Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее также - ООО "Перспектива", заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью ООО "Недра Сибири" (далее также - ООО "Недра Сибири", заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью ООО "Новострой" (далее также - ООО "Новострой", заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью ООО "Тандем" (далее также - ООО "Тандем", заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью ООО "СтройСервис" (далее также - ООО "СтройСервис", заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью ООО "СеверСтрой" (далее также - ООО "СеверСтрой", заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью ООО "Новая строительная компания" (далее также - ООО "Новая строительная компания", заявитель): Кривошапкина Т.В., Решетникова Н.Н. (представители по доверенности);
от заказчика Администрации муниципального района "Амгинский улус (район) Республики Саха (Якутия)" (далее также - Администрация МР "Амгинский улус (район) РС(Я)", заказчик): Павлова А.К. (представитель по доверенности);
от уполномоченного учреждения Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальными закупками" муниципального района "Амгинский улус (район)" (далее также - МКУ "Управление муниципальными закупками" МР "Амгинский улус (район)", уполномоченное учреждение, аукционная комиссия): не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобы ООО "Перспектива", "Недра Сибири", ООО "Новострой", ООО "Тандем", ООО "СтройСервис" ООО "СеверСтрой", ООО "Новая строительная компания" на действия уполномоченного учреждения МКУ "Управление муниципальными закупками" МР "Амгинский улус (район)", заказчика Администрации МР "Амгинский улус (район) РС(Я)" при проведении электронного аукциона на комплекс работ для ликвидации второй смены МБОУ "Амгинская СОШ N1" (изв. N 0816300022117000101), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "Перспектива", "Недра Сибири", ООО "Новострой", ООО "Тандем", ООО "СтройСервис" ООО "СеверСтрой", ООО "Новая строительная компания".
Из текста жалобы ООО "Перспектива" следует, что:
1) заказчик не указал в извещении о проведении электронного аукциона информацию о членстве участников закупки в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
2) аукционная документация не устанавливает перечень работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 года N 570.
Из текста жалобы ООО "Недра Сибири" следует, что:
1) заказчик не указал в извещении о проведении электронного аукциона информацию о членстве участников закупки в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
2) проектно-сметная документация не размещена в составе аукционной документации.
3) В нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, заказчиком установлены требования к описанию участниками закупок в составе заявок и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства (пункты 1, 2, 5, 16, 26, 32, 40, 43, 46, 81, 83 Ведомости основных используемых материалов (Приложение N1 к описанию объекта закупки)).
Заказчиком установлены требования к пиломатериалам (пункты 66, 71, 72, 73 Ведомости основных используемых материалов (Приложение N1 к описанию объекта закупки)), отличные от ГОСТ 18288-87. Положения обжалуемой аукционной документации не содержат обоснование вышеприведенной необходимости использования иных показателей товара, отличных от указанных ГОСТ 18288-87.
Из текста жалобы ООО "Новострой" следует, что проектно-сметная документация не размещена в составе аукционной документации.
Из текста жалобы ООО "Тандем" следует, что:
1) заказчиком установлены требования к описанию участниками закупок в составе заявок химического состава и (или) компонентов товара, показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства (пункты 1, 2, 5, 7, 9, 11, 12, 13, 16, 20, 25, 26, 30, 31).
Заказчиком установлены требования к пиломатериалам (пункты 66, 71, 72, 74), отличные от ГОСТ 18288-87.
2) В извещении о проведении электронного аукциона, опубликованном в единой информационной системе, заказчиком не установлен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта.
Из текста жалобы ООО "СтройСервис" следует, что:
1) в ряде пунктов требований к материалам заказчиком установлены требования к показателям, значения которых становятся известными при испытании конкретной партии товара (пункты 1, 2, 20, 23, 24, 27, 28, 29, 30, 34, 35, 36, 43, 45, 46, 47, 48, 49, 54, 81, 104).
2) в соответствии с п. 3.2 проекта контракта "Оплата производится Заказчиком безналичным расчетом за фактически выполненные работы на основании подписанных сторонами актов о приемке выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости работ и затрат по форме КС-3ипредоставления счетов, счетов-фактур на оплату в срок не более 20 календарных дней с даты подписания документов о приемке выполненных работ".
Тем самым, ограничена возможность участия индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, не являющихся плательщиками НДС.
Из текста жалобы ООО "СеверСтрой" следует, что аукционная документация не устанавливает перечень работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 года N 570.
В ходе рассмотрения дела представителями ООО "Новая строительная компания" приведены следующие доводы:
1) установлены завышенные требования к характеристикам товаров и материалов требования к сырью, к химическому, компонентному составу, из которого изготавливается товар и (или) химическому составу, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства (пункты 28, 47, 51, 53, 81, 82, 102, 103).
2) в соответствии с пунктом 5.1 проекта контракта срока выполнения работ - 60 календарных дней с момента заключения контракта. В установленный срок технологически невозможно выполнить все работы, минимальный срок выполнения работ может составлять 90 дней.
3) проектно-сметная документация не размещена в составе аукционной документации. Работы по капитальному ремонту объектов капитального строительства необходимо выполнять в соответствии с проектно-сметной документацией.
4) аукционной комиссией неправомерно отказано в допуске к участию в электронном аукционе ООО "Новая строительная компания" (номер заявки 9).
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика с жалобами не согласилась, пояснила, что характеристики материалов/товаров указаны в рамках государственных стандартов, технических регламентов.
Предметом закупки является капитальный ремонт школы, следовательно, положения Постановление Правительства РФ N 570 не применяются.
Проектно-сметная документация не подлежит размещению в составе аукционной документации. Аукционная документация содержит перечень выполняемых работ, также предусмотрен дизайнерский проект.
Обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
Сведения об обеспечении исполнении контракта имеются в проекте контракта, извещении о проведении электронного аукциона.
Из письменного пояснения уполномоченного учреждения следует, что требования, установленные к индивидуальным характеристикам применяемых материалов, являются необходимыми характеристиками, определяющими показатели и качество данного товара, используемого при выполнении работ; при этом требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ и относящихся к объекту закупки, установлены в полном соответствии с государственными стандартами.
Более того, физико-химические показатели таких материалов также полностью соответствуют государственным стандартам, следовательно, используемый материал не требует за собой испытаний конкретной партии товара и его наличие непосредственно у участника закупки, следовательно, заказчиком нарушений пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не допущено.
Проект контракта не содержит никаких сведений об установлении в цене контракта НДС. В соответствии с пунктом 2.5 проекта контракта установлено, что цена контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта, и не может изменяться в ходе его исполнения.
Заказчиком начальная (максимальная) цена контракта определяется по правилам ст. 22 Закона о контрактной системе. При этом следует отметить, что законодателем не установлена обязанность заказчика указывать, включает (или не включает) цена контракта НДС.
Условие проекта контракта, а именно пункт 3.2 не содержит положений, ограничивающих участие в аукционе в зависимости от применяемой участником закупки системы налогообложения. В случае заключения контракта с подрядчиком, не являющимся плательщиком НДС, сумма НДС будет являться его прибылью. Более того, подрядчик самостоятельно несет ответственность за осуществляемые действия, в том числе за соответствие ценового предложения требованиям нормативных актов.
Действующим градостроительным законодательством предусмотрена обязанность для лица, осуществляющего строительство, иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства (часть 2 статьи 52 ГрК РФ).
Исходя из толкования положений части 1 статьи 64 Закона контрактной системе и ч. 4 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, п. 3 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87), предмета проводимого аукциона в их совокупности следует, что проектная документация не является составной частью документации об аукционе. Следовательно, проектная документация не подлежит размещению на официальном сайте в составе аукционной документации. Представление проектной документации относится к сфере исполнения государственных и муниципальных контрактов на строительство объектов (договоров подряда) в соответствии с гражданским и градостроительным законодательством, а не к сфере размещения заказа.
Проектная документация применительно к рассматриваемому спору не является документацией об аукционе. Так, техническое задание, ведомость выполняемых работ и сметные расчеты содержат требования к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), виды выполняемых работ и их размеру, являющихся предметом аукциона.
Согласно пункту 4 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона, указывается размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок.
Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок.
Частью 2 данной статьи установлено, что обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
Таким образом, документация об электронном аукционе полностью соответствует требованиям, установленным статьей 64 Закона о контрактной системе, и содержит сведения о способах обеспечения исполнения контракта.
В части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены наименования и объем работ для выполнения комплекса работ по видам: внутренняя система канализации, наружная система канализации, установка септика, сантехнические работы, электромонтажные работы, замена покрытия кровли, отделочные работы.
Данные виды работ сформированы с учетом вышеуказанного Постановления Правительства для дальнейшего включения в муниципальный контракт по предложению победителя аукциона (подрядчика) при подписании, в виде приложения к контракту, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту, при этом размер составляет не менее 15 процентов цены контракта (сметной стоимости работ).
По доводу не установления штрафа за ненадлежащее исполнения подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ, сообщают, что п. 9.1. проектом муниципального контракта установлено "Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту в соответствии с условиями Контракта и законодательством Российской Федерации". Исходя, из этого следует, что в случае ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств будет применен штраф, предусмотренный Постановлением Правительства РФ N 570 в размере 5 процентов стоимости указанных работ.
При формировании сроков выполнения работ заказчик исходил из муниципальных нужд. По окончанию срока подачи заявки на участие в аукционе поступило 4 заявки.
В п. 21 Информационной карты установлено, что участник закупки должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Документация, приложенная к извещению, является неотъемлемой частью извещения, соответственно, участник должен рассматривать извещение и все приложенные к нему документы в совокупности.
ГОСТ 18288-87 устанавливает лишь термины и определения для лесопильного производства, а не размеры пиломатериалов.
Просят признать жалобы необоснованными.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 12.07.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) в извещение о проведении электронного аукциона, аукционную документацию внесены изменения 25.07.2017, 04.09.2017 года;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 30 295 241,00 руб.;
5) на участие в закупке подано 4 заявки от участников закупки;
6) к участию в электронном аукционе допущен 1 участник закупки. Электронный аукцион признан несостоявшимся;
7) на момент рассмотрения жалоб по существу вторая часть заявки единственного участника закупки, допущенного к участию в электронном аукционе, не рассмотрена.
8) На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалоб по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "Тандем" обоснованной, жалобы ООО "Перспектива", ООО "Недра Сибири", ООО "Новая строительная компания" - частично обоснованными, жалобы ООО "Новострой", ООО "СтройСервис", ООО "СеверСтрой" - необоснованными на основании следующего.
Доводы жалоб ООО "Перспектива", ООО "Недра Сибири" в части отсутствия требования к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в извещении о проведении электронного аукциона признаны обоснованными на основании следующего.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Предметом данной закупки является комплекс работ для ликвидации второй смены МБОУ "Амгинская СОШ N1".
Пунктом 21 "Требования к участникам электронного аукциона в соответствии со статьей 31 Закона N 44-ФЗ" части 1 "Информационная карта" аукционной документации установлено следующее:
"Единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
- участник аукциона должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
- СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
- совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств;
(перечисленные выше требования не распространяются:
- на участников, которые предложат цену контракта 3 млн руб. и менее;
- на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юрлица с госучастием.)".
Между тем, вышеуказанные требования не установлены в извещении о проведении электронного аукциона.
Таким образом, заказчиком нарушен пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Доводы жалоб ООО "Перспектива", ООО "СеверСтрой" в части отсутствия в аукционной документации перечня работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 года N 570 признаны необоснованными на основании следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 года N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее также - Постановление N 570) в соответствии с частью 2 статьи 110.2 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены прилагаемые: виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Предметом данной закупки является комплекс работ для ликвидации второй смены МБОУ "Амгинская СОШ N1".
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснила, что предметом данной закупки является выполнение работ по капитальному ремонту.
Между тем, положения Постановления N 570 не применяются в случае выполнения работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании. На это, в частности, указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе: участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Между тем, заявителями не приведены доказательства того, что предметом данной закупки является строительство либо реконструкция объектов капитального строительства.
Доводы заявителей не нашли своего подтверждения.
Доводы жалоб ООО "Недра Сибири", ООО "Новострой", ООО "Новая строительная компания" в части неразмещения проектно-сметной документации в составе аукционной документации признаны необоснованными на основании следующего.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Кроме того, в соответствии с частью 2 данной статьи документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Предметом данной закупки является комплекс работ для ликвидации второй смены МБОУ "Амгинская СОШ N1".
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснила, что описание объекта закупки содержит полный перечень работ, которые должны быть выполнены.
Пунктом 1.1 проекта контракта установлено следующее: "Предметом контракта является комплекс работ для ликвидации второй смены МБОУ "АМГИНСКАЯ СОШ N1"(далее - Работы, Объект). Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить Работы в соответствии с описанием объекта закупки (Приложение 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта, в сроки, установленные в настоящем контракте, а Заказчик обязуется принять выполненные Работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом".
В соответствии с частью 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 настоящей статьи. В случае, если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объекта транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к такому объекту и его частям, строящимся, реконструируемым, в том числе в границах не принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка.
Согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с частью 12 статьи 48 ГрК РФ проектная документация включает в себя следующее:
1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;
2) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка;
3) архитектурные решения;
4) конструктивные и объемно-планировочные решения;
5) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;
6) проект организации строительства объектов капитального строительства;
7) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
8) перечень мероприятий по охране окружающей среды;
9) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации);
10.1) требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства;
11) смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов.
Таким образом, проектная документация состоит из технической документации (определяющей объем работ) и сметной части (обосновывающей стоимость работ).
Согласно части 12.2 статьи 48 ГрК РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
По результатам анализа документов, размещенных заказчиком и уполномоченным органом в единой информационной системе, Комиссия Якутского УФАС России установила, что заказчиком в единой информационной системе размещены локальная смета, описание объектов закупки, в котором имеется ведомость выполняемых работ с указанием объемов работ, дизайн-проект, ведомость основных используемых материалов.
Указания заявителей на то, что действия заказчика по невключению в состав документации об электронном аукционе проектно-сметной документации лишают участников закупки возможности сформировать предложение, опровергается фактом поступления на участие в закупке 4 заявок.
В связи с вышеизложенным доводы заявителей не нашли своего подтверждения.
Довод жалобы ООО "СтройСервис" в части ограничения возможности участия в закупке индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную форму налогообложения, не являющихся плательщиками НДС, признан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
По смыслу положений Закона о контрактной системе, государственный/муниципальный контракт заключается и исполняется по цене, предложенной победителем электронного аукциона. При этом в Законе о контрактной системе отсутствуют нормы о корректировке цены контракта в зависимости от применяемой системы налогообложения у участника закупки (победителя закупки).
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ, а также налога, уплачиваемого согласно ст. 174.1 главы 21 НК РФ.
Согласно части 5 статьи 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов по налогу на добавленную стоимость, предусмотренных Кодексом.
В иных случаях организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, исчислять налог на добавленную стоимость не должны.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, реализуют товары (работы, услуги) без учета налога на добавленную стоимость.
Следовательно, корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при осуществлении закупки, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником закупки не допускается, за исключением случая, если проект контракта не содержит положения о том, что если победитель закупки или иной участник закупки, с которым заключается контракт, применяет упрощенную систему налогообложения (УСН) или иную другую систему налогообложения, то цена контракта уменьшается на сумму НДС.
Между тем, материалами дела установлено, что проект контракта по данной закупке вышеуказанного положения не содержит.
Пунктом 2.1 проекта контракта установлено следующее: "Цена контракта составляет_______________ (____________) рублей 00 копеек".
Таким образом, с учетом положений проекта контракта и Закона о контрактной системе, контракт по данной закупке заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупки вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.
При этом, цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта, в том числе на сумму налога на добавленную стоимость.
Таким образом, если участник закупки, признанный победителем закупки, не является плательщиком НДС (в том числе находится на упрощенной системе налогообложения), то при заключении контракта при указании цены контракта вместо указания суммы НДС ставится прочерк; при оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.
Пунктом 3.2 проекта контракта установлено следующее: "Оплата производится Заказчиком безналичным расчетом за фактически выполненные работы на основании подписанных сторонами актов о приемке выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости работ и затрат по форме КС-3 и предоставления счетов, счетов-фактур на оплату в срок не более 20 календарных дней с даты подписания документов о приемке выполненных работ. Авансирование выполнения работ не предусмотрено".
Согласно статье 169 НК РФ обязанность по составлению счетов-фактур возложена налоговым законодательством на плательщиков НДС. При этом организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ (при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории РФ) (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).
Между тем, в налоговом законодательстве отсутствуют запреты на составление "нулевых" счетов-фактур для организаций, применяющих УСН, с указанием "без налога НДС".
Выставление таких счетов-фактур не приводит ни к декларированию НДС, ни к уплате налога организацией, применяющей УСН. Налоговая ответственность за оформление таких счетов-фактур НК РФ не установлена. Не появится у организации, применяющей УСН, и право на применение налоговых вычетов по НДС.
Как отмечено выше, согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку довод жалобы заявителя предполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы участника закупки, положение части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для оформления и подачи заявки на участие в закупке.
Между тем, из жалобы следует, что ООО "СтройСервис" обжалует положения муниципального контракта, которые, по мнению заявителя, нарушают права индивидуальных предпринимателей - участников закупки.
При этом само ООО "СтройСервис" индивидуальным предпринимателем не является.
Таким образом, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО "СтройСервис" действиями заказчика.
Доводы жалоб ООО "Недра Сибири", ООО "Тандем" в части установления описания объекта закупки, носящего необъективный характер, признаны обоснованными в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" (далее также - ГОСТ 18288-87) устанавливает термины и определения понятий в области лесопильного производства, обязательны для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности.
Пунктом 20 ГОСТ 18288-87 дано определение термину "Брусок": пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.
Аукционная документация содержит приложение N 1 "Ведомость основных используемых материалов" к описанию объекта закупки.
Данная ведомость содержит пункт 66, в котором указано следующее:
66 |
Брусок |
Обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 100, 125 мм, не ниже II сорта |
Вместе с тем, техническая характеристика материала "Брусок" по показателю "толщина" должна составлять до 100 мм, что не соответствует определению, установленному ГОСТ 18288-87.
Таким образом, описание объекта закупки, в частности, по вышеуказанной позициям, носит необъективный характер.
Заказчиком нарушены пункты 1, 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Между тем, на момент рассмотрения настоящего дела у Комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, что допущенное заказчиком нарушение повлияло на результаты осуществления закупки либо иным образом нарушили чьи-либо права и интересы.
Доводы жалоб ООО "СтройСервис", ООО "Новая строительная компания" в части установления завышенных требований к характеристикам товаров и материалов требования к сырью, к химическому, компонентному составу, из которого изготавливается товар и (или) химическому составу, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что ограничивает участие в закупке, признаны необоснованными в силу следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, определяющим общие правила описания объекта закупки, в том числе для проведения открытого конкурса, при составлении описания объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, описание объекта закупки должно содержать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся его технических и качественных характеристик, которые установлены в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Необходимо отметить, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, действия заказчика в части излишней детализации описания объекта закупки, а именно подробного изложения требований к используемых при выполнении работ товарам, в том числе к веществам и компонентам, из которых они состоят, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в электронном аукционе.
Между тем, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 22 "Требования к содержанию, к форме и составу заявки на участие в аукционе" части 1 "Информационная карта" аукционной документации установлено следующее:
"Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения:
конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
Указанные показатели заполняются в соответствии с Разделом "Техническое задание" документации об электронном аукционе, при этом участник закупки указывает конкретные характеристики каждого товара по пунктам технического задания, не допускается использование формулировок "не более", "не менее" и т.д., включая гарантийные сроки выполнения работ.
В случае если в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе в форме участника закупки не указаны конкретные показатели товара, предлагаемого к использованию в процессе выполнения работ, при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе такой участник не допускается аукционной комиссией к участию в электронном аукционе.
В качестве сведений о конкретных показателях предлагаемого к использованию товара, о товарном знаке (его словесном обозначении), знаке обслуживания, фирменном наименовании, патенте, полезной модели, промышленном образце, наименование страны происхождения участнику закупки рекомендуется использовать форму, предложенную в приложении к Информационной карте аукциона".
Следовательно, инструкция по заполнению заявки предписывает представлять в составе первых частей заявок конкретные показатели товаров/материалов в соответствии с разделом "Техническое задание".
Требования к товарам/материалам, которые, по мнению заявителей, являются излишними, предусмотрены приложением N 1 "Ведомость основных используемых материалов" к описанию объекта закупки аукционной документации, а не разделом "Техническое задание", следовательно, не являются обязательными к предоставлению в составе первых частей заявок и, соответственно, не ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в электронном аукционе.
Доводы заявителей не нашли своего подтверждения.
Довод жалобы ООО "Тандем" в части отсутствия в извещении о проведении электронного аукциона порядка внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, порядка предоставления обеспечения исполнения контракта, отсутствии информации о банковском сопровождении контракта признан обоснованным на основании следующего.
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
В извещении о проведении электронного аукциона N 0816300022117000101 в строке "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок" указано следующее: "Установлен в документации".
Пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Также в извещении о проведении электронного аукциона N 0816300022117000101 в строке "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта" указано следующее: "Установлен в документации".
Следовательно, извещение о проведении электронного аукциона не содержит порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, информацию о банковском сопровождении контракта.
Указание только ссылки на положения аукционной документации не является надлежащим исполнением требований статей 42 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчиком нарушены пункты 7, 8 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Между тем, на момент рассмотрения настоящего дела у Комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, что допущенное заказчиком нарушение повлияло на результаты осуществления закупки либо иным образом нарушили чьи-либо права и интересы.
Довод жалобы ООО "Новая строительная компания" в части установления срока выполнения работ, в течение которого невозможно выполнить все работы, признан необоснованным на основании следующего.
Пунктом 5.1 проекта контракта установлено следующее: "Срок выполнения (завершения) работ: начало выполнения работ - не позднее 10 дней с момента заключения муниципального контракта, в течение 60 календарных дней с момента заключения контракта".
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, заказчик устанавливает срок выполнения работ исходя из своей потребности с учетом необходимости достижения заданных результатов обеспечения муниципальных нужд..
Между тем, любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании. На это, в частности, указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе: участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Между тем, заявителем не приведены надлежащие доказательства того, что выполнить работы в установленный срок невозможно.
Факт отсутствия у заявителя возможности исполнения им обязательств по контракту на предусмотренных им условиях не является доказательством нарушения Закона о контрактной системе.
Кроме того, на участие в закупке подано 4 заявки, в том числе, в ходе рассмотрения дела представители ООО "Новая строительная компания" пояснили, что ООО "Новая строительная компания" также подавало заявку на участие в закупке, следовательно, согласилось с условиями аукционной документации, в том числе со сроком выполнения работ.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Довод жалобы ООО "Новая строительная компания" в части неправомерного отказа в допуске заявителю к участию в электронном аукционе признан обоснованным на основании следующего.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0816300022117000101-4 от 21.09.2017 года участнику закупки с номером заявки 9 (ООО "Новая строительная компания") отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующему основанию:
"В п.17 Болты с гайками и шайбами строительные показатель "Диапазон размеров" Участник указал "10,12,16,20-22". Согласно инструкции по заполнению заявок, если в Сведениях о товаре устанавливается диапазонный показатель, наименование которого указывается как "от __ до __", "___-___", то участником закупки должен быть предложен товар со значением показателя входящим в указанный диапазон.
В п.58 Плинтуса для полов показатель "Степень защиты" Участник не указал конкретное значение.
В п.76 Трубы стальные Участник указал "из стали марок БСт2кп-БСт4кп и БСт2пс-БСт4пс". Согласно инструкции по заполнению заявок, если в Сведениях о товаре устанавливается диапазонный показатель, наименование которого указывается как "от __ до __", "___-___", то участником закупки должен быть предложен товар со значением показателя входящим в указанный диапазон.
В п.77 Трубы стальные Участник указал "из стали марок БСт2кп-БСт4кп и БСт2пс-БСт4пс". Согласно инструкции по заполнению заявок, если в Сведениях о товаре устанавливается диапазонный показатель, наименование которого указывается как "от __ до __", "___-___", то участником закупки должен быть предложен товар со значением показателя входящим в указанный диапазон".
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Между тем, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 22 "Требования к содержанию, к форме и составу заявки на участие в аукционе" части 1 "Информационная карта" аукционной документации установлено следующее:
"Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения:
конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
Указанные показатели заполняются в соответствии с Разделом "Техническое задание" документации об электронном аукционе, при этом участник закупки указывает конкретные характеристики каждого товара по пунктам технического задания, не допускается использование формулировок "не более", "не менее" и т.д., включая гарантийные сроки выполнения работ.
В случае если в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе в форме участника закупки не указаны конкретные показатели товара, предлагаемого к использованию в процессе выполнения работ, при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе такой участник не допускается аукционной комиссией к участию в электронном аукционе.
В качестве сведений о конкретных показателях предлагаемого к использованию товара, о товарном знаке (его словесном обозначении), знаке обслуживания, фирменном наименовании, патенте, полезной модели, промышленном образце, наименование страны происхождения участнику закупки рекомендуется использовать форму, предложенную в приложении к Информационной карте аукциона".
Следовательно, инструкция по заполнению заявки предписывает представлять в составе первых частей заявок конкретные показатели товаров/материалов в соответствии с разделом "Техническое задание".
Между тем, пункты 17, 58, 76, 77 предусмотрены приложением N 1 "Ведомость основных используемых материалов" к описанию объекта закупки аукционной документации.
Как указывалось ранее в решении, сведения, указанные в приложении N 1 "Ведомость основных используемых материалов" к описанию объекта закупки, не являются обязательными к предоставлению в составе первых частей заявок.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика подтвердила вышеуказанное, участникам закупки необходимо представить согласие на выполнение работ на условиях аукционной документации.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
На основании вышеизложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе заявителю в допуске к участию в электронном аукционе.
Аукционной комиссией нарушена часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В ходе внеплановой проверки выявлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0816300022117000101-4 от 21.09.2017 года участнику закупки с номером заявки 7 отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующему основанию:
"В п.15 Пакля пропитанная показатель "Линейная плотность пропитанной ленты" Участник указал "1800-200 ктекс". Согласно инструкции по заполнению заявок, если в Сведениях о товаре устанавливается диапазонный показатель, наименование которого указывается как "от __ до __", "___-___", то участником закупки должен быть предложен товар со значением показателя входящим в указанный диапазон.
В п.76 Трубы стальные Участник указал "из стали марок БСт2кп-БСт4кп и БСт2пс-БСт4пс". Согласно инструкции по заполнению заявок, если в Сведениях о товаре устанавливается диапазонный показатель, наименование которого указывается как "от __ до __", "___-___", то участником закупки должен быть предложен товар со значением показателя входящим в указанный диапазон.
В п.77 Трубы стальные Участник указал "из стали марок БСт2кп-БСт4кп и БСт2пс-БСт4пс". Согласно инструкции по заполнению заявок, если в Сведениях о товаре устанавливается диапазонный показатель, наименование которого указывается как "от __ до __", "___-___", то участником закупки должен быть предложен товар со значением показателя входящим в указанный диапазон.
В п.113 Труба показатель "Номинальный наружный диаметр Участник указал "108". Согласно требованиям к основным материалам необходимо было указать показатель не менее 110.
В п.119 Выключатели автоматические показатель "Число полюсов" Участник указал "1, 2, 3, 4". Согласно требованиям к основным материалам необходимо было указать показатель "1, 2, 3" или "1, 2, 4".
В п.126 Светильник светодиодный показатель "Световой поток" Участник указал "3400". Согласно требованиям к основным материалам необходимо было указать показатель более 3400. Показатель "Потребляемая мощность" Участник указал "38". Согласно требованиям к основным материалам необходимо было указать показатель менее 38".
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0816300022117000101-4 от 21.09.2017 года участнику закупки с номером заявки 8 отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующему основанию:
"В п.3 Краски масляные земляные показатель "Расход краски на однослойное покрытие" Участник указал "55-240". Согласно инструкции по заполнению заявок, если в Сведениях о товаре устанавливается диапазонный показатель, наименование которого указывается как "от __ до __", "___-___", то участником закупки должен быть предложен товар со значением показателя входящим в указанный диапазон.
В п.7 Пластина резиновая показатель "Плотность" Участник указал "1,6-1,7", показатель "Предел прочностина разрыв" Участник указал "2,5-4,5", показатель "Твердость" Участник указал "60-80", показатель "Растяжение на разрыв" Участник указал "220-350". Согласно инструкции по заполнению заявок, если в Сведениях о товаре устанавливается диапазонный показатель, наименование которого указывается как "от __ до __", "___-___", то участником закупки должен быть предложен товар со значением показателя входящим в указанный диапазон.
Вышеуказанные однотипные ошибки допущены по многим пунктам".
Между тем, как это ранее было указано в решении, сведения, указанные в приложении N 1 "Ведомость основных используемых материалов" к описанию объекта закупки, не являются обязательными к предоставлению в составе первых частей заявок.
На основании вышеизложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе участникам закупки с номерами заявок 7, 8 в допуске к участию в электронном аукционе.
Аукционной комиссией нарушена часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" частично обоснованной. Довод в части отсутствия требования к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в извещении о проведении электронного аукциона признан обоснованным.
2. Признать жалобу ООО "Недра Сибири" частично обоснованной. Доводы в части отсутствия требования к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в извещении о проведении электронного аукциона и установления описания объекта закупки, носящего необъективный характер, признаны обоснованными.
3. Признать жалобу ООО "Новострой" необоснованной.
4. Признать жалобу ООО "Тандем" обоснованной.
5. Признать жалобу ООО "Строй-Сервис" необоснованной.
6. Признать жалобу ООО "СеверСтрой" необоснованной.
7. Признать жалобу ООО "Новая строительная компания" частично обоснованной. Довод в части неправомерного отказа в допуске заявителю к участию в электронном аукционе признан обоснованным.
8. Признать заказчика Администрацию муниципального района "Амгинский улус (район) Республики Саха (Якутия)" нарушившим пункты 1, 2 части 1 статьи 33, пункты 7, 8 статьи 42, пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
9. Признать аукционную комиссию уполномоченного учреждения Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальными закупками" муниципального района "Амгинский улус (район)" нарушившей часть 5 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
10. Выдать аукционной комиссии уполномоченного учреждения Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальными закупками" муниципального района "Амгинский улус (район)" предписание об устранении допущенных нарушений.
11. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 25 сентября 2017 г. N 06-1026/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.10.2017