Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Платоновой Э.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Тандем" (далее также - ООО "Тандем", Общество, заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Администрации муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрация МО "Верхоянский район" РС(Я), заказчик): не явились, представлено уведомление о рассмотрении дела без участия представителя,
рассмотрев жалобу ООО "Тандем" на действия заказчика Администрации МО "Верхоянский район" РС(Я) при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания МБУ ДО "Верхоянская ДЮСШ" (изв. N 0116300039617000039), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Тандем".
Из текста жалобы заявителя следует, что в позиции 47 заказчик установил требование: "Бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 100, 125 мм, II сорта". Однако, в соответствии с ГОСТ 18288-87 брусок - это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.
В позиции 48 заказчик установил требование: "Доски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 44 мм и более, II сорта". Однако согласно ГОСТ 18288-87, доска - это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины".
В позиции 49 "Доски необрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, все ширины, толщиной 32-40 мм, III сорта". Неизвестно какие все ширины необходимы заказчику, что не дает возможность участвовать в данном аукционе.
Установлены сроки начала и окончания работ: начало - в течение 5 дней с момента заключения муниципального контракта, окончание - не позднее 28.09.2017 года.
Установленные сроки ограничивают количество участников.
В информационной карте заказчиком установлен идентификационный код закупки 173140900480014090100100100004120243.
В извещении о проведении электронного аукциона указан иной идентификационный код закупки 173140900480014090100100100124120243".
Данный идентификационный код закупки не соответствует указанному в документации и по сути является разночтением документации и извещения электронного аукциона, что вводит участников закупки в заблуждение, а также является нарушением Закона о контрактной системе, в котором указано, что информация, указанная в извещении, должна соответствовать информации, указанной в документации электронного аукциона.
Аналогичная ситуация и в части 4 "Проект контракта".
В извещении установлены ограничения (закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций), но не установлены преимущества. Согласно Закону о контрактной системе если закупка проводится среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, то это также является преимуществом.
Из письменного пояснения заказчика следует, что установленные требования относительно описания объекта закупки указаны согласно расчету начальной (максимальной) цены контракта.
Относительно срока выполнения работ поясняют, что работы должны быть завершены в сжатые сроки в связи с погодными условиями.
Относительно разночтений указаний идентификационного кода закупки заказчиком допущена ошибка, не приведшая к нарушению интересов участников закупки.
В информационной карте аукционной документации установлено ограничение: к участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, что не ввело участников закупки в заблуждение и не привело к нарушению при определении подрядчика.
В связи с физическим износом носителя ЭЦП протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не был размещен в срок, на участие в закупке подано 2 заявки, решением Единой комиссии обе заявки признаны соответствующими требованиям аукционной документации, допущены к участию в электронном аукционе.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 30.08.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 034 599,83 руб.
4) на момент рассмотрения жалобы по существу протокол рассмотрения первых частей заявок не размещен в ЕИС.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу заявителя частично обоснованной на основании следующего.
Довод жалобы в части установления описания объекта закупки, носящего необъективный характер, признан обоснованным на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" (далее также - ГОСТ 18288-87) устанавливает термины и определения понятий в области лесопильного производства, обязательны для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности.
Пунктом 20 ГОСТ 18288-87 дано определение термину "Брусок": пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.
Аукционная документация содержит приложение N 2 "Ведомость основных применяемых материалов" к описанию объекта закупки.
Позицией 47 установлено следующее: "Бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 100, 125 мм, II сорта".
Вместе с тем, техническая характеристика материала "Брусок" по показателю "толщина" должна составлять до 100 мм, что не соответствует определению, установленному ГОСТ 18288-87.
Таким образом, описание объекта закупки, в частности, по вышеуказанным позициям, носит необъективный характер.
Заказчиком нарушены пункты 1, 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы в части того, что из аукционной документации неясно какие параметры ширины по позиции 49 необходимы заказчику, что не дает возможность подачи заявки на участие в электронном аукционе, признан необоснованным на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Аукционная документация содержит приложение N 2 "Ведомость основных применяемых материалов" к описанию объекта закупки.
Позицией 49 установлено следующее: "Доски необрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, все ширины, толщиной 32-40 мм, III сорта".
Между тем, из вышеуказанного следует, что в данном случае подойдут доски с любым значением технической характеристики "Ширина".
Из письменного пояснения заказчика следует, что на участие в закупке подано 2 заявки.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Кроме того, относительно данного довода заявителя Комиссия отмечает, что в данном случае фактически имеет место быть запрос на разъяснение положений конкурсной документации. Заявитель в своей жалобе не указывает на нарушение Закона о контрактной системе.
Довод жалобы в части установления сжатого срока выполнения работ признан обоснованным на основании следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Пунктами 1.6, 1.7 проекта контракта установлено следующее:
"1.6. Подрядчик обязуется выполнить Работы по Контракту в полном объеме в срок до "28" сентября 2017 г.
1.7. Подрядчик приступает к выполнению Работ в течение 5 (пяти) календарных дней со дня заключения Контракта".
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В извещении о проведении электронного аукциона в строке "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг" указано следующее: работы должны быть выполнены до 28.09.2017 г.
Между тем, извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 30.08.2017 года.
Извещением о проведении электронного аукциона установлено следующее:
Дата и время окончания подачи заявок - 15.09.2017 18:00.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 18.09.2017 года.
Дата проведения аукциона в электронной форме - 21.09.2017 года.
В соответствии с частью 5 статьи 69 Закона о контрактной системе общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.
Согласно части 9 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
Следовательно, исходя из сроков, установленных Законом о контрактной системе для выполнения действий, предусмотренных процедурой проведения электронного аукциона, контракт по результатам данной закупки может быть заключен не ранее 01.10.2017 года.
Таким образом, срок выполнения работ установлен без учета длительности срока заключения контракта, предусмотренного Законом о контрактной системе.
Заказчиком нарушены часть 1 статьи 34, пункт 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы в части наличия разночтений в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации относительно идентификационного кода закупки признан обоснованным на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В извещении о проведении электронного аукциона установлен идентификационный код закупки 173140900480014090100100100124120243.
Пункт 5 раздела 1 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА" части 1 "Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки" аукционной документации и проект контракта устанавливают следующий идентификационный код закупки: 173140900480014090100100100004120243.
Следовательно, извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация, в том числе проект контракта содержат противоречивые сведения относительно идентификационного кода закупки.
Заказчиком нарушены часть 1 статьи 23, части 1, 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы в части неуказания в извещении о проведении электронного аукциона преимуществ, предоставляемых субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям, признан необоснованным на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В извещении о проведении электронного аукциона в строке "Ограничения и запреты" установлено следующее:
"1 Закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций
Дополнительная информация к ограничению отсутствует".
Из смысла положений статьи 30 Закона о контрактной системе следует, что устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Извещение о проведении электронного аукциона содержит соответствующую информацию. В данном случае Комиссия не усматривает нарушение Закона о контрактной системе.
Кроме того, заявителем не указывается какая норма Закона о контрактной системе нарушена, а также отсутствует указание в части нарушения прав и законных интересов заявителя.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Жалоба подлежит признанию частично обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее.
1. Пунктом 5.7 проекта контракта установлено следующее:
"Заложенные денежные средства возвращаются Подрядчику в полном объёме (либо в части, оставшейся после удовлетворения требований Заказчика, а также в случае замены обеспечительного платежа на банковскую гарантию) в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента подписания Сторонами документов, подтверждающих надлежащее исполнение Подрядчиком своих обязательств по Контракту".
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Статьей 334 ГК РФ установлено, что в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества (предмета залога) преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит заложенное имущество (залогодателя).
При этом, согласно части 1 статьи 336 ГК РФ предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, за исключением имущества, на которое не допускается обращение взыскания, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом.
Вместе с тем, внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта в виде залога частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе не предусмотрено.
Таким образом, заказчиком нарушено требование части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.
В соответствии с частью 7 статьи 67 Закона о контрактной системе указанный в части 6 настоящей статьи протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Извещением о проведении электронного аукциона установлено следующее: дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 18.09.2017 года.
Между тем, на момент рассмотрения дела протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не размещен.
Из письменного пояснения заказчика следует, что в связи с физическим износом носителя ЭЦП протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не был размещен в срок, на участие в закупке подано 2 заявки, решением Единой комиссии обе заявки признаны соответствующими требованиям аукционной документации, допущены к участию в электронном аукционе.
Таким образом, заказчиком нарушена часть 7 статьи 67 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Тандем" частично обоснованной. Доводы в части установления описания объекта закупки, носящего необъективный характер, установления сжатого срока выполнения работ и наличия разночтений в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации относительно идентификационного кода закупки признаны обоснованными.
2. Признать заказчика Администрацию муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия) нарушившим часть 1 статьи 23, пункты 1, 2 части 1 статьи 33, часть 1 статьи 34, пункт 2 статьи 42, пункт 1 части 1, часть 4 статьи 64, часть 7 статьи 67, часть 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Администрации муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: В.А. Данилова
Э.Ю. Платонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 22 сентября 2017 г. N 06-1009/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.10.2017