Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу Насыровой <_> (далее - Заявитель) на действия управления ЖКХ администрации МО город Геленджик (далее - Заказчик) при проведении администрацией МО г. Геленджик (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона: "Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов муниципального образования город-курорт Геленджик" (извещение N 0118300003717000533) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе Насырова <_> указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) в плане-графике отсутствует информация о банковском или казначейском сопровождении контракта; 2) установлены требования к описанию участниками закупки товаров, значения показателей, которых определяются по результатам испытаний (позиции 3 "Бетонная смесь тяжелая", 4 "Раствор строительный").
Представителем Заказчика представлена документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласен и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО г. Геленджик проводился электронный аукцион: "Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов муниципального образования город-курорт Геленджик" (извещение N 0118300003717000533). Заказчик - управление ЖКХ администрации МО город Геленджик.
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 661 711,00 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч. 11 ст. 21 Закона о контрактной системе заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
В силу ч. 12 ст. 21 Закона о контрактной системе не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.
На основании п. 8) ч. 3 ст. 21 Закона о контрактной системе в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки: информация о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 5 ст. 21 Закона о контрактной системе порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. и) п. 1 требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554, план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд) (далее - закупки) представляет собой единый документ, форма которого включает в том числе следующие сведения: таблица, содержащая в том числе следующую информацию с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 2 настоящих требований: сведения о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 Федерального закона, или о казначейском сопровождении контракта (указываются банковское сопровождение (БС), казначейское сопровождение (КС), банковское или казначейское сопровождение (БС или КС) или слово "нет" соответственно).
В плане-графике сведения о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 Федерального закона, или о казначейском сопровождении контракта отсутствуют, что свидетельствует о нарушении п. 8) ч. 3 ст. 21 Закона о контрактной системе, требований постановления Правительства РФ от 05.06.2015 N 554.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что предоставление указанной информации не предусмотрено функционалом единой информационной системы.
На основании п. 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пп. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующиезначениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчиком в Разделе "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ" аукционной документации установлены следующие требования к товару, в частности:
N п/п |
Наименование товара |
N показателя |
Наименование показателя |
Требование к значению показателя тип 1 |
Требование к значению показателя тип 2 |
Единица измерения |
Требование к значению показателя тип 3 |
3 |
Бетонная смесь тяжелая |
2 |
Наибольшая крупность заполнителя |
Требование к значению показателя данного типа не установлено |
Требование к значению показателя данного типа не установлено |
мм |
Должен быть 20 |
Согласно п. 3.1 ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия" бетонная смесь: готовая к применению перемешанная однородная смесь вяжущего, заполнителей и воды с добавлением или без добавления химических и минеральных добавок, которая после уплотнения, схватывания и твердения превращается в бетон.
В соответствии с п. 4.4 ГОСТ 7473-2010 при заказе бетонной смеси заданного состава ее условное обозначение не приводят, а указывают состав смеси и качество используемых при ее приготовлении составляющих (вяжущего, заполнителей, воды, химических и минеральных добавок).
Согласно п. 5.2.1 ГОСТ 7473-2010 бетонные смеси приготавливают с использованием цементов, заполнителей, добавок и воды, требования к которым приведены в ГОСТ 26633, ГОСТ 25820 и ГОСТ 31384, а также в стандартах и технических условиях (ТУ) на материалы конкретных видов.
Пунктом 4.7.9 ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" определено, что крупный заполнитель следует применять в виде раздельно дозируемых фракций при приготовлении бетонной смеси. Допускается применение крупного заполнителя в виде смеси двух смежных фракций, соответствующих требованиям, приведенным в таблице 2.
Таблица 2 - Содержание отдельных фракций крупного заполнителя в составе бетона
Наибольшая крупность заполнителя, мм |
Содержание фракций в крупном заполнителе, % |
||||
От 5 до 10 мм |
Св.10 до 20 мм |
Св. 20 до 40 мм |
Св. 40 до 80 мм |
Св. 80 до 120 мм |
|
10 |
100 |
- |
- |
- |
- |
20 |
25-40 |
60-75 |
- |
- |
- |
40 |
15-25 |
20-35 |
40-65 |
- |
- |
80 |
10-20 |
15-25 |
20-35 |
35-55 |
- |
120 |
5-10 |
10-20 |
15-25 |
20-30 |
25-35 |
Таким образом, установленный показатель "Наибольшая крупность заполнителя" по позиции "Бетонная смесь тяжелая" не противоречит положениям государственного стандарта и указывается при заказе бетонной смеси заданного состава.
Заказчиком в Разделе "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ" аукционной документации установлены следующие требования к товару, в частности:
N п/п |
Наименование товара |
N показателя |
Наименование показателя |
Требование к значению показателя тип 1 |
Требование к значению показателя тип 2 |
Единица измерения |
Требование к значению показателя тип 3 |
4 |
Раствор строительный |
1 |
Марка по прочности на сжатие в проектном возрасте |
Требование к значению показателя данного типа не установлено |
Требование к значению показателя данного типа не установлено |
- |
Должна быть М100 |
2 |
По применяемым вяжущим |
Требование к значению показателя данного типа не установлено |
Требование к значению показателя данного типа не установлено |
- |
Простой |
||
3 |
Марка по подвижности |
Требование к значению показателя данного типа не установлено |
Требование к значению показателя данного типа не установлено |
- |
Пк2; Пк3 |
Согласно п. 3.1 ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия (с Изменением N 1)" строительные растворы классифицируют по:
- основному назначению;
- применяемому вяжущему;
- средней плотности.
В соответствии с п. 3.1.2 ГОСТ 28013-98 по применяемым вяжущим растворы подразделяют на:
- простые (на вяжущем одного вида);
- сложные (на смешанных вяжущих).
Согласно п. 3.2 ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия (с Изменением N 1)" условное обозначение строительного раствора при заказе должно состоять из сокращенного обозначения с указанием степени готовности (для сухих растворных смесей), назначения, вида применяемого вяжущего, марок по прочности и подвижности, средней плотности (для легких растворов) и обозначения настоящего стандарта.
Пример условного обозначения тяжелого раствора, готового к употреблению, кладочного, на известково-гипсовом вяжущем, марки по прочности М100, по подвижности - Пк2:
Раствор кладочный, известково-гипсовый, М100, Пк2, ГОСТ 28013-98.
Для сухой растворной смеси, легкой, штукатурной, на цементном вяжущем, марки по прочности М50 и по подвижности - Пк3, средней плотности D900:
Смесь сухая растворная штукатурная, цементная, М50, Пк3, D900, ГОСТ 28013-98.
Пунктом 4.3 ГОСТ 28013-98 определено что, в зависимости от подвижности растворные смеси подразделяют в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
|
|
|
|
|
|
Марка по подвижности Пк |
Норма подвижности по погружению конуса, см |
||||
Пк1 |
От |
1 |
до |
4 |
включ. |
Пк2 |
Св. |
4 |
" |
8 |
" |
Пк3 |
" |
8 |
" |
12 |
" |
Пк4 |
" |
12 |
" |
14 |
" |
Согласно п. 4.14.3 ГОСТ 28013-98 вяжущие материалы для приготовления растворов следует выбирать в зависимости от их назначения, вида конструкций и условий их эксплуатации.
Таким образом, установленные Заказчиком характеристики товаров по позиции 4 "Раствор строительный" не противоречат требованиям государственного стандарта и нормам ст. 33 Закона о контрактной системе, т.к. установленные требования должны быть обеспечены при выполнении конкретного вида работ. Данные показатели являются основными характеристиками раствора строительного и не являются требованиями к показателям товаров, значения которых определяются по результатам испытаний.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Насыровой <_> обоснованной в части отсутствия сведений в плане-графике о банковском или казначейском сопровождении контракта.
2. Признать в действиях Заказчика - управления ЖКХ администрации МО город Геленджик нарушение п. 8) ч. 3 ст. 21 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанные нарушения на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияли, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0118300003717000533).
5. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 2 октября 2017 г. N ЭА-3081/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2017