Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Витязь 2011" (далее также - ООО "Витязь 2011", Общество, заявитель): Горохов А.А/ (представитель по доверенности),
от заказчика государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Школа высшего спортивного мастерства" (далее также - заказчик, ГБУ РС(Я) "ШВСМ"): Егорова А.С., Ксенофонтов Е.Н. (представители по доверенностям),
от конкурсной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - конкурсная комиссия, уполномоченный орган, Госкомзакупок РС(Я)): Нанова Т.А. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Витязь 2011" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по четырехразовому горячему питанию спортсменов (изв. N 0116200007917008005), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Витязь 2011" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по четырехразовому горячему питанию спортсменов (изв. N 0116200007917008005).
Из жалобы ООО "Витязь 2011" следует, что заявителем обжалуются действия конкурсной комиссии уполномоченного органа по признанию конкурсной заявки заявителя не соответствующей требованиям конкурсной документации на основании внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе третьим лицом.
В поле "назначение платежа", представленного ООО "Витязь 2011" платежного поручения, указано, что перечисленные денежные средства являются обеспечением заявки на участие в конкурсе за ООО "Витязь 2011".
Перечисленные денежные средства принадлежали ООО "Витязь 2011" на основании договора займа N 1-17 от 27.08.2017 г., заключенного между обществом с ограниченной ответственностью Юридическая компания "Логограф" (далее также - ООО ЮК "Логограф") и ООО "Витязь 2011", в соответствии с которым ООО ЮК "Логограф" представило Обществу заем в размере 119 680,00 руб. путем перечисления денежных средств на счет заказчика в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием за ООО "Витязь 2011".
Указанные денежные средства являлись собственностью ООО "Витязь 2011" с момента заключения договора займа, при этом поступили они на счет заказчика до истечения срока окончания подачи заявок.
Просят признать жалобу обоснованной, выдать конкурсной комиссии уполномоченного органа предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель уполномоченного органа с жалобой не согласилась и пояснила следующее.
Участником закупки ООО "Витязь 2011" в составе заявки представлена копия платежного поручения N 19 от 28.08.2017 г. на сумму 119 680,00 руб., в котором плательщиком указан ООО ЮК "Логограф", в поле "Назначение платежа" указано: "Обеспечение заявки на участие в конкурсе N 0116200007917008005 за участника ООО "Витязь 2011" без НДС".
Представленная копия платежного поручения не принята аукционной комиссией уполномоченного органа в качестве документа, подтверждающего внесение участником закупки обеспечения заявки на участие в конкурсе на основании частей 1, 6 и 13 статьи 44 и части 8 статьи 54 Закона о контрактной системе.
Указывает, что из вышеизложенных норм Закона о контрактной системе следует, что обеспечение заявки вносится непосредственно участником закупки и возвращается ему же.
Просит признать жалобу необоснованной.
Представители заказчика пояснили, что ГБУ РС(Я) "ШВСМ" сотрудничает с ООО "Витязь 2011" продолжительное время, нареканий в адрес Общества у заказчика не было, указывают, что заказчику необходимо заключить государственный контракт в кратчайшие сроки.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки и конкурсная документация размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 16.08.2017 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - конкурс с ограниченным участием;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 11 968 00,00 руб.;
4) на участие в конкурсе с ограниченным участием поступила 1 заявка;
5) по итогам предквалификационного отбора единственная заявка, поступившая на участие в закупке, признана соответствующей дополнительным и единым требованиям;
6) рассмотрев единственную заявку на участие в конкурсе с ограниченным участием, конкурсная комиссия уполномоченного органа признала указанную заявку не соответствующей требованиям извещения о проведении конкурса с ограниченным участием/конкурсной документации. По основанию, предусмотренному частью 6 статьи 53 Закона о контрактной системе, закупка признана не состоявшейся.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Витязь 2011" необоснованной по следующим основаниям.
Из жалобы следует, что заявителем обжалуются действия конкурсной комиссии уполномоченного органа по признанию конкурсной заявки ООО "Витязь 2011" не соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки/конкурсной документации.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием N ПРЕ1 от 15.09.2017 г., заявка ООО "Витязь 2011" отклонена по следующему основанию: "Заявка не соответствует требованиям извещения\документации. На основании ч.3 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ заявка отклоняется в связи с несоответствием требованиям к участнику конкурса, указанным в подразделе 3 раздела 2 части 1 документации об открытом конкурсе, обеспечение заявки внесено не от имени участника закупки".
Согласно части 1 статьи 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок.
Материалами дела установлено, что в пункте 22 "Размер обеспечения заявки на участие в конкурсе" извещения N 0116200007917008005 о проведении открытого конкурса на конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по четырехразовому горячему питанию спортсменов указано, что размер обеспечения заявок на участие в конкурсе составляет 119 680,00 руб.
Согласно части 6 статьи 56 Закона о контрактной системе, помимо документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием должна содержать информацию, предусмотренную частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник конкурса подает в письменной форме заявку на участие в конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона).
Подпунктом "м" пункта 1 подраздела 3 "Требования к составу заявки на участие в конкурсе" раздела 2 "Требования к содержанию заявки на участие в конкурсе" части 1 "Информационная карта, Требования к содержанию заявки на участие в открытом конкурсе" конкурсной документации установлено аналогичное требование.
Материалами дела установлено, что в платежном поручении N 19 от 28.08.2017 г. в качестве плательщика значится общество с ограниченной ответственностью Юридическая компания "Логограф", в поле "Назначение платежа" указано: "Обеспечение заявки на участие в конкурсе N 0116200007917008005 за ООО "Витязь 2011" без НДС".
Требования и порядок предоставления обеспечения заявки на участие в закупках (конкурса и аукциона) установлены положениями статьи 44 Закона о контрактной системе.
Как отмечено выше, частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 44 Закона о контрактной системе денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), возвращаются на счет участника закупки при проведении конкурса и закрытого аукциона в течение не более чем пяти рабочих дней.
Согласно части 13 статьи 44 Закона о контрактной системе возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется, а в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии, в следующих случаях:
1) уклонение или отказ участника закупки заключить контракт;
2) непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных настоящим Федеральным законом, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 8 статьи 54 Закона о контрактной системе денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, возвращаются победителю конкурса в сроки, предусмотренные частью 6 статьи 44 настоящего Федерального закона
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В силу частей 1, 3 статьи 313 ГК РФ кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом, если исполнение обязательства возложено должником на указанное третье лицо.
Кредитор не обязан принимать исполнение, предложенное за должника третьим лицом, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично.
Из смысла положений Закона о контрактной системе во взаимосвязи с нормой Гражданского кодекса РФ и положениями конкурсной документации следует, что внесение денежных средств, в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, осуществляется лично участником закупки.
Таким образом, осуществление действий по внесению денежных средств в качестве обеспечения исполнения заявки на участие в открытом конкурсе иными/третьими лицами Законом о контрактной системе не предусмотрено, как и возврат обеспечения заявки такому лицу.
Следовательно, условие, установленное в части 1 статьи 44 Закона о контрактной системе, исключает возможность применения положения части 1 статьи 313 ГК РФ.
Кроме того, положениями извещения о проведении конкурса с ограниченным участием N 0116200007917008005 и конкурсной документации не предусмотрена возможность внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе иными/третьими лицами за участников закупки.
Таким образом, фактическая оплата обеспечения заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием иным лицом за участника закупки не может являться основанием для допуска такого участника к участию в конкурсе, поскольку рассматриваемое требование прямо установлено в законе и конкурсной документации, и подлежит исполнению участником конкурса.
Заявителем в обоснование правомерности своей позиции представлен договор целевого займа N 1-17 от 27.08.2017 г., заключенный между ООО "Витязь 2011" и ООО ЮК "Логограф".
Проанализировав вышеуказанный документ, Комиссия антимонопольного органа приходит к следующему мнению.
Участник закупки, подавший на участие в конкурсе заявку и внесший обеспечение заявки самостоятельно, не заинтересован в отзыве распоряжения о перечислении денежных средств, поскольку заинтересован в том, чтобы участвовать в конкурсе (аукционе) и победить в нем. Однако у лица, которое не является участником закупки, такой интерес отсутствует, а в связи с этим отсутствуют какие-либо факторы, ограничивающие его от возможности отзыва распоряжения о перечислении денежных средств со своего счета в обеспечение заявки другого лица - участника закупки в том случае, если он в процессе хозяйственных отношений с этим лицом посчитал необходимым вернуть принадлежащие ему денежные средства (например, если установил факт ненадлежащего исполнения этим лицом условий договора), либо по иным причинам решил произвести возврат денежных средств. При этом, заказчик, учитывая, что указанное лицо не является участником закупки, будет обязан произвести возврат денежных средств в силу отсутствия правовых оснований на их удержание.
В связи с этим законодателем четко определен перечень лиц, имеющих право вносить обеспечение заявки на участие в конкурсе, и этот перечень ограничен участником закупки и банком, соответствующим требованиям, установленным Законом о контрактной системе.
Также необходимо отметить, что внесение обеспечения заявки на участие в закупке является мерой персональной материальной ответственности участника закупки при неисполнении им предусмотренных обязанностей, в частности при уклонении или отказе участника закупки при процедуре заключения контракта, при этом, как уже отмечалось Законом о контрактной системе, оснований для удержания денежных средств, внесенных третьим лицом, в случае нарушения обязанностей участником закупки не предусмотрено.
Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что у аукционной комиссии уполномоченного органа отсутствовала объективная возможность установить наличие гражданско-правовых отношений между ООО "Витязь 2011" и ООО ЮК "Логограф", в части принятого на себя ООО ЮК "Логограф" обязательства о предоставлении обеспечения заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием за участника закупки ООО "Витязь 2011", ввиду отсутствия в составе конкурсной заявки ООО "Витязь 2011" вышеупомянутого договора целевого займа.
Вместе с тем, заказчик и закупочная комиссия не обязаны устанавливать природу правоотношений между участником закупки и его контрагентом, перечислившим за участника закупки денежные средства в обеспечение заявки на участие в конкурсе.
Таким образом, в силу вышеизложенного, в данном случае фактическое внесение обеспечения заявки иным/третьим лицом за участника конкурса не может являться надлежащим исполнением обязанности участника закупки по внесению обеспечения заявки в установленном Законом о контрактной системе порядке.
При этом факт поступления на счет заказчика денежных средств не от ООО "Витязь 2011", а от иного лица, не являющегося участником конкурса с ограниченным участием, не имеет правового значения для рассмотрения жалобы.
Частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе, регулирующей порядок рассмотрения и оценки заявок на участие конкурсах, установлено, что конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
На основании вышеуказанного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что конкурсной комиссией уполномоченного органа правомерно принято решение об отклонении заявки участника закупки ООО "Витязь 2011" на основании отсутствия документов, подтверждающих внесение обеспечения заявки непосредственно самим участником закупки.
Довод жалобы ООО "Витязь 2011" признается необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "Витязь 2011" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по четырехразовому горячему питанию спортсменов (изв. N 0116200007917008005) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Осипова Я.Д.
Члены комиссии: Мохначевская М.Н.
Данилова В.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 28 сентября 2017 г. N 06-1043/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2017