Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Платоновой Э.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Тандем" (далее - ООО "Тандем", заявитель): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились,
от заказчика федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Невер - Якутск Федерального дорожного агентства" (далее - заказчик, ФКУ Упрдор "Лена"): о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились, представлены ходатайство о рассмотрении жалоб в отсутствие представителей заказчика, письменные пояснения,
рассмотрев жалобы ООО "Тандем" на действия заказчика ФКУ Упрдор "Лена" при проведении электронного аукциона на ремонт моста через реку Б.Хатыми на км 474+867 автомобильной дороги А - 360 "Лена" Невер - Якутск (изв. N 0316100007217000065), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "Тандем" (вх. NN 9130э от 22.09.2017 г., 9151э от 25.09.2017 г.) на действия заказчика ФКУ Упрдор "Лена" при проведении электронного аукциона на ремонт моста через реку Б.Хатыми на км 474+867 автомобильной дороги А - 360 "Лена" Невер - Якутск (изв. N 0316100007217000065).
В ходе рассмотрения дела доводы жалоб ООО "Тандем" были оглашены в полном объеме.
Из жалобы вх. N 9130э от 22.09.2017 г. следует, что заявителем обжалуется следующее:
1. Указание в Описании объекта закупки наименования страны происхождения товара, используемого при выполнении работ.
2. Установленное заказчиком в Описании объекта закупки обозначение марки бетона по морозостойкости не соответствует обозначениям, установленным в ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия".
3. Заказчиком в Описании объекта закупки установлены избыточные требования к используемым при выполнении работ товарам, в части излишне детализированных требований к свойствам товаров, которые становятся известными при проведении определенных испытаний.
Из жалобы вх. N 9151э от 25.09.2017 г. следует, что заявителем обжалуется следующее.
1. Положения договора залога, включенного в документацию об электронном аукционе. По мнению заявителя денежные средства не могут быть предметом залога.
2. Заказчиком в Описании объекта закупки установлены избыточные требования к используемым при выполнении работ товарам, в части излишне детализированных требований к свойствам товаров, которые становятся известными при проведении определенных испытаний.
3. Неуказание заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона порядка предоставления обеспечения исполнения контракта, требований к обеспечению, информации о банковском сопровождении контракта.
4. Указание в Описании объекта закупки по позиции 8 "Камень для укрепления" размеров, по которым не представляется возможным определить требуемые заказчику параметры (ширина/длина/высота).
Просят признать жалобы обоснованными, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Из письменных пояснений заказчика следует, что ФКУ Упрдор "Лена" с жалобами ООО "Тандем" не согласен по следующим основаниям.
1. Участники закупки могли указать любую страну происхождения используемого товара, указание в Описании объекта закупки наименования страны происхождения товара является предположительным и не носит обязательного характера.
2. Участникам рассматриваемой закупки не требуется указывать в своих заявках показатели товара, которые становятся известными после проведения определенных испытаний, сведения о химическом составе таких товаров и их компонентах. Достаточно указать, что используемые товары будут соответствовать указанным заказчиком ГОСТам, СТО производителя и/или иной нормативной документации.
3. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе обеспечение исполнения контракта может предоставляться денежными средствами. При этом Гражданский кодекс Российской Федерации (далее также - ГК РФ) определяет деньги как один из видов имущества. Следовательно, денежные средства могут быть предметом залога.
4. Условия предоставления обеспечения исполнения контракта указаны в аукционной документации, размещенной в единой информационной системе (далее также - ЕИС) и доступной для всеобщего ознакомления.
Просят признать жалобы ООО "Тандем" необоснованными.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в материалах дела документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" - 14.07.2017 г., изменения извещения о проведении закупки N ИИ2, ИИ3, ИИ4 - 14.07.2017 г., 25.07.2017 г. и 07.09.2017 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 47 193 768,00 руб.;
4) на участие в электронном аукционе подано 2 заявки;
5) по итогам рассмотрения первых частей заявок участник закупки с номером заявки 3 допущен к участию в электронном аукционе, участнику закупки с номерами заявки 4 - отказано в допуске к участию в электронном аукционе;
6) по результатам рассмотрения заявки единственного участника закупки, признанного участником электронного аукциона, аукционной комиссией принято решение о признании указанной заявки соответствующей требованиям аукционной документации;
7) по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе, электронный аукцион признан не состоявшимся.
8) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Тандем" (вх. N 9130э от 22.09.2017 г.) необоснованной, жалобу ООО "Тандем" (вх. N 9151э от 25.09.2017 г.) частично обоснованной по следующим основаниям.
1. Из жалобы вх. N 9130э от 22.09.2017 г. следует, что заявителем обжалуется указание в Описании объекта закупки наименования страны происхождения товара, используемого при выполнении работ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки, должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Материалами дела установлено, что в приложении N 4 "Инструкция по заполнению сведений о конкретных показателях используемого товара" аукционной документации установлены следующие требования к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ:
Наименование товара, используемого при производстве работ |
Требования к товару, используемому при производстве работ |
1 |
2 |
1. 1. Эмако S 55 или "эквивалент" |
Требования к товару (материалу) для иньецирования трещин опор 1) 1) Максимальная крупность заполнителя, мм не более 2,5 2) 2) Подвижность растворной смеси, (расплыв конуса) мм 270-300 3) Прочность на сжатие через 24 часа, Мпа, не ниже 40,0 4) Прочность на сжатие через 28 суток, Мпа, не ниже 70,0 5) Прочность на растяжение при изгибе через 24 часа, Мпа, не ниже 6,0 6) прочность на растяжении при изгибе через 28 суток, Мпа, не ниже 8,0 7) Марка по водонепроницаемости, не менее W 16 Наименование страны происхождения товара: Российская Федерация (Показатели носят допустимый характер, чтобы участник мог предложить эквивалентный товар (в данном случае допускается использовать слова "не более", "не ниже" и т.п.), либо согласиться с предложением заказчика). |
2. Эмако S 88 С или "эквивалент" |
Требования к товару (материалу) для восстановления поверхностей опор 1) Максимальная крупность заполнителя, мм не более 3,0 2) Фибронаполнитель полимерный 3) Подвижность растворной смеси, (расплыв конуса) мм 150 - 180 4) Прочность на сжатие через 24 часа, Мпа, не ниже 28,0 5) Прочность на сжатие через 28 суток, Мпа, не ниже 60,0 6) Прочность на растяжение при изгибе через 24 часа, Мпа, не ниже 5,0 7) Прочность на растяжении при изгибе через 28 суток, Мпа, не ниже 8,0 8) Марка по водонепроницаемости, не менее W 16 9) Объем вовлеченного воздуха ,% 3-6 Наименование страны происхождения товара: Российская Федерация (Показатели носят допустимый характер, чтобы участник мог предложить эквивалентный товар (в данном случае допускается использовать слова "не более", "не ниже" и т.п.), либо согласиться с предложением заказчика). |
3. Бетон В25W6 F300 |
Требования к товару (материалу) для заполнения оснований барьерного ограждения 1) Класс по прочности на сжатие В 25 2) Марка по морозостойкости F 300 3) Марка по водонепроницаемости W 6 4) Крупный заполнитель - щебень по ГОСТ 8267 и ГОСТ 26633 5) Содержание отдельных фракций крупного заполнителя в бетоне должно соответствовать ГОСТ 26633-2015 6) Мелкий заполнитель - песок по ГОСТ 8736 7) Вода должна соответствовать ГОСТ 23732 8)Цемент по ГОСТ Р 55224-2012 9) Минимальная марка щебня по морозостойкости не менее F 300 |
4. Бетон В20W8 F300 |
Требования к товару (материалу) для ремонта опор 1) Класс по прочности на сжатие В 20 2) Марка по морозостойкости F 300 3) Марка по водонепроницаемости W 8 4) Крупный заполнитель - щебень по ГОСТ 8267 и ГОСТ 26633 5) Содержание отдельных фракций крупного заполнителя в бетоне должно соответствовать ГОСТ 26633-2015 6) Мелкий заполнитель - песок по ГОСТ 8736 7) Вода должна соответствовать ГОСТ 23732 8)Цемент по ГОСТ Р 55224-2012 9) Подбор цементобетона согласно СП 46.13330.2012 10) Минимальная марка щебня по морозостойкости не менее F 300 |
5 Бетон В 35 F 30 W 6 |
Требования к товару (материалу) для объединения балок пролетного строения 1) Класс по прочности на сжатие В 35 2) Марка по морозостойкости F 300 3) Марка по водонепроницаемости W6 4) Введение комплексных добавок для обеспечения морозостойкости обязательно 5) Крупный заполнитель - щебень по ГОСТ 8267 и ГОСТ 26633 6)Содержание отдельных фракций крупного заполнителя в бетоне должно соответствовать ГОСТ 26633-2015 7) Мелкий заполнитель - песок по ГОСТ 8736 8) Глина в комках в крупном и мелком заполнителях не допускается 9) Вода должна соответствовать ГОСТ 23732 10)Цемент по ГОСТ Р 55224-2012 11)Подбор цементобетона согласно СП 46.13330.2012 |
6 Бетон В 30 F 30 W 8 |
Требования к товару (материалу) для выравнивающего слоя пролетного строения 1) Класс по прочности на сжатие В 30 2) Марка по морозостойкости F 300 3) Марка по водонепроницаемости W8 4) Введение комплексных добавок для обеспечения морозостойкости обязательно 5) Крупный заполнитель - щебень по ГОСТ 8267 и ГОСТ 26633 6) Максимальный размер щебня , мм не более 40 7) Содержание отдельных фракций крупного заполнителя в бетоне должно соответствовать ГОСТ 26633-2015 8) Мелкий заполнитель - песок по ГОСТ 8736 9) Глина в комках в крупном и мелком заполнителях не допускается 10) Вода должна соответствовать ГОСТ 23732 11)Цемент по ГОСТ Р 55224-2012 12)Подбор цементобетона согласно СП 46.13330.2012 |
7. Габионные сетчатые изделия (ГСИ), матрасы "Рено" или эквивалент
|
Требования к материалам для изготовления габионов 1) Диаметр проволоки сетки не менее 2,7 мм не более 2,7 мм (0,061) или 3,0 мм (0,071) 2) Диаметр проволоки кромки не менее 3,0 не более 3,9 мм (0,071) 3) Диаметр проволоки обвязки и стяжки не менее 2,2 мм не более 2,4 мм (0,061) 4) Материал проволоки: низкоуглеродистая катанка из стали, которая должна соответствовать ГОСТ 380-2005. 5) Проволока должна иметь покрытие из сплава цинка с алюминием и мишметаллом; 6) Временное сопротивление проволоки разрыву, кгс/мм не менее 35 - до 50 7) Тип ячейки 8х10 8) Средний размер ячейки 80 мм Наименование страны происхождения товара: Российская Федерация |
8. Камень для заполнителя ГСИ |
Требования к товару (материалу) для заполнителя ГСИ: 1) Размер камня максимальный - не более 150 мм 2) Марка камня по морозостойкости, не ниже для изверженных пород F 100 и(или) для метаморфических и(или) осадочных пород F 50 3) Минимальная прочность на сжатие камня: из изверженных пород, Мпа, не ниже - 90 и(или) из метаморфических пород, Мпа, не ниже -60 и(или) из осадочных пород, Мпа, не ниже -50 4) Устойчивость структуры камня против распада, не более 5-10% |
8. Камень для укрепления откосов |
Требования к товару (материалу) для укрепления откосов 1. 1) Размер камня: 150 - 200 мм |
Также в приложении N 4 "Инструкция по заполнению сведений о конкретных показателях используемого товара" аукционной документации указано следующее: "Наименование страны происхождения указано в соответствии со ст. 66 Федерального закона 44-ФЗ и носит информативный характер. Имеющиеся в проектной документации (приложение N6 документации) указания на наименование производителя и места происхождения товара носят информативный характер и не являются обязательными для участников аукциона, также информация в проектной документации не является основанием для заполнения первой части заявки участника на участие в аукционе".
Таким образом, указание заказчиком в позиции 7 "Габионные сетчатые изделия (ГСИ), матрасы "Рено" или эквивалент" приложения N 4 наименования страны происхождения "Российская Федерация" не является безусловным и предоставляет возможность участникам закупки предложить для использования при выполнении работ товар, произведенный в иных странах.
При изложенных обстоятельствах первый довод жалобы ОО "Тандем" вх. N 9130э от 22.09.2017 г. не находит подтверждения и признается необоснованным.
2. По мнению заявителя установленное заказчиком в Описании объекта закупки обозначение марки бетона по морозостойкости не соответствует обозначениям, установленным в ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правило об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как указано выше, требования к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, установлены в приложении N 4 к аукционной документации.
По используемым при выполнении работ бетонам заказчиком установлены следующие требования:
3. Бетон В25W6 F300 |
Требования к товару (материалу) для заполнения оснований барьерного ограждения 1) Класс по прочности на сжатие В 25 2) Марка по морозостойкости F 300 3) Марка по водонепроницаемости W 6 4) Крупный заполнитель - щебень по ГОСТ 8267 и ГОСТ 26633 5) Содержание отдельных фракций крупного заполнителя в бетоне должно соответствовать ГОСТ 26633-2015 6) Мелкий заполнитель - песок по ГОСТ 8736 7) Вода должна соответствовать ГОСТ 23732 8)Цемент по ГОСТ Р 55224-2012 9) Минимальная марка щебня по морозостойкости не менее F 300 |
4. Бетон В20W8 F300 |
Требования к товару (материалу) для ремонта опор 1) Класс по прочности на сжатие В 20 2) Марка по морозостойкости F 300 3) Марка по водонепроницаемости W 8 4) Крупный заполнитель - щебень по ГОСТ 8267 и ГОСТ 26633 5) Содержание отдельных фракций крупного заполнителя в бетоне должно соответствовать ГОСТ 26633-2015 6) Мелкий заполнитель - песок по ГОСТ 8736 7) Вода должна соответствовать ГОСТ 23732 8)Цемент по ГОСТ Р 55224-2012 9) Подбор цементобетона согласно СП 46.13330.2012 10) Минимальная марка щебня по морозостойкости не менее F 300 |
5 Бетон В 35 F 30 W 6 |
Требования к товару (материалу) для объединения балок пролетного строения 1) Класс по прочности на сжатие В 35 2) Марка по морозостойкости F 300 3) Марка по водонепроницаемости W6 4) Введение комплексных добавок для обеспечения морозостойкости обязательно 5) Крупный заполнитель - щебень по ГОСТ 8267 и ГОСТ 26633 6)Содержание отдельных фракций крупного заполнителя в бетоне должно соответствовать ГОСТ 26633-2015 7) Мелкий заполнитель - песок по ГОСТ 8736 8) Глина в комках в крупном и мелком заполнителях не допускается 9) Вода должна соответствовать ГОСТ 23732 10)Цемент по ГОСТ Р 55224-2012 11)Подбор цементобетона согласно СП 46.13330.2012 |
6 Бетон В 30 F 30 W 8 |
Требования к товару (материалу) для выравнивающего слоя пролетного строения 1) Класс по прочности на сжатие В 30 2) Марка по морозостойкости F 300 3) Марка по водонепроницаемости W8 4) Введение комплексных добавок для обеспечения морозостойкости обязательно 5) Крупный заполнитель - щебень по ГОСТ 8267 и ГОСТ 26633 6) Максимальный размер щебня , мм не более 40 7) Содержание отдельных фракций крупного заполнителя в бетоне должно соответствовать ГОСТ 26633-2015 8) Мелкий заполнитель - песок по ГОСТ 8736 9) Глина в комках в крупном и мелком заполнителях не допускается 10) Вода должна соответствовать ГОСТ 23732 11)Цемент по ГОСТ Р 55224-2012 12)Подбор цементобетона согласно СП 46.13330.2012 |
Заявитель, в обоснование своего довода, ссылается на положения ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия".
Положениями указанного стандарта определены базовые и ускоренные методы определения морозостойкости бетонов, каждый из которых, в свою очередь, предусматривают два метода.
Согласно пунктам 3.4-3.5 ГОСТ 26633-2015 3.4 марка бетона по морозостойкости F1 - это марка по морозостойкости бетона, испытанного в водонасыщенном состоянии, кроме бетонов дорожных и аэродромных покрытий, а также бетонов, эксплуатируемых при воздействии минерализованной воды, а марка бетона по морозостойкости F2 - это марка по морозостойкости бетона дорожных и аэродромных покрытий и бетона, эксплуатируемого при воздействии минерализованной воды, и определенная при испытании образцов, насыщенных 5%-ным водным раствором хлорида натрия.
Таким образом, маркировка бетонов зависит от того, по какому методу и при каких условиях проведено испытание морозостойкости бетона.
Материалами дела установлено, что помимо требований к морозостойкости заказчиком установлен ряд иных характеристик используемых бетонов - к классу по прочности, к марке по водонепроницаемости, к составу бетонов.
Частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе, определяющей порядок рассмотрения жалоб, установлено, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Из системной взаимосвязи положений части 3 статьи 66, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что обжалованию участниками закупки подлежат такие положения документации об электронном аукционе, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, вследствие невозможности предоставления такими участниками закупок требуемых заказчику и установленных им характеристик предлагаемого товара/работы/услуги.
Частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из смысла вышеизложенной нормы следует, что обязанность доказывания довод жалобы возлагается на заявителя жалобы.
ООО "Тандем" не представило в материалы дела доказательств того, что включенное заказчиком в Описание объекта закупки (приложение N 4 "Инструкция по заполнению сведений о конкретных показателях используемого товара") обозначение показателя морозостойкости бетона "F" каким-либо образом ограничило количество участников рассматриваемой закупки, либо помешало участникам закупки сформировать предложение относительно товаров, используемых при выполнении работ.
Также заявитель не представил доказательств относительно того, что указанное заказчиком обозначение противоречит иным характеристикам, установленным заказчиком по бетонам, что привело бы к невозможности составления первой части заявки на участие в электронном аукционе.
При изложенных обстоятельствах второй довод жалобы ОО "Тандем" вх. N 9130э от 22.09.2017 г. не находит подтверждения и признается необоснованным.
3. ООО "Тандем" указывает на то, что заказчиком в Описании объекта закупки установлены избыточные требования к используемым при выполнении работ товарам, в части излишне детализированных требований к свойствам товаров, которые становятся известными при проведении определенных испытаний.
По мнению заявителя для определения характеристик товара, а следовательно для участия в рассматриваемой закупке, участникам закупки требуется приобрести такие товары и провести испытания партии товаров.
Как указано выше, требования к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, установлены в приложении N 4 к аукционной документации.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки, должен руководствоваться правилом об использовании, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из совокупного смысла положений части 1 статьи 12 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что качество описания объекта закупки является одним из ключевых условий проведения эффективной закупки, по итогам которой заказчик заключает контракт на условиях максимально отвечающих его потребностям, а победитель определяется в соответствии с установленными правилами.
При этом, как отмечено выше, частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
ООО "Тандем" не представило в материалы дела доказательств того, что установленные заказчиком в Описании объекта закупки (приложение N 4 "Инструкция по заполнению сведений о конкретных показателях используемого товара") требования к товарам, используемым при выполнении работ, являются излишними, не указываются производителями/поставщиками товаров в сопроводительных документах при их поставке, и не соответствуют действующим на момент проведения закупки техническим регламентам, стандартам и иным требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
При изложенных обстоятельствах третий довод жалобы ОО "Тандем" вх. N 9130э от 22.09.2017 г. не находит подтверждения и признается необоснованным.
Из жалобы вх. N 9151э от 25.09.2017 г. следует, что заявителем обжалуется следующее.
1. По мнению заявителя положения договора залога, включенного в документацию об электронном аукционе, не соответствуют действующему гражданскому законодательству, поскольку денежные средства не могут быть предметом залога.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В пункте 15.2 аукционной документации указано, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику, в размере 30% от начальной (максимальной) цены контракта: 14 158 130,40 рублей.
Пунктом 15.9 аукционной документации установлено следующее: "В случае принятия участником закупки, с которым заключается контракт, решения об обеспечении контракта денежными средствами, указанный в п. 15.2 размер обеспечения должен быть перечислен на лицевой счет заказчика. В этом случае составляется договор о залоге. Договор о залоге может быть заключен по рекомендуемой форме в соответствии с Приложением 3 к документации.
Заказчик (Залогодержатель) вправе обратить взыскание на залог в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения залогодателем своих обязательств по контрактам.
Факт внесения залога денежных средств на счет Заказчика подтверждается копией или оригиналом платежного документа, на основании которого произведено перечисление средств обеспечения исполнения контракта".
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, ГК РФ, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Статьей 334 ГК РФ установлено, что в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества (предмета залога) преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит заложенное имущество (залогодателя).
При этом, согласно части 1 статьи 336 ГК РФ предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, за исключением имущества, на которое не допускается обращение взыскания, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом.
Вместе с тем, внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта в виде залога частью 3 статьи 96 Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Таким образом, заказчиком нарушено требование части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе. Первый довод жалобы ООО "Тандем" вх. N 9151э от 25.09.2017 г. признается обоснованным. Вместе с тем, на момент рассмотрения жалобы у Комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, что допущенное заказчиком нарушение повлияло на результаты осуществления закупки.
2. Заявитель указывает на то, что заказчиком в Описании объекта закупки установлены избыточные требования к используемым при выполнении работ товарам, в части излишне детализированных требований к свойствам товаров, которые становятся известными при проведении определенных испытаний.
Указанный довод идентичен третьему доводу жалобы ООО "Тандем" вх. N 9130э от 22.09.2017 г., оценка которому дана выше (стр. 8-9 Решения).
При изложенных обстоятельствах второй довод жалобы ОО "Тандем" вх. N 9151э от 25.09.2017 г. не находит подтверждения и признается необоснованным.
3. Заявителем обжалуется неуказание заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона порядка предоставления обеспечения исполнения контракта, требований к обеспечению, информации о банковском сопровождении контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, наряду с остальной информацией, в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 8 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требованиях к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Материалами дела установлено, что в разделе "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта" извещения N 0316100007217000065 о проведении электронного аукциона на ремонт моста через реку Б.Хатыми на км 474+867 автомобильной дороги А - 360 "Лена" Невер - Якутск заказчиком указано следующее: "в соответствии с документацией".
При изложенных обстоятельствах, заказчик, не указавший в извещении о проведении электронного аукциона обязательную информацию о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта, требованиях к обеспечению, информацию о банковском сопровождении контракта, признается нарушившим пункт 8 статьи 42, часть 5 статьи 63 Закона о контрактной системе. Третий довод жалобы ООО "Тандем" вх. N 9151э от 25.09.2017 г. признается обоснованным. Вместе с тем, на момент рассмотрения жалобы у Комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, что допущенное заказчиком нарушение повлияло на результаты осуществления закупки.
4. Заявителем обжалуется указание в Описании объекта закупки по позиции 8 "Камень для укрепления" размеров, по которым не представляется возможным определить требуемые заказчику параметры (ширина/длина/высота).
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки, должен руководствоваться правилом об использовании, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По позиции 8 в приложении N 4 к аукционной документации заказчиком установлены следующие требования:
Наименование товара, используемого при производстве работ |
Требования к товару, используемому при производстве работ |
8. Камень для укрепления откосов |
Требования к товару (материалу) для укрепления откосов 2. 1) Размер камня: 150 - 200 мм |
Изучив установленные заказчиком требования по позиции 8 "Камень для укрепления откосов" Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчиком установлены размытые требования относительно размера камня для укрепления откосов - не указано какие из установленных параметров относятся к длине, какие к ширине и какие к высоте.
При изложенных обстоятельствах четвертый довод жалобы ООО "Тандем" вх. N 9151э признается обоснованным. Заказчик признается нарушившим пункты 1 и 2 части 1, часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе. Вместе с тем, на момент рассмотрения жалобы у Комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, что допущенное заказчиком нарушение повлияло на результаты осуществления закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Тандем" (вх. N 9130э от 22.09.2017 г.) на действия заказчика ФКУ Упрдор "Лена" при проведении электронного аукциона на ремонт моста через реку Б.Хатыми на км 474+867 автомобильной дороги А - 360 "Лена" Невер - Якутск (изв. N 0316100007217000065) необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Тандем" (вх. N, 9151э от 25.09.2017 г.) на действия заказчика ФКУ Упрдор "Лена" при проведении электронного аукциона на ремонт моста через реку Б.Хатыми на км 474+867 автомобильной дороги А - 360 "Лена" Невер - Якутск (изв. N 0316100007217000065) обоснованной частично, обоснованными признаны доводы о не соответствии положений договора залога, включенного в документацию об электронном аукционе, действующему гражданскому законодательству; не указании в извещении о проведении электронного аукциона информации о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта, требований к обеспечению, информации банковском сопровождении контракта; установлении размытых требований к характеристикам товара, используемого при выполнении работ.
3. Признать заказчика ФКУ Упрдор "Лена" нарушившим пункты 1 и 2 части 1, часть 2 статьи 33, пункт 8 статьи 42, часть 5 статьи 63, часть 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Поскольку допущенные заказчиком нарушения не повлияли на результаты осуществления закупки, предписание об устранении нарушений не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Осипова Я.Д.
Члены комиссии: Мохначевская М.Н.
Платонова Э.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 29 сентября 2017 г. N 06-1044/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2017