств при заключении контракта в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, которое в период размещения аукционной документации не являлось действующим.
Нарушения, допущенные Заказчиком содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит-плюс" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Новороссийской таможни нарушение нарушения ч.3 ст.7; п.1) ч.1 ст.33; п.10) ч.1 ст.31; п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - Новороссийской таможне (единой комиссии) было выдано предписание N880 по делу NЭА-3040/2017 от 29.09.2017 г., повторно предписание не выдавать.
4. Повторно материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 29 сентября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2017