Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "Юла" (далее - Заявитель) на действия МКУ МО город Краснодар "Единая служба заказчика" при проведении электронного аукциона: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Блок начальных классов на 400 мест на территории МБОУ ООШ N 81 по ул. Сербская, 7 в пос. Пригородном города Краснодара" (извещение N 0318300577617000113) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе. Требования установленные Заказчиком по поз.57, 58, 59, 60 "Доски не обрезные", 62 "Гвозди проволочные оцинкованные", 63 "Гвозди строительные с плоской головкой", 64 "Гвозди толевые круглые", 68,69 "Доски обрезные", 70,71,72 "Горячекатаная арматурная сталь гладкая класса А-I, диаметром 6 мм", 109 "Клей для минеральной ваты", 133 "Трубки высокотемпературные из вспененного каучука. Толщина трубки не должна превышать 25 мм", 197-200 "Раствор кладочный цементный марки 50, 100, 150, 200" противоречат положениям ст.33 Закона о контрактной системе.
Представителем Заказчика представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация, письменные пояснения.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - МКУ МО город Краснодар "Единая служба заказчика" проводился электронный аукцион: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Блок начальных классов на 400 мест на территории МБОУ ООШ N 81 по ул. Сербская, 7 в пос. Пригородном города Краснодара" (извещение N 0318300577617000113).
Начальная (максимальная) цена контракта - 298 419 678,00 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.1) п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация электронного аукциона содержит Приложение к "Описанию объекта закупки", где Заказчиком установлены требования к техническим, качественным и функциональным характеристикам товаров (материалов), соответствие стандарту.
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В Приложении к "Описанию объекта закупки" Заказчиком установлено:
57 |
Доски необрезные |
Сорт в зависимости от качества древесины и обработки досок 4. Породы древесины хвойные. Номинальная длина 2-3,75 м. Номинальная толщина 32-40 мм. Номинальная ширина 100-275 мм. |
58 |
Доски необрезные |
Сорт в зависимости от качества древесины и обработки досок 3. Породы древесины хвойные. Номинальная длина 4-6,5 м. Номинальная толщина 32-40 мм. Номинальная ширина 100-275 мм. |
59 |
Доски необрезные |
Сорт в зависимости от качества древесины и обработки досок 2. Породы древесины хвойные. Номинальная длина 4-6,5 м. Номинальная толщина 44,100 мм. Номинальная ширина 100-275 мм. |
60 |
Доски необрезные |
Сорт в зависимости от качества древесины и обработки досок 4. Породы древесины хвойные. Номинальная длина 4-6,5 м. Номинальная длина 4-6,5 м. Номинальная ширина менее 175 мм. |
ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры (с Изменениями N 1, 2)" регламентирует только ширину узкой пласти.
П.3 Ширина узкой пласти, измеренная в любом месте длины необрезных пиломатериалов, должна быть для толщин:
от 16 до 50 мм |
не менее 50 мм; |
от 60 до 100 мм |
не менее 60 мм; |
от 125 до 300 мм |
не менее 0,6 толщины. |
Ширина пласти обрезных пиломатериалов с непараллельными кромками в узком конце должна быть для толщин:
от 16 до 50 мм |
не менее 50 мм; |
от 60 до 100 мм |
не менее 60 мм; |
от 125 до 300 мм |
не менее 0,7 толщины. |
Таким образом, необрезная доска не может иметь точных значений ширины, так как является необрезной, т.е. непрошедшей обработку. Аналогично по поз.68, 69.
Заказчиком установлены требования:
68 |
Доски обрезные. |
Сорт в зависимости от качества древесины и обработки досок 2. Породы древесины хвойные. Номинальная длина 4-6,5 м. Номинальная толщина 44,50,60 мм. Номинальная ширина 75-150 мм. ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80 |
69 |
Доски обрезные. |
Сорт в зависимости от качества древесины и обработки досок 3. Породы древесины хвойные. Номинальная длина 4-6,5 м. Номинальная толщина 44,50,60 мм. Номинальная ширина 75-150 мм. ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80 |
Следовательно, требование Заказчика в части конкретизации "номинальной ширины", "номинальной толщины" противоречит требованиям ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
62 |
Гвозди проволочные оцинкованные. |
Конструкция и размеры гвоздей должны соответствовать указанным на чертеже:
Диаметр стержня номинальный d, мм: 4,0. Длина гвоздя номинальная l, мм: 100. Диаметр головки D, мм: не менее 12. Высота головки h, мм: не менее 1,8. Гвозди должны изготовляться из термически необработанной светлой низкоуглеродистой стальной проволоки по ГОСТ 3282-74. Цинковое покрытие гвоздей должно быть сплошным, без пропусков, трещин и утолщений, видимых без применения увеличительных приборов. Допускаются на стержнях и опорных поверхностях головок гвоздей покрытые цинком следы от зажимов и от разъемных плашек, а также незначительные продольные риски. Не допускается на гвоздях неотпавшая обсечка. Заостренная часть гвоздя может иметь круглое или квадратное сечение. ГОСТ 9870-61. |
По поз.62 "Гвозди проволочные оцинкованные" установлены требования: "Диаметр головки D, мм: не менее 12. Высота головки h, мм: не менее 1,8", согласно которым участнику нужно предоставить конкретное значение.
В соответствии с п.1 ГОСТ 9870-61 "Гвозди проволочные оцинкованные для асбоцементной кровли. Технические условия (с Изменениями N 1, 2)" конструкция и размеры гвоздей должны соответствовать указанным на чертеже и в таблице.
Диаметр стержня d |
Длина гвоздя |
Диаметр головки D |
Высота головки h |
||
Номин. |
Пред. откл. |
Номин. |
Пред. откл. |
не менее |
|
4,0 |
_0,08 |
90 |
_4,0 |
12 |
1,8 |
|
|
100 |
|
|
|
|
|
120 |
|
|
|
4,5 |
|
120 |
|
|
|
Таким образом, требование установленное Заказчиком по поз.62 "Гвозди проволочные оцинкованные", в части указания конкретных требований по показателям "Диаметр головки D, мм: не менее 12. Высота головки h, мм: не менее 1,8", противоречит ГОСТ 9870-61. Аналогично по поз.65 "Гвозди отделочные круглые".
63 |
Гвозди строительные с плоской головкой. |
Конструкция и размеры строительных гвоздей должны соответствовать указанным на чертеже:
hmin = 0,6d, Dmin=2d
Диаметр стержня d, мм: 1,6. Длина гвоздя l, мм: 50. Торцовая поверхность головки строительных гвоздей должна быть гладкой. Заостренная часть гвоздя может иметь круглое или квадратное сечение. На стержне гвоздя допускаются продольные лыски с поперечными рисками от подающего ножа, четырехстороннее смятие, незначительные насечки и следы от разъемных матриц; под головкой гвоздя допускаются диаметрально расположенные наплывы металла. ГОСТ 4028-63 |
Требования установлены в соответствии с ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры (с Изменениями N 1, 2, 3)".
На чертеже указаны такие символы, как "d", "L", "D", "h". Ниже установлены формулы: hmin=0,6d, Dmin=2d.
Значение Dmin, имеет расчетный показатель, чтоб его определить необходимо условный диаметр "d" умножить на 2. В соответствии с чертежом такого показателя, как Dmin не существует, на чертеже указан показатель "D". Аналогично по другой формуле hmin=0,6d, где показатель hmin на чертеже не указан, указан "h". Аналогичные требования установлены Заказчиком по поз.64 "Гвозди толевые круглые".
По поз.70, 71, 72 "Горячекатаная арматурная сталь гладкая класса А-I, диаметром 16-18 мм" Заказчиком установлено:
70 |
Горячекатаная арматурная сталь гладкая класса А-I, диаметром 6 мм |
Профиль гладкий. Площадь поперечного сечения стержня 0,283 см 2. Класс А-I. ГОСТ 5781-82 |
71 |
Горячекатаная арматурная сталь гладкая класса А-I, диаметром 8 мм |
Профиль гладкий. Площадь поперечного сечения стержня 0,503 см 2. Класс А-I. ГОСТ 5781-82 |
72 |
Горячекатаная арматурная сталь гладкая класса А-I, диаметром 10 мм |
Профиль гладкий. Площадь поперечного сечения стержня 0,785 см 2. Класс А-I. ГОСТ 5781-82 |
По поз.70-72 "Горячекатаная арматурная сталь гладкая класса А-I, диаметром 16-18 мм" Заказчиком установлены требования: "Профиль гладкий. ГОСТ 5781-82 Площадь поперечного сечения стержня 0,283 см2. Класс А-I", "Площадь поперечного сечения стержня 0,503 см2", "Площадь поперечного сечения стержня 0,785 см2".
Согласно с п.1.3. ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5)" номера профилей, площади поперечного сечения, масса 1 м длины арматурной стали гладкого и периодического профиля, а также предельные отклонения по массе для периодических профилей должны соответствовать указанным в табл.1.
Номер профиля (номинальный диаметр стержня dH) |
Площадь поперечного сечения стержня, см2 |
Масса 1 м профиля |
|
|
|
Теоретическая, кг |
Предел. откл., % |
6 |
0,283 |
0,222 |
+9,0 |
8 |
0,503 |
0,395 |
-7,0 |
10 |
0,785 |
0,617 |
+5,0 -6,0 |
12 |
1,131 |
0,888 |
|
14 |
1,540 |
1,210 |
|
16 |
2,010 |
1,580 |
+3,0 -5,0 |
18 |
2,540 |
2,000 |
|
В соответствии с п.2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
В Таблице 1 ГОСТ 5781-82 значения показателей площади поперечного сечения для арматурной стали диаметром 16 и 18 мм установлены в виде конкретных значений 2,010 см2 и 2,540 см2 соответственно.
Таким образом, при Описании объекта закупки, Заказчик сузив нижний предел диапазона до 2,011см2 лишил возможности участников закупки, указать соответствующее ГОСТ 5781-82 значение показателя площади поперечного сечения для арматурной стали диаметром 16 мм, а расширив верхний предел позволил указать несоответствующее стандарту значение.
Таким образом, Заказчик изменил предусмотренный ГОСТом 5781-82 значение площади поперечного сечения, нарушил п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
По поз.84 "" Заказчиком установлено:
84 |
Грунтовка |
Назначение для обработки основания в целях укрепления поверхности, снижения его впитываемости и улучшения адгезии к нему финишного покрытия (шпатлевки, краски, обои, облицвочной плитки и т.п.). Применение для внутренних и наружных работ. Время высыхания не более 3* часов. Цвет должен быть белый. Кнауф или экривалент. |
Заказчиком допущена техническая ошибка в слове "экривалент".
По поз.109 "Клей для минеральной ваты" Заказчиком установлено
109 |
Клей для минеральной ваты. |
Применение для приклеивания к основанию фасадных плит из минеральной ваты. Температура применения от плюс 5 до плюс 25 °C. Стекание не должно быть |
Заказчиком установлено требование "Стекание не должно быть 0,10* мм", которое указывает на метод его изготовления, а затем его контроль.
По поз.133 "Трубки высокотемпературные из вспененного каучука. Толщина трубки не должна превышать 25 мм" Заказчиком установлено:
133 |
Трубки высокотемпературные из вспененного каучука. Толщина трубки не должна превышать 25 мм. |
Диметр трубки в интервале 35-48 мм. K-FLEX IK INSULATION GROUP или эквивалент |
Заказчиком установлено требование "K-FLEX IK INSULATION GROUP или эквивалент". В соответствии с официальным сайтом производителя, товарного знака K-FLEX IK INSULATION GROUP - не существует. Существует товарный знак K-FLEX. Таким образом, Заказчик нарушает требования к описанию объекта закупки в част установления эквивалентности к несуществующему товарному знаку.
По поз.197-200 "Раствор кладочный цементный марки" Заказчиком установлено:
197 |
Раствор кладочный цементный марки 50 |
Раствор кладочный цементный без добавок или с добавками. Марка по прочности на сжатие М50. Класс материалов, использованных для приготовления смеси, по удельной эффективной активности естественных радионуклидов I. Добавки вводят в растворные смеси, готовые к применению, в виде водных растворов или водных суспензий. ГОСТ 26633-2015. |
198 |
Раствор кладочный цементный марки 100 |
Раствор кладочный цементный без добавок или с добавками. Марка по прочности на сжатие М100. Класс материалов, использованных для приготовления смеси, по удельной эффективной активности естественных радионуклидов I. Добавки вводят в растворные смеси, готовые к применению, в виде водных растворов или водных суспензий. ГОСТ 26633-2015. |
199 |
Раствор кладочный цементный марки 150 |
Раствор кладочный цементный без добавок или с добавками. Марка по прочности на сжатие М150. Класс материалов, использованных для приготовления смеси, по удельной эффективной активности естественных радионуклидов I. Добавки вводят в растворные смеси, готовые к применению, в виде водных растворов или водных суспензий. ГОСТ 26633-2015. |
200 |
Раствор кладочный цементный марки 200 |
Раствор кладочный цементный без добавок или с добавками. Марка по прочности на сжатие М200. Класс материалов, использованных для приготовления смеси, по удельной эффективной активности естественных радионуклидов I. Добавки вводят в растворные смеси, готовые к применению, в виде водных растворов или водных суспензий. ГОСТ 26633-2015. |
По поз.197-200 "Раствор кладочный цементный марки" Заказчиком установлены требования к раствору кладочному марок 50, 100, 150, 200, при этом Заказчиком установлено соответствие ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия".
Таким образом, Заказчик устанавливает требования к показателям по поз.57, 58, 59, 60 "Доски не обрезные", 62 "Гвозди проволочные оцинкованные", 63 "Гвозди строительные с плоской головкой", 64 "Гвозди толевые круглые", 68,69 "Доски обрезные", 70,71,72 "Горячекатаная арматурная сталь гладкая класса А-I, диаметром 6 мм", 109 "Клей для минеральной ваты", 133 "Трубки высокотемпературные из вспененного каучука. Толщина трубки не должна превышать 25 мм", 197-200 "Раствор кладочный цементный марки 50, 100, 150, 200" значения которых определяются посредством проведения испытаний, что является нарушением п.1) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Юла" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ МО город Краснодар "Единая служба заказчика" нарушение ч.3 ст.7; п.1) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - МКУ МО город Краснодар "Единая служба заказчика" было выдано предписание N886 по делу NЭА-3058/2017 от 02.10.2017 г., повторно предписание не выдавать.
4. Повторно материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 2 октября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2017